Конспект итогового занятия по курсу «Национальный калейдоскоп» в старшей группе на тему «Россия — многонациональная страна»

Галина Рудакова
Конспект итогового занятия по курсу «Национальный калейдоскоп» в старшей группе на тему «Россия — многонациональная страна»</p>

Конспект итогового занятия по курсу «Национальный калейдоскоп» в старшей группе на тему «Россия многонациональная страна».

Цель:  Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.

Задачи: 

Закреплять и расширять представление о России.

Дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории России.

Воспитывать любовь к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину.

Способствовать формированию у детей интереса к народам России.

Закрепить знания детей о народных играх.

Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. приобщать к истокам народной культуры.

Методы и приемы:

Метод сравнения, элементарного анализа, метод вопросов, метод ТРИЗ, игровые приемы, беседы, сюрпризный момент.

Формы и виды организации детской деятельности:

Двигательная, игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, чтение (восприятие) художественной литературы, театральная.

Ход занятия:

1. Беседа с видео — презентацией «Россия многонациональная»

 — Воспитатель: Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне.

Стихотворение «Родина» (Читает ребёнок).

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно пол — мира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок и. я.

Словесная игра:

Наша страна называется … Россия.

Граждане России называются … россияне.

Столица России город … Москва.

Президент России … В. В. Путин.

Воспитатель: Какие символы России вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

— Люди, каких национальностей живут в нашей стране?

Ответы детей: (Русские, чуваши, башкиры, чеченцы, татары, чукчи, ненцы и др.)

Сюрпризный момент. «К нам пришла посылка»

Детям демонстрируются элементы народных костюмов народов России.

Русский н. к. – кокошник.

Татарский н. к. – тюбетейка.

Чеченский н. к. – папаха или платок из легких тканей.

Чукотский н. к. – шаманский бубен.

Воспитатель подводит детей к теме занятия, используя наводящие вопросы:

— что вы видите перед собой? (одежда, элементы одежды)

— кому может принадлежать эта одежда?

— кто может носить эту одежду? (кто мог носить такую одежду)

— как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О людях, которые живут в нашей стране.)

В. — Я вам предлагаю побывать в разных уголках нашей страны. Республика Татарстан (показ на карте). Это республика находится в центральной части России. Столица Татарстан – город Казань. (Дети присаживаются на стульчики).

— Но татарский народ не только умеет трудиться, но и весело отдыхать. У татарского народа есть традиция отмечать веселый праздник «Сабантуй». «Сабан» — это плуг, «туй» — праздник. Этот праздник проводили после завершения весеннего сева. Это обрядовый, люди просили природу, чтобы она им принесла богатый урожай. Сопровождался праздник песнями, плясками, играми, состязаниями.

Чтение детьми стихотворения «Здравствуй, праздник Сабантуй».

Зазвенел теплом июнь

Здравствуй, праздник Сабантуй!

После сева летним днем

Мы станцуем и споем

Победит, кто будет сильным.

Смелым, ловким, удалым.

Пригодится здесь сноровка

И отвага молодым.

Быстрый конь летит, как вихрь.

Управляет им джигит.

А чуть дальше посмотри,

На поляне силачи:

Вот высокий шест стоит

Всех людей к себе манит.

А попробуй-ка в мешке,

Пробежаться по траве.

Ведра полные воды

Очень быстро пронеси.

Смех, улыбки, шутки, пляс

Всё здесь есть сейчас.

Веселись же и ликуй.

Это праздник Сабантуй!

— Ну, а вы, дети, не хотите поиграть, свою удаль показать.

Игра «Тюбитейка — невидимка».

В игре принимают участие несколько детей. Вначале всем нужно сесть, образуя круг. Обходя этот круг с внешней стороны, ведущий незаметно оставляет тюбитейку сзади кого-нибудь из детей и убегает. Если игрок, за спиной которого оставили тюбитейку, заметил это — он должен догнать ведущего, а ведущий должен постараться занять место игрока в круге. Если игроку так и не удается догнать ведущего, то он должен будет показать свое искусство, например, спеть песню, рассказать стихотворение или станцевать.

В. — Мы продолжаем путешествие по России. Дети, подойдите к карте. Сейчас мы с вами побываем на Крайнем Севере нашей страны. Мы полетим туда на самолёте. (Звук самолёта).

— Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

 — Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)

— Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. Обувь – торбаса, тоже изготовляли из меха и шкур животных.

«Что ж такое Север?» (читает ребёнок)

Север – это звон упряжек

И под снегом мерзлым мох.

Север – это край, где пляшет

Над чумами дымок.

Север – это в небе синем

Тарахтящий вертолет.

Север – это край гусиный

Это вьюга, это лед.

В. — Что у меня в руках? (Бубен.) Правильно. Ни один праздник не обходился без этого музыкального инструмента. Бубен – это музыкальный инструмент народов Севера. Давайте послушаем, как звучит этот инструмент. (Звучит музыка, ребенок играет на бубне.)

Игра с бубном и состязание на оленьих упряжках.

— А теперь нас в гости ждет к себе Дагестан.

— А посмотрите, какой красивый чеченский костюм.

— мужской костюм состоял из: башмета — полукафтан с высоким воротником, который почти полностью закрывает шею. Поверх надевали накидку – черкеску, застегивается на талии. На груди по обе стороны черкески были пришиты патронташи, куда вставлялись заряды для оружия. На талию повязывался тонкий пояс, куда вставлялся кинжал. На ногах легкие сапоги. На голове — папаха.

У женщин наряд состоял из платья-туники, верхнего платья, пояса и платка.

Особую красоту наряду придавал пояс, который чаще всего делали из серебра на заказ.

Хлеба у горцев всегда не хватало, и они относились к нему очень бережно.  Кавказский хлеб называется – лаваш.

Предлагаю поиграть в одну из любимых игр детей Кавказа, которая называется «Лаваш».

Игра «Лаваш».

Становитесь парами, игрок без пары – лаваш. (Игроки становятся попарно, друг за другом на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Это лаваш).

Лаваш начинает диалог:

— Пеку, пеку лаваш!

— Лаваш готов? (Задняя пара)

— Готов!

— Смотри, не сгори!

С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и стать перед лавашем. Тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если это удается, игрок, оставшийся без пары, становится лавашем (игра повторяется 3 раза)

В. — Дети, наше путешествие по России подошло к концу. У каких народов России мы побывали? (татар, народов Севера, народов Кавказа).

— И в заключении, мне хочется прочитать строки из стихотворения.

Как повезло тебе и мне

Мы родились в такой стране.

Где люди все – одна семья

Куда ни глянь – кругом друзья.

— Хочется, чтобы все народы жили в дружбе, мире, согласии.

Родина огромна и прекрасна, и у каждого она одна, как мама, Родиной надо гордиться, любить ее глубоко и нежно, заботиться о ней.

Итог. По окончании образовательной деятельности, воспитатель предлагает детям выбрать человечков: веселого – если им все понравилось и грустного – если не понравилось. Дети объясняют свой выбор.

-Что нового узнали? — О чем (о ком) еще вы хотели бы узнать?

Дети поют песню «Большой хоровод» с показом движений.

                 

Список использованных источников:

Бурмистрова Т. Ю. Воспитание культуры межнациональных отношений – проблема современного образования // Проблемы современной педагогики и систем образования: Сборник материалов научно-практической конференции. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2012, — С. 178-179.

Дыбина О. В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М. : Сфера, 2014

Князева О. П., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб. : Детство-ПРЕСС, 2008.

Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сборник материалов в 3-х частях. Часть 1, 3. / Под науч. ред. Р. Н. Бунеева, — М. : Баласс, 2016.

Источник: maam.ru