Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука в словах и предложениях [Р]»

Марина Короткая
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука в словах и предложениях [Р]»

Индивидуальное занятие (дислалия)

Тема: Автоматизация звука «Р»

Лексическая тема: «На рыбалке»

ЦЕЛИ: автоматизация произношения звука [р] на материале лексической темы «На рыбалке».

Задачи: Способствовать закреплению правильного четкого произношения звука «Р» в словах, в тексте, предложениях; закрепить представления о твердости и мягкости согласного звука «Р»; способствовать формированию операций контроля; развивать фонематический слух и восприятие, фонематический анализ и синтез слов; развивать подвижность речевого аппарата, правильное речевое дыхание, процессы мышления, целостность зрительного восприятия, общую и мелкую моторику. Уточнять и обогащать словарный запас по теме «Рыбы, рыбалка», способствовать развитию связанной речи. Воспитывать умение преодолевать трудности, воспитывать бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: Сюжетная картинка «На рыбалке», «рыбки», «удочка», мыльные пузыри, камни для развития мелкой моторики, пирамида со словами, содержащими звук «р», презентация по теме.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Психологический настрой.

Я сейчас прочитаю стихотворение, а ты обрати внимание, какой звук я пропускаю в словах: (слайд 2)

Т. и леща, т. и фо. ели

Наш. ыбак поймал на мели!

— Вот улов, так улов!

. адовался. ыболов.

Актуализация знаний

Над каким звуком мы будем сегодня работать? («Р»). Звук «Р» гласный или согласный? Звонкий или глухой? Скажи звук твердо и мягко. Звук «Р» какой буквой на письме обозначается? Выложи букву Р при помощи камешков. (Развитие мелкой моторики).

2. Основная часть.

2.1. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ. Отгадай загадку: (слайд 3)

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Лягушка — улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравиться лягушкам,

Улыбаются, смеются

А глаза у них как блюдца.

У какого крупного животного нос похож на длинную трубу? (слайд 4)

Хоботок — губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой.

Подражаю я слону:

губы хоботом тяну.

Даже если я устану,

их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

свои губы укреплять.

Лягушки — хоботок — на счёт «раз-два» чередовать упражнения.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

Упражнения для языка: (слайд 5)

Маляр — улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить потолок пора,

Пригласи маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем

Поведём вперёд-назад —

Наш маляр работе рад!

Лошадка — пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыть, кончик языка не вытянут и не заострён. (слайд 6)

Я лошадка Серый Бок!

Цок-цок-цок-цок.

Я копытцем постучу.

Цок-цок-цок~цок.

Если хочешь — прокачу!

Цок-цок-цок-цок.

Посмотри, как я красива:

Цок-цок-цок-цок.

Хороши и хвост и грива.

Цок-цок-цок-цок.

Я лошадка Серый Бок,

Цок-цок-цок-цок.

Посчитай верхние зубы — кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны.

2.2. Развитие фонематического слуха

та-то-ту-ти па-ба-па-ба

аль-оль-уль-иль ав-ав-аф-аф

дра-дро-дру-дры да-да-та-да

тря-тре-трё-три атр-ятр-итр-ытр

2.3. Формулирование темы и целей занятия.

(Формулирует ученик, а учитель-дефектолог обобщает).

Стихотворение (Чтение стихотворения учителем-дефектологом, а затем ребенком.) (слайд 7)

Три леща, три форели

Наш рыбак поймал на мели!

-Вот улов, так улов!

Радовался рыболов.

— О ком идет речь в этом стихотворении? (О рыбах и рыбаке)

— А кто радуется улову? (Рыбак)

Сегодня мы будем говорить о рыбах и рыбаках. Закрепим произношение звука «Р» в словах, предложениях.

— Кто такие рыбы и кого называем рыбаком?

В словаре Владимира Даля Рыба — водное животное с холодной алой кровью, жабрами, чешуей или обнаженной кожей, мечет икру.

2.4. Автоматизация звука «Р» в словах. Развитие активного словаря.

Игра: «СЛОВА-РОДСТВЕННИКИ»

— Подбери и назови родственные слова к слову «Рыба».

РЫБА- рыбак, рыбачья лодка, рыболов, рыбачить, рыбье место, рыбный суп, рыбацкий, рыбачье.

Презентация (Пресноводные рыбы) (слайд 8-24)

Карась- река Карасина.

Зеркальный карп — на теле имеются отдельные крупные чешуйки — «зеркальца» (отсюда название)

Окунь- первонач. «глазастая рыба». От око;

ПЕСКАРЪ — Происхождение неясно. Возможно, слово пескарь образовано от существительного пискъ — по писку, который издает эта рыбешка, когда се берут в руки. Есть объяснение, согласно которому название этой рыбки связано с существительным песок. Возможно также, что оно восходит к латинскому — «рыба».

Угорь — «угорь» (буквально «водяная змея»).

Слово «Щука» восходит к польско-украинскому глаголу «шукать» -искать.

Осетр «рыбья кость».

Плотва «плоская рыба

Лещ — с греч. «косой» (о линии)

Омуль омулявка «маленькая рыбка»

Игра «РЫБОЛОВ».

(На полу разбросаны «рыбки» — фигурки из бумаги и скрепки, на них крупно написаны слова: рыба, жабры, брюшко, карась, икра, чешуя, мальки, щука, пескарь, плавники, учащийся при помощи «удочки» — ручка, веревочки и магнитика «ловит» слова).

— «Поймайте» «рыбки» со словами на звук «Р» и прочитайте их.

(Ребёнок «ловит» и четко проговаривает слова со звуком «Р»: рыба, жабры, брюшко, карась, икра. пескарь).

— В каких словах нет звука «Р»? (чешуя, мальки, щука, плавники)

— На какие еще две группы можно разделить эти слова? (название рыб и частей тела рыб).

— Назовите эти две группы (рыба, карась, мальки, щука, пескарь и жабры, брюшко, икра, чешуя, плавники).

— По какому признаку мы можем еще разделить данные слова? (на слова, где звук «Р» звучит твердо — это рыба, жабры, икра и мягко — это брюшко, карась, пескарь).

— Объясни, почему? (согласный звук смягчают «Ь» знак и буква «Ю»)

(При выполнении задания учитель-дефектолог постоянно следит за правильным и четким произношение звука «Р» в словах, ребенок повторяет все слова, четко и утрированно проговаривает заданный звук).

2.5. Дыхательная гимнастика (слайд 25)

«ДЫШИМ КАК РЫБЫ»

— Покажи, как и чем дышит рыба в воде (Жабрами) (вдох носом- выдох ртом).

А как и чем дышит рыба без воды? (Ртом) (вдох ртом — выдох ртом)

Как дышит рыба, когда опять попала в воду? (Жабрами) (Вдох носом — выдох ртом)

Как правильно нужно дышать? (Делать вдох носом — выдох ртом) (Вдох носом — выдох ртом).

Упражнение выполняем до 3-5 раз.

Формирование операций контроля.

Рассмотри внимательно буквы. Обведи кружком те, которые написаны правильно. Выпиши их в квадратики. Какое слово у тебя получилось?

Собери пирамиду. В основание пирамиды надо положить кольцо со словом, в котором звук «Р» стоит на первом месте, второе кольцо – слово, где «Р» на втором месте и т. д.

Физкультминутка.

Упражнение на развитие общей моторики: «РЫБКА» (координация речи с движением тела и рук).

РЫБКА ПЛАВАЕТ В ВОДИЦЕ, (ученик показывает туловищем и руками, как плавают рыбки)

РЫБКЕ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ.

РЫБКА, РЫБКА, ОЗОРНИЦА, (грозит пальчиком)

МЫ ХОТИМ ТЕБЯ ПОЙМАТЬ, (изображает ловлю рыбки крючком)

Упражнение выполняем до 3-х раз

2.6. Автоматизация звука «Р» в предложениях

Пословица. Как Вы понимаете пословицу: (слайд 26)

«БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА»?

(Только когда человек трудится, работает, то у него все получит, он все добьется).

Развитие связной речи. (слайд 27)

Сюжетная картинка «НА РЫБАЛКЕ».

Составьте рассказ по сюжетной картинке.

Опорные слова: рыболов, рыба, река, лодка, ерш, пескарь, удача, «Ловись рыбка большая и маленькая».

Примерный текст рассказа:

Мама с Ромой отправились на рыбалку. Они пошли рыбачить на озеро. Сели в лодку и поплыли по озеру. Рома закинул удочку с червячком на крючке и стал ждать. Рома повторял: «Ловись рыбка большая и маленькая». Он поймал пескаря и ерша. Удачная была рыбалка!

Учитель-дефектолог при затруднении помогает дополнительными вопросами.

Скороговорка. (слайд 28)

РЫБУ ЛОВИТ РЫБОЛОВ, ВЕСЬ В РЕКУ УПЛЫЛ УЛОВ.

(Читают вначале медленно, проговаривая четко и утрированно звук «Р», затем быстро, еще быстрей).

3. Рефлексия. Подведение итогов. (слайд 29)

О чем мы сегодня говорили? (О рыбе, о рыбалке).

Какие названия рыб ты узнал? (Ерш, пескарь, карась и др.).

Какой звук мы продолжаем учиться правильно и четко произносить? (Звук «Р»)

Заполнение карточек «Настроения».

Учитель-дефектолог: Короткая М. В.

Источник: maam.ru