Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Насекомые»

Елена Гриценко
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Насекомые»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ НА ТЕМУ: «НАСЕКОМЫЕ»

Цель: развитие навыка употребления различных грамматических категорий на основе лексической темы: «Насекомые».

Задачи:

коррекционно-образовательные: закрепление представлений о насекомых

коррекционно-развивающие:

уточнить и обобщить знания детей о насекомых;

расширять и активизировать словарный запас по теме «Насекомые»;

упражнять детей в выделении первого звука в словах;

развивать умение составлять предложения используя предлоги;

образовывать и употреблять родительный падеж множественного числа.

коррекционно-воспитательные:

воспитывать познавательный интерес к представителям насекомых;

воспитывать усидчивость; умение доводить начатое дело до конца;

формировать дружеские взаимоотношения.

Оборудование: вырезные картинки с изображением Лунтика, Пчеленка и кузнечика Кузи; картинки насекомых; картинка «Насекомые и пауки», ноутбук, презентация «Мои друзья — насекомые».

Ход занятия:

Ребята, сегодня ночью мне приснился сон, — большой зеленый луг и вокруг меня множество красивых бабочек, и стрекозы, и кузнечики. Когда я шла по дороге в детский сад, то вспомнила свой сон, как было бы здорово встретить красивых насекомых. Но я никого не встретила! Зашла в детский сад, в свой кабинет, а там — Лунтик. Я пригласила его к нам на занятие.

Осенью распускаются хризантемы, астра альпийская. Давайте понюхаем, как они пахнут: делаем вдох через нос, выдох через рот, на выдохе, без напряжения сказать «Ах!», затем: «Ах, как пахнет!», следующее: «Ах, как хорошо пахнет!»

Лунтик, а почему ты такой грустный? Я не встретил сегодня своих друзей: Пчеленка и Кузнечика Кузю. Как вы думаете, ПОЧЕМУ?

Я и сама не пойму, а давайте ребята все вместе разберемся!

Лунтик: — Друзья у меня такие шаловливые, они наверное здесь где-нибудь спрятались и появятся тогда, когда ребята отгадают загадки:

-Найди среди картинок на доске насекомое, название которого начинается со звука П

-Правильно, пчела. Слышите кто-то жужжит около цветов, Встань, Егор, посмотри кто спрятался в цветах?

Пчелёнок! Ура! Нашелся!

А теперь вспомните насекомых, названия которых начинаются со звука К

Правильно: кузнечик, комар!

Посмотри, Павлик, кто это стрекочет возле книг?

А вот и кузнечик Кузя!

Лунтик принес нам фотографии, которые он сделал летом на полянке. Давайте рассмотрим их и скажем, кого и где сфотографировал летом Лунтик. (раздаю картинки с изображением насекомых)

Дети: Жук-носорог спрятался под листом. Разноцветные бабочки порхают над цветами. и т. д.

Физминутка

Скачет маленький кузнечик (подскоки)

Через мостик перешел (ходьба)

Через лужи перепрыгнул (прыжки с ноги на ногу)

В гости к бабушке зашел (ходьба)

«Эй, хозяйка, хватит спать! (машут руками к себе)

Выходи скорей гулять!

Будем вместе веселиться (хлопать в ладоши)

Ты летать (машут руками)

А я скакать!» (подскоки на месте)

Я тоже вспомнила, что летом фотографировала красивую полянку. Давайте рассмотрим ее. (картина «Насекомые и пауки»)

— Перечислите насекомых, которых видите на фотографии.

Вот как много насекомых. А во время прогулок вы наблюдаете, что насекомых стало меньше? Если раньше на прогулке можно было увидеть бабочек, стрекоз, муравьев, жуков, божьих коровок, пчел,ос и шмелей, то сейчас уже их не видно! Куда все подевались?

Пальчиковая гимнастика

2. Развитие мелкой моторики «Паучок»

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Выполняем стряхивающее движение (дождик)

Хлопок ладонями по столу или коленям.

Солнце стало пригревать

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки

Предлагаю разгадать эту загадку и побольше узнать, что же происходит осенью с насекомыми? (показ презентации «Мои друзья — насекомые» слайд 2, 3)

Слушайте первую загадку

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела

И большие-большие глаза

Называют ее …. (стрекоза) слайд 4

Стрекоза зимует в стадии личинки. У личинок есть жабры и они дышат растворенным в воде кислороде. Слайд 5

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск и мед

Людям всем она мила,

А зовут ее …. (пчела) слайд 6

А вот пчелы зимой не спят, просто они становятся очень медлительными и вялыми. В природе пчелы селятся в дуплах деревьев, а в домашних условиях зимуют в омшаннике, в ульях. Слайд 7

Очень маленький на вид

Надоедливо звенит

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.) слайд 8

-Комар как и стрекоза зимует в стадии личинки.

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он. (Кузнечик.) слайд 9

Кузнечики зимуют в земле в стадии яйца, весной из яиц появятся личинки, а к лету будут настоящие кузнечики. Слайд 10

Он работник настоящий.

Очень, очень работящий.

Под сосной, в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.) слайд 11

Муравьи роют себе убежище от мороза на глубине свыше метра, там где температура держится одинаковая. Слайд 12

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка.) слайд 13 -16

-Бабочки забиваются в укромные места в дупла деревьев, в кору деревьев, на крыши домов. Слайд 17

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки –

Черненькие точки. (Божья коровка.) слайд 18

-Как правило божьи коровки живут по одиночке и только с наступлением холодов сбиваются в большие стаи, чтобы впасть в спячку в укромном месте до следующей весны. Слайд 19

А теперь посмотрите и скажите. У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют пестрокрылой.

У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют ….

У таракана длинные усы, поэтому его называют ….

А теперь потренируемся называть насекомых ласково: стрекоза, муха, оса, комар, паук, таракан, жук.

Посмотрите на изображение насекомого: у него 6 ног, тело состоит из трех частей: головы, средней части и брюшка.

Посмотрите на паука. Паук — это не насекомое. Давайте посмотрим почему. У него 8 ног, тело состоит из головогруди и брюшка. Посмотрите какое на нашей земле разнообразие пауков. Слайды 22-24

АУТОТРЕНИНГ. Слайд 25.

А теперь посмотрите на картинки и скажите, название каких насекомых начинается со звука К? (комар, кузнечик). Посмотрите на доску, кто покажет букву К.

Посмотрите и скажите, название какого насекомого начинается со звука Б? (бабочка) Найди и покажи букву Б.

Названия каких насекомых начинается со звука М? Покажи нам букву М

(муравей, муха)

А со звука П? (пчела, паук)

Название какого насекомого начинается со звука Т? Покажи букву Т.

Молодцы! А теперь послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.

Фиолетовый фломастер

Все неправильно раскрасил.

Флаг, жираф, фонтан — все это

Фиолетового цвета.

Догадались? Правильно звук ф чаще всего встречается в стихотворении. Давайте произнесем его все вместе.

Про этот новый звук мы будем говорить с вами на следующем занятии.

ИТОГ: — О ком мы говорили на занятии?

Куда же деваются все насекомые осенью?

Источник: maam.ru