Конспект комплексного занятия. Рассказывание по картине «Зимний вечер» Н. П. Крымова. Рисование «Зимний пейзаж»

Ирина Григорьевна Сушевская
Конспект комплексного занятия. Рассказывание по картине «Зимний вечер» Н. П. Крымова. Рисование «Зимний пейзаж»

Цели:

— Продолжение работы с детьми в подготовительной к школе группе над составлением описательного рассказа по картине «Зимний вечер» автора Н. П. Крымова.

— Закрепление приемов работы с красками, умение располагать изображение на листе.

— Развитие воображения.

Задачи:

— Учить придумывать самостоятельно сюжет, использовать выразительные средства при описании зимы.

— Учить разделять предметы на одушевленные и неодушевленные, передавать в рисунке образы знакомых песен.

— Познакомить с многозначностью слов (идет — падает снег, идет — человек).

— Упражнять в придумывании предложений с заданным словом.

Оборудование:

картины художников Н. П. Крымова «Зимний вечер», И. И. Шишкин «На севере диком», И. Э. Грабаля «Зимний пейзаж», «Февральская глазурь». Запись музыкального произведения П. И. Чайковского «Зимние грезы». Презентация «Зима»

Раздаточный материал:

тонированные листы формата А4. Акварель и гуашь, простой графитный карандаш.

Предварительная работа:

рассматривание зимних пейзажей, чтение о зимнем периоде, беседы о том, чем нравится зима, о красоте природы.

Ход занятия

1. Вводное слово воспитателя.

— Художник «Карандаш» приглашает нас на прогулку в зимний лес.

2. Рассказывание по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер».

— Перед нами картина известного русского художника-пейзажиста Н. П. Крымова «Зимний вечер». На этом полотне запечатлена небольшая деревушка зимой. Глядя на картину, зрители испытывают чувство умиротворения, спокойствия и тепла, несмотря на то, что автор изобразил зиму.

Послушайте стихотворение И. Никитина о зимнем вечере:

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями.

Чуть заметен над лесом туман,

Теплый вечер прозрачно — румян.

Вот уж веет прохладой ночною,

Грезит колос над узкой межою,

Месяц огненным шаром встает,

Красным заревом лес обдает.

— Что изображено на переднем плане картины?

На переднем плане пейзажа художник запечатлел замершую речушку. Она чиста и прозрачна, лед на ней гладкий, белоснежный. У берега водоема из-подо льда выглядывают островки мелководья, а на самом берегу растет кустарник. Несколько маленьких пташек сидят у кромки льда и на кусте. Мы можем предположить, что картину художник писал с противоположного берега. В этот момент он находился на возвышенности.

— Что изображено на заднем плане картины?

На заднем плане холста живописец изобразил зимнюю деревушку. На нем нарисован лес, состоящий из дубов и тополей. Он темной массой выделяется на фоне светлого, зеленовато-желтого неба. Оно низкое, чистое. Перед домиком расстилается огромное снежное пространство. Художник мастерски использует цветовую палитру для передачи оттенков снега: от темно-синих диагональных теней до чистейшего белого снега на крышах домов. Но в общем вся снежная масса кажется нежно-голубоватой. Деревня является одним из главных объектов полотна. Эта небольшая группа построек, утонувших в дремучих сугробах. В окнах одного из домишек видны отблески солнца. Слева, немного в отдалении от жилых строений, виднеется купол колокольни. К одному из домов примыкает амбар. К нему направляются два воза с сеном. Перед постройками по узкой тропинке идут местные жители.

— Какие цвета использует художник в своей работе для изображения снега?

Автор использует в своем произведении различные оттенки белого цвета для изображения снега. Бирюзовым цветом окрашен лед на реке. Художник передает окраску вечернего неба при помощи светлых зеленоватых и желтых тонов.

— Какие чувства мы испытаем, глядя на картину «Зимний вечер?»

Главное чувство, которое живописец хотел вызвать у зрителя, это чувство покоя и умиротворения. Художник любуется вечерними сумерками. Он хочет показать, как же прекрасна наша русская природа!

3. Рисование «Зимний пейзаж».

— За окном первый месяц зимы — декабрь. Поэты воспевают красоту зимы в своих стихах.

Послушайте отрывок стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный снег один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

— Но даже если таких дней зимой немного, то запоминается зима именно такими днями — морозными, снежными, солнечными, радостными. Бывают среди зимы и такие дни: — выглянешь поутру в окошко и восхитишься — деревья в белоснежных шубах, ветки от тяжести гнуться, стволы облеплены снежными фигурами, и таких фигур: сказочных животных, человечков — великое множество. Настоящая сказка — зимнее царство.

В такие мгновения вспоминаются стихи Ф. Тютчева:

Чародейкою Зимой

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

— А вот пейзаж, написанный И. Э. Грабарем, называется «Февральская лазурь».

Это одна из самых известных и замечательных картин художника. Она находится в Москве в Третьяковской галерее.

— Нравится ли вам пейзаж? — Что художник хотел показать? (Удивительную красоту) Художник говорит нам своей картиной: «Посмотрите, как красиво. Полюбуйтесь березками. Как хорошо зимой, когда светит солнце и лежит снег».

— Что такое лазурь? Лазурь — синее небо (лазурное и на фоне его ослепительно — белые ветви, образующие чудесный узор, поэтому-то так красиво).

— Рассмотрите картины художников и фотографии зимнего пейзажа.

— Что у них общего? (Изображение природы, пейзажи). На картине Грабаря «Зимний пейзаж» мы не видим солнца. — Почему же верим, что оно светит? (Ветки красуются в зимнем наряде, розовато-коричневый лес, зеленые елочки. ) От голубых теней на снегу и ярко-синего неба веет холодом.

— Давайте немного поиграем. Представьте, что мы на улице. Чувствуете, как пахнет морозный воздух, хвоя, снег? Повторяйте за мной движения.

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим мы в ладошках.

Дружно ими покидались,

Наши руки и размялись.

А теперь пора творить —

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили,

Сверху третий, малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

— Хорошо поиграли.

— А теперь познакомимся с новым способом рисования деревьев.

Стволы березок выглядят по-разному: у одних только один ствол, у других — на небольшой высоте ствол как бы раздваивается. Кроме того, очень часто березы растут группой — в одном месте сразу несколько деревьев. Это выглядит очень красиво. Вы можете использовать этот прием в своей работе. Все деревья в зимнем лесу разные: одни стройные, другие кривые; одни толстые, другие тонкие. Снег лежит на сучках, на стволах. Снег изобразите бедно-серым, голубым, сиреневым. Снег — темнее белого листа бумаги. Художник, рисуя акварелью, никогда не применяет белой краски. Роль белой краски выполняет белая бумага. Предлагаю нарисовать пару деревьев, укутанных снегом. Помните, что ствол дерева не доводят до низа листа, ель — сине-зеленая, темная, а лес вдали — сиреневый, чуть темней неба.

— Обратите внимание на экран (включена презентация, как художники видят красоту зимней природы. У каждого свой способ изображения природы, ее красок. Но у всех зимняя природа кажется немного волшебной.

4. Итог занятия.

— Воспитатель читает стихотворение Сергея Крылова «Зимняя сказка».

— Рассматривание и анализ рисунков, выполненных детьми.

— Какое название можно дать этому пейзажу? (Зимние забавы)

— Чем интересен этот пейзаж? (Иней, снежные наряды, птицы)

— Какое настроение передано в этом рисунке?

— Какой пейзаж понравился? Почему?

— О чем вы думаете, глядя на этот пейзаж?

Источник: maam.ru