Конспект комплексного занятия «Что мы знаем о перелетных птицах»

Елена Заровная
Конспект комплексного занятия «Что мы знаем о перелетных птицах»

Цель: Расширить знания детей о перелетных птицах, среде их обитания и

образе жизни.

Задачи: Продолжать учить детей замечать изменения в природе, связанные с

приходом весны, закрепить названия весенних месяцев.

Формировать интерес к разнообразным играм со словами,

совершенствовать умения детей изменять темп речи и силу голоса.

Активизировать словарный запас и расширять кругозор.

Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Предварительная работа:

— Чтение произведений о птицах.

— Наблюдения в природе за птицами.

Материал: иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц, фигурки птиц, пластилин, дощечки для пластилина, стеки.

Ход занятия.

Приветствие.

Загадка: «На полянке у тропинки

Пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит

А под елкой снег лежит».

Давайте назовем весенние месяцы.

Ребята, а по каким признакам мы узнаем, что наступила весна?

Конечно, главное событие весны это – возвращение перелетных птиц.

И вот уже пришла весна,

Ее мы чувствуем дыханье.

Проснулись реки ото сна,

И птиц мы слышим щебетанье.

— Откуда прилетают к нам птицы?

— Почему их называют перелетными?

— Как вы думаете, все ли птицы улетают в теплые края?

— Как называют птиц, которые остаются зимовать?

Мы продолжим знакомство с птицами, которые к нам прилетели сегодня.

(Беседа о перелетных птицах, показ и прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».)

Загадки: Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (грач)

— Раньше всех птиц, в середине марта, прилетают грачи. Их еще называют предвестниками весны.

Гнездятся они на деревьях. Строят по несколько больших гнезд. Живут группами дружно и шумно.

Раньше всех из птиц встает,

Солнцу песенку поет.

Все живое поднимает,

Как ту птичку называют? (жаворонок)

— Жаворонок – это самая громкоголосая птичка, которая обитает на открытых местностях.

Маскироваться от хищников ему помогает окраска, которая сливается с общим фоном травы.

В отличие от других перелетных птиц, он питается семенами травы и злаков (пшеницы, ржи, проса, которые зимой нельзя достать из-под снега. Вьет гнездо на земле.

Назар читает стихотворение:

Лишь утро в саду настает,

Еще не проснувшись, я слышу.

На ветке то громче, то тише,

Без умолку зяблик поет.

Купается в алом рассвете,

Прищелкивает язычком.

Как будто бы лучшим на свете

Позавтракал он червячком!

— Зяблик – одна из самых распространенных в нашей стране птиц. У самца оперение спинки серо-бурого цвета, надхвостье зеленоватое; низ и щеки – темно коричневые; голова и клюв – голубовато-серые. На лбу есть черное пятно, а на крыле оно белое. Окраска самки серовато-бурая.

Обитают зяблики на суку или в расщелине дерева в разнообразных лесах.

Нередко селятся в парках.

Прилетает к нам с теплом

Путь проделав длинный.

Лепит домик над окном

Из травы и глины. (ласточка)

Городская ласточка-птица улетает в августе – сентябре. Западные популяции зимуют в Африке, восточные на юге Китая и в Восточной Азии. Ласточки возвращаются в середине-конце апреля.

Питаются они насекомыми, пойманными в воздухе. Живут под крышами, а ласточки-береговушки в норках.

Птичка в домике живет,

Часто песенки поет.

Всем известен сей певец

А зовут его (скворец)

За грачами прилетают скворцы. Ранней весной собирают личинок насекомых, дождевых червей. Потом будут ловить кузнечиков, пауков, гусениц. Скворцы могут подражать звукам других птиц и

животных: издают скрип, дребезжание, могут блеять и лаять. Они любят надежный дом, высоко

над землей, окошечком на восток, где встает солнышко.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех наводит трели.

Голосистее, нежней,

Кто же это? (соловей)

Соловьи прилетают во второй половине мая – начале июня. Первыми появляются самцы, которые

начинают выводить свои трели. К середине мая они распеваются в полную силу, а к началу июля постепенно смолкают. Гнездятся на земле и на высоких кустарниках.

— Чем питаются птицы? (ответы детей)

Зернами и семенами питаются зерноядные птицы.

Бабочками и насекомыми питаются насекомоядные птицы.

Мелкими зверьками питаются хищные птицы.

-Что могут делать птицы? (летать, плавать, кормить. высиживать, клевать, прыгать)

-Какую пользу приносят птицы?

-Где живут птицы?

-Птицы живут везде. Они бывают дикие и домашние. А некоторые птицы живут на болоте.

-Чем птицы отличаются от животных?

-Что начинают делать птицы, когда прилетают домой?

Они начинают приводить в порядок свое жилье или строят новое.

-Из чего они строят гнездо? (соломинки, перышки, веточки)

Затем они откладывают яйца и начинают высиживать потомство.

На дереве в лукошке.

Подрастают крошки. (птенцы)

-Можно подходить к гнезду и брать яйца?

-Вы знаете врагов птиц? (коты, лисы)

Игра: «Кто где живет?»

(соотнести картинку птицы к гнезду)

Как называется птица, которая не вьет гнездо? (кукушка)

Она откладывает яйца в чужие гнезда.

Ребята! К нам прилетела гостья. Сможете угадать, кто она?

Удивляется луна,

Засветились два окна.

А за ними два крыла

Показались из дупла.

Ночью ей в дупле не спится.

Если писк она услышит,

Плохо будет серой мыши.

Если птицу знаете, то загадку отгадаете. (Сова)

Как вы думаете, сова это перелетная птица или зимующая?

Совы – это кочующие птицы, они постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи. Они питаются насекомыми, а еще любят мышей и зайчат. Это хищная птица, которая приносит пользу, так как нападает на старых и больных животных. А еще ее называют «мудрой». У нее крупная голова с большими глазами, похожими на очки. Сова не любит суетиться, а ведет себя солидно, сидит на высоком дереве, как будто что-то обдумывает. Она не летает в теплые края, а зимой кочует ближе к людям, где можно найти пропитание.

-Ребята! Вы прослушали прекрасное пение птиц и много узнали о них. Вы тоже хорошо поете, но скоро вы пойдете в школу и должны уметь правильно говорить.

Логопед проводит игру «Мы умеем звуки петь».

Цель: Учить правильно произносить звуки, слоги и слова в сочетании с движениями.

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногою,

Топай левою ногою.

Снова правою ногою,

Снова левою ногою.

После правою ногою,

После левою ногою.

После прилетишь домой!

Сюрпризный момент: звучит аудиозапись «Голоса птиц». В уголке природы дети находят птиц, и воспитатель предлагает детям построить для птиц гнездышко.

Коллективная лепка «Гнездо для птиц».

Птицы наши друзья, обижать их нельзя!

Птиц, ребята, не надо ловить!

Надо птиц всегда любить!

Надо птицам помогать!

Их жалеть, оберегать!

Птичьи гнезда не разорять,

Всегда птицам помогать!

-Молодцы, ребята! Хорошо занимались, узнали много нового и интересного. А птички приготовили для вас угощения.

Чаепитие.

Источник: maam.ru