Рекомендации для родителей по теме недели: «Лето — маленькая жизнь»

Анна Гончарова
Рекомендации для родителей по теме недели: «Лето — маленькая жизнь»

«Лето – маленькая жизнь». Однако эту «маленькую жизнь» необходимо правильно обустроить, наполнить интересными и полезными для ребёнка занятиями. Лето пора не только отдыха, но и укрепление здоровья, закаливание и оздоровления витаминами всего организма. Дети должны высыпаться, так как от недосыпания развиваются неврозы, возрастает утомленность. Солнце, воздух и вода — самые благоприятные факторы для детей любого возраста. Солнечные лучи уничтожают болезнетворные микробы, улучшают обмен веществ. Во избежание солнечных ожогов пребывание на солнце необходимо дозировать. Наиболее подходящее время для загара — первая половина дня,Летом дети должны находиться на открытом воздухе по возможности весь день. При плохой, дождливой погоде прогулки могут быть кратковременными, но частыми. Прогулки, игры, физкультурные занятия – лучший ежедневный отдых. Очень полезно плавание. Во время плавания тренируются сердце, легкие, почти все мышцы тела. Нельзя силой заставлять ребенка плавать, главное, выдержка и терпение. Подчеркните в беседе с ребенком различия между морем, рекой, озером. Напомните о знаках, запрещающих купаться. Интересны и познавательны совместные прогулки, походы в лес, к реке и другим местам. Природа помогает развивать творческие способности ребенка, интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе. Отправляясь на отдых с детьми за город, не забывайте взять с собой необходимые атрибуты для игры, это могут быть мячи, ракетки, а также многое другое. Самый простой и доступный всем способ ознакомления дошкольника с природой летом – это семейный поход в парк. Здесь закладываются азы знаний об окружающем мире, природе родного края, развивается интерес к получению новых знаний о мире, его устройств. Ребенок знакомится с различными видами деревьев, трав, кустарников, наблюдает поведение насекомых, слушает пение птиц. Задача взрослого обратить внимание ребенка на то или иное явление, дерево, цветок, животное, помочь вычленить его из общего буйства летних красок и изучить. Так, постепенно, приходя в парк снова и снова, ребенок сталкивается с уже знакомыми ему явлениями живой и неживой природы и пополняет свою копилку знаний новыми видами. Счастливые обладатели дачных участков могут сполна воспользоваться благами своего положения. Великолепная альтернатива лесным прогулкам — труд в природе. Этот компонент образовательной области «социально-коммуникативное развитие» особенно развернуто реализуется в летний период. В зависимости от возраста ребенка ему можно давать различные поручения по уходу за растениями, поливом, прополкой. Так, в младшем возрасте под руководством взрослого ребенок может полить цветы на участке, помочь в сборе урожая. У детей среднего дошкольного возраста необходимо продолжать прививать желание ухаживать за растениями, помогать взрослым. Можно предложить им собрать вместе урожай, семена, подать тот или иной инструмент взрослому. В старшем дошкольном возрасте дети справятся с такими заданиями как рыхление почвы, прополка, пересаживание растений под присмотром взрослого. Все эти простые обязанности помогут сформировать у детей уважительное отношение к труду взрослых, расширят представления детей о труде, его общественной значимости, сформируют бережное отношение к тому, что сделано руками человека, привьют чувство благодарности к людям за их труд. Поощряйте участие детей в спортивно-развлекательных играх и старайтесь сами поучаствовать в них. На площадке можно выполнять самые разнообразные упражнения: лазание, висы, хождение по гимнастическому бревну, по бортикам песочницы или по лежащим на земле стволам деревьев, прыжки на батуте, в яму с песком и другие спортивные упражнения. Лето – пора овощей, фруктов, ягод. Богатое содержание минеральных солей и витаминов делает эти продукты необходимыми в рационе детей. По возможности их следует давать в сыром виде. Очень важно правильно организовать сон ребенка, днем желательно на воздухе. Если земля сухая и теплая, можно разрешить детям ходить босиком. Это очень полезная процедура, особенно для тех, кто страдает плоскостопием. Старайтесь соблюдать режим дня, иначе очень трудно к нему возвращаться в сентябре. Необходимо не просто ознакомить дошкольников с особенностями природы летом, но и воспитать искреннее, доброе, бережное отношение к окружающему, сформировать культуру поведения в природе и общечеловеческие нормы и ценности.

Понедельник: » Мир лета»

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

В помощь для развития познавательной активности детей, мы предлагаем вам рекомендации недели.

Наблюдайте с детьми за различными природными явлениями (дождь, град, молния, туман, радуга, роса и др.) Подбирать к словам признаки и действия (Дождь – что делает? – идет, льет, капает, моросит, …. Радуга – какая? – яркая, разноцветная, сверкающая, радостная, … .) В этом вам могут помочь народные заклички, приговорки и детские стихи. Например, такие: Какой дождь?

Дождик капал, моросил,

Припускал, стучал, косил,Ливнем лил, стеной стоял,

Барабанил, травы мял. Дождь слепой и проливной,

Нарастающий, грибной,Обложной, висячий, спорый,

Сонный, медленный и скорый. Как камыш, стоймя стоячий,

И холодный, и горячий. А еще и грозовой, радужный, полосовой.

Параллелями и в сетку, А при ветре – даже в клетку.

Вот как много есть дождейДля растений и людей.

Рассматривать и называть с детьми различные цветы (степные садовые, полевые, ягоды (садовые и лесные, грибы (съедобные и несъедобные, деревья и кустарники (садовые, лесные и городские, насекомых, птиц. Описывать их, сравнивать по цвету, форме, запаху и вкусу. Подбирать признаки и действия. (Стрекоза – что делает? – летит, кружится, садится, опускается, … .Ландыш – какой? – красивый, белый, ароматный, душистый, … .)

Читать сказки, короткие рассказы, истории с последующим пересказом.

Читать и заучивать стихи.

Развивать мелкую моторику:

— лепить из пластилина,

— играть с мелкими игрушками (мозаики, конструкторы,

— раскрашивать,

— обводить узоры по точкам с последующим самостоятельным продолжением,

— рисовать узоры по клеточкам и т. п.

Поговорить с ребенком о том, какое время года наступит после весны, что происходит в природе с наступление лета (с растениями, с животными, изменения в неживой природе).

Вспомнить названия всех летних месяцев.

Игра «Какое сейчас время года»?

Родитель зачитывает стихотворение, а ребенок подбирает подходящее слово.

В году четыре времени,

И все они дружны.

Эти четыре времени

Ребята знать должны!

Зимой год начинается

Всё снегом покрывается,

Весною продолжается

Листочки появляются.

Летом солнце греет

И листья зеленеют.

Осенью листва желтеет,

Ветер сорвёт её

И по полям развеет.

А после осени опять

Зима год будет продолжать.

Ребенок должен назвать четыре времени года.

Упражнения на развитие речи:

Упражнение «Подбери признак»

Лето (какое) -жаркое, теплое, знойное, холодное, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное.

Цветок (какой) — красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий, хрупкий, пушистый, гладкий, вьющийся, комнатный, луговой, садовый, полевой, светолюбивый, теплолюбивый.

Солнце (какое) — ласковое, теплое, жаркое, желтое, круглое, большое и т. д.

Упражнение «Подбери действие»

Люди летом (что делают) – отдыхают, загорают, плавают, купаются, ныряют, сажают, выращивают, собирают, уезжают, играют, катаются.

Цветы (что делают) — растут, цветут, пахнут, расцветают, распускаются, вянут.

Люди с цветами (что делают) – выращивают, высаживают, садят, поливают, ухаживают, рыхлят, пересаживают, полют, срезают, любуются, рвут, срезают, нюхают, рисуют.

Упражнение «Один — много» Цветок — много цветов, ландыш- много …, мак- много…, колокольчик — много …, ромашка — много …, одуванчик — много …, незабудка — много …, василёк — много … .

Игра «Скажи — какой?» на образование прилагательных

Если цветок растёт в саду, то цветок (какой) — цветок садовый, в поле — полевой, на лугу – луговой, в лесу — лесной, растёт весной – весенний, растёт в комнате — комнатный, растёт летом — летний, лечит болезни — лечебный, растёт много лет — многолетний, одно лето — однолетний, растёт для декора — декоративный, приносит пользу – полезный.

Игра «Скажи — какой» на образование причастий

Цветок растёт, он (какой) — растущий, цветёт — цветущий, вянет – вянущий, пахнет – пахнущий, радует — радующий.

Упражнение «Подбери слово»

Весной тепло, а летом еще … (теплее).

Весной солнце светит ярко, а летом еще… .

Весной птицы поют звонко, а летом еще… .

Утром светло, а днем еще… .

Вечером темно, а ночью еще… .

Вторник : » Мир природы».

Насекомые.

Родителям рекомендуется:

Вспомнить и назвать насекомых (пчела, шмель, муравей, стрекоза, муха, комар, бабочка, жук). Назвать части тела насекомых (голова, усики, грудь, брюшко, лапки, крылышки).

Во время прогулки в парке понаблюдать за насекомыми (внешний вид, особенности поведения).

Ответить на вопросы:

— Сколько лапок у насекомых? Паук – это насекомое?

— Какую пользу приносят насекомые?

— Зачем нужны вредные насекомые (муха, комар?

— Где живут насекомые, у кого из них есть домики? (пчелы – в улье, муравьи – в муравейнике, жуки – на деревьях, стрекозы – у водоемов)

Игра «Один – много – улетели». Изменить слова по образцу:

Оса – осы – нет ос. Пчела – пчёлы – нет …. Муха — …. Муравей — …. Шмель — …. Жук — …. Комар — …. Кузнечик — …. Стрекоза — … .Бабочка — … .

Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Комар — комарик. Муха — мушка. Муравей — муравьишка, муравейка, муравлик, муравушка.

И т. д.

Упражнение «Бывает — не бывает» на понимание логико-грамматических конструкций.

Девочка ловит бабочку.

Бабочка ловит девочку.

Девочка поймана бабочкой.

Бабочка поймана девочкой.

Девочка поймала бабочку.

Бабочка поймала девочку.

Учим стихи про лето.

Я рисую лето – А какого цвета?

Красной краской – Солнце,

На газонах розы, А зеленой – поле,

На лугах покосы. Синей краской – небо

И ручей певучий. А какую краску

Я оставлю туче? Я рисую лето – Очень трудно это… (С. Маршак)

Лето

Лето солнышком вкатилось,

Засияло, засветилось

Вишнями, ромашками,

Лютиками, кашками.

Лето! Лето! Лето! Лето!

В краски яркие одето,

Жарким солнышком согрето,

Пусть подольше будет лето! Л. Некрасова

Рассматривание и сравнение муляжей фруктов (груша, яблоко, слива,

вишня).

Цель: закрепить знания детей о характерных свойствах фруктов (форма, цвет, особенности поверхности).

Художественно-творческая деятельность: выкладывание натюрмортов

из фруктов.

Цель: упражнять в составлении натюрмортов из предложенных предметов, в составлении нескольких вариантов композиций с учетом формы, величины, цвета предметов.

Рисование насекомых, цветов, фрукты,овощи ит. д.

Среда: » Мир игрушек»

Проведите с ребенком беседу о бережном отношении к игрушкам. В качестве экскурсии сводите ребенка в магазин, где продают игрушки. Активизируйте словарь ребенка за счет слов: названий игрушек: слов — признаков: интересный, забавный, заводная, железная, мягкая любимая, красивая, плюшевая, резиновая, новая, и т. д. слов-действий: играть, заводить, подбрасывать, отбивать, ловить, строить, возить, складывать, укладывать и т. д.

Поиграйте с ребенком в игры: «Назови ласково» мяч — мячик кукла-. машина -. дом -. синий мяч — синенький мячик круглый -. новый -. голубые глаза — голубенькие

«Подбери признак» мяч (какой?) — большой, резиновый, упругий, круглый, красивый, футбольный, теннисный, гладкий.

«Подбери действия» мяч (что делает) — летит, прыгает, падает, подскакивает, катится.

«Подбери предметы к признакам» плюшевый — мишка, зайка,. плюшевая — лисица, белка. плюшевое — платье, покрывало. плюшевые — игрушки, мишки.

«Из чего сделана игрушка» (образование относительных прилагательных) Машина сделана из железа, она – железная Самолет сделан из пластмассы, он – пластмассовый. Матрешка сделана из дерева, она – деревянная. Мишка сделан из плюша, он – плюшевый. Мячик сделан из резины, он – резиновый «Образуй признаки» (от предметов) игрушка – игрушечный; кукла — кукольный стол «Один — много» кукла — куклы – кукол мишка – мишки — мишек лошадка – лошадки — лошадок мяч – мячи — мячей пирамидка- пирамидки — пирамидок

«Посчитай игрушки»

один (одна) мяч мишка матрешка грузовик трансформер два (две) мяча пять мячей «Узнай игрушку по описанию» (Взрослый рассказывает об игрушке, а ребенок ее называет)

«Узнай игрушку на ощупь» (Предложите ребенку закрытыми глазами ощупать любую игрушку и назвать ее). Помогите ребенку составить описательный рассказ об игрушке, опираясь на план и мнемотаблицу: · название игрушки · внешний вид (величина, цвет, форма) · материал, из которого изготовлена · почему игрушка понравилась? · как с ней можно играть? Пример: Это кукла Маша. Ее купили в магазине. Она сделана из резины. У нее есть голова, шея, руки, туловище, ноги. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша – игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно.

Выучите с ребенком считалку: (на каждую строчку 4 удара мяча) Чуть ударишь этот мячикНачинает он скакать. Скачет, скачет, скачет, скачет И не хочет перестать.

Поиграйте в речевые подвижные игры: (ритмично подниматься на носочки и опускаться на пятки) Наша Маша рано встала. Кукол всех пересчитала:

Две матрешки – на окошке, Две Танюшки – на подушке. Две Иринки – на перинке. А петрушка в колпаке – На дубовом сундуке. На большом ковре и в ряд маршировать на месте, Куклы Танины стоят. остановиться Два медведя, Буриатино, изображать персонажей И веселый Чипполино, И котенок, и слоненок. Раз, два, три, четыре, пять. прыгать на месте Вместе мы идем гулять. маршировать, продвигаясь вперед

Отгадайте загадки: Ростом разные подружки, Все похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка (матрешка)

Рассмотреть с ребенком несколько игрушек.

Определить материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая, меховая).

Отметить внешние признаки игрушки: форму (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная, цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая).

Упражнения на развитие речи:

Дидактическая игра «Узнай игрушку по описанию»

Взрослый рассказывает об игрушке, а ребенок ее называет.

Дидактическая игра «Узнай свои игрушки на ощупь»

Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать любую игрушку и назвать ее.

Составить описательный рассказ об игрушке по следующему плану:

Что это?

Каков ее внешний вид (величина, цвет, форма?

Из какого материала сделана?

Как с ней можно играть?

Упражнение «Подбери действие»

Мяч — летит, прыгает, катится, скачет, падает. .

Кукла -. . Машинка — … .

Упражнение «Подбери признак»

Кукла (какая) – красивая, новая, резиновая, любимая,. .

Мяч (какой) -.

Упражнение на образование признака от предмета

Игрушка — игрушечный, кукла — кукольный, стол — настольный, зеркало -. .

Упражнение «Назови ласково»

Мяч — мячик, кукла -. ; мишка -. ; матрешка -. ; машина -. .

Четверг » Мир культуры»

Продолжать воспитывать интерес к познанию русской истории, желание подражать лучшим образцам культуры.

Развивать представления об особенностях русского народа, его общественной жизни.

Развивать умения отражать полученные знания о русской культуре в

специально созданной обстановке (игра, театр, музыкально-литературные

импровизации, музей).

Воспитывать индивидуальное эмоциональное отношение к произведениям искусства.

Воспитывать культуру поведения в детском саду, на улице, в гостях, в

музее.

Развивать представления о разнообразии музыкальных народных жанров, фольклоре. Широко используйте в воспитании фольклор (сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и т. п.).

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности —представления о добре, красоте, правде, верности и т. п

Читайте и проигрывайте сказки:«Снегурушка и лиса», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Курочка ряба», «Теремок», «Бычок – смоляной бочок» и других.

Подарите ребёнку русскую театральную игрушку — Петрушку.

Разучите с детьми потешки:«Как у нашего кота», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Идет коза рогатая», «Наш козел», про корову и бычка, «Бычок – резвые ножки», весеннюю закличку «Весна, весна красная»

Приобщайте детей к русской народной музыке. Слушайте русские народные мелодии, песни.

Познакомьте с музыкальными инструментами: дудочка, ложки, гармошка, балалайка, свистулька.

Знакомьте с традиционными и обрядовыми праздниками.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

Беседуйте с детьми о русских народных праздниках Рождество, Масленица, Пасха. Расскажите о солнышке, воде, весенних цветах, весне.

Рассмотрите с детьми картинки, иллюстрации русских народных костюмов, познакомьте со словами – сарафан, рубашка, шаровары.

Знакомьте с народным искусством.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки. Посещайте с детьми выставки и музеи.

Пятница: Мир животных и их детенышей»

Показать ребенку (по возможности живых) домашних животных — кошку, собаку, корову, лошадь, свинью, овцу. Вспомнить названия детенышей домашних животных. Обсудить внешние признаки каждого, ответив на вопросы: почему не слышно, когда ходит кошка, для чего у лошади на ногах копыта, зачем корове рога и т. д. ; Поговорить о том, чем они питаются, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними;Рассказать ребенку, как называются домики, которые человек строит для домашних животных (для коровы – хлев, для овцы – овчарню, для собаки — конуру (будку) и т. д.)

Прочитать стихи и рассказы о домашних животных; Рассмотреть иллюстрации в книгах и журналах.

Вспомнить загадки о домашних животных.

Упражнения на развитие речи:

Упражнение «Кто как голос подает?»

Корова — «му-у» (корова мычит). Кошка- «мяу» (кошка мяукает). Собака -. Свинья -. Лошадь -. . Овца -. .

Упражнение «Один — много» (образование множественного числа существительных)

Кошка — кошки, собака — собаки. ; котенок — котята, жеребенок — жеребята. .

Упражнение «У кого — кто?»

У кошки — котенок (котята, у собаки — щенок (щенята, у овцы -. , у козы -. ; котенок — у кошки, щенок — у., теленок — у., жеребенок -. , козленок -. .

Упражнение «Кто чем питается

Кошка — молоком, корова — травой, коза -. , собака -. , лошадь -. .

Упражнение «Кто как ест?»

Корова — жует, собака — грызет, кошка — лакает, и т. д.

Упражнение «Подбери признак»

Кошка (какая) — ласковая, игривая, шаловливая, маленькая, породистая; щенок (какой) -. , козленок (какой) -. , жеребята (какие) -. , телята (какие) -. .

Упражнение «Назови ласково»

Кошка — кошечка, собака — собачка, свинья — свинка, и т. д.

Упражнение «Отвечай»

У кого рога? У кого мягкие лапки? У кого вымя? У кого щетина? У кого пятачок?

Упражнение «Назови семью».

Он — кот, она — кошка, детеныш (и) — котенок (котята).

Он — конь, она — лошадь, детеныш (и) — жеребенок, (жеребята).

Он – баран, она – овца, детеныш (и) – ягненок (ягнята)

И т. д.

Упражнение «Кто где живет»

Корова живет в коровнике, свинья — в свинарнике, лошадь -. , собака -. . И т. д.

Упражнение «Отгадай, кто это?»

Сторожит, грызет, лает? -. . Хрюкает, роет? -. . Ржет, бегает, скачет? -. . Мяукает, лакает, царапается? -. . Мычит, жует, ходит? -.

Упражнение «Подбери действие»

Кошка — лакает, мяукает, царапается, мурлычет, ласкается, облизывается. ; собака — сторожит, лает, кусает, охраняет, бросается, ласкается, воет, бегает. .

Упражнение «Чей хвост, чье туловище, чья голова, чьи уши?» (образование притяжательных прилагательных).

Хвост (чей) — кошачий.. Туловище (чье) — кошачье.. Голова (чья) — кошачья.. И. т. д.

Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов — зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы. Отметить их внешние признаки. Сформировать обобщающее понятие дикие животные. Попросить ребенка показать и назвать части тела животного (туловище, хвост, голова, рога, копыта, лапы). Рассказать о том, где живут животные, чем питаются, как готовятся к зиме (линька, запасы, жилище). Закрепить в словарном запасе ребенка название диких животных и их детенышей. Вспомнить русские народные сказки, в которых упоминаются животные наших лесов.

По возможности посетить зоопарк.

Упражнения на развитие речи:

Упражнение «Угадай кто это?» — учимся подбирать существительные к прилагательным.

Бурый, косолапый, неуклюжий. .Серый, зубастый, страшный.. Хитрая, пушистая, рыжая.. Маленький, длинноухий, пугливый.. Серый., косолапый., хитрая., колючий.

Упражнение «Кто как подает голос»

Лиса — тявкает. Медведь — … (рычит). Волк -. (воет). Белка -. (цокает). Еж — … (фыркает). Заяц — … (пищит, верещит)

Упражнение «Кто у кого»

У медведицы — медвежонок (медвежата). У лисицы -. У белки -. У волчицы -. У ежихи -. У зайчихи -.

Упражнение «Назови семью»

Медвежья семья – медведь, медведица, медвежата. Волчья семья — … Лисья семья — … Беличья семья — … Заячья семья — … Ежиная семья — …

Упражнение «Назови ласково»

Заяц — зайчишка, зайка, зайчик. Лиса -. . Медведь -. . Волк -. . Еж -. . Белка -.

Упражнение «Назови признак» (на подбор существительных к прилагательным)

Медведь, какой? (бурый, косолапый, неуклюжий). Волк, какой? (серый, зубастый, страшный). Лиса, какая? (хитрая, пушистая, рыжая). Заяц, какой? (маленький, длинноухий, пугливый).

Упражнение «Кто где живет»

Лиса живет в норе. Медведь зимует в.. Волк живет в.. Белка живет в.. Ежик живет в. .

Упражнение «Чей хвост?»

У лисы – хвост лисий. У волока — … У медведя — … У белки — … У зайца — … И т. д.

Упражнение «Наоборот» — учимся подбирать антонимы.

Лось большой, а заяц -. . Белка слабая, а волк -. . У волка хвост длинный, а у медведя -. . Лиса — хищное животное, а заяц -.

Дидактическая игра «Про кого можно сказать.» (подобрать существительное к глаголу)

Охотится – волк, лиса, еж; крадется _. воет -. , кусается -. , пугается -. , скачет -. , переваливается -. , хитрит -. , выслеживает -.

Всем отличного лето!

Источник: maam.ru