Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука в словах и предложениях [Р]»
Марина Короткая
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука в словах и предложениях [Р]»
Индивидуальное занятие (дислалия)
Тема: Автоматизация звука «Р»
Лексическая тема: «На рыбалке»
ЦЕЛИ: автоматизация произношения звука [р] на материале лексической темы «На рыбалке».
Задачи: Способствовать закреплению правильного четкого произношения звука «Р» в словах, в тексте, предложениях; закрепить представления о твердости и мягкости согласного звука «Р»; способствовать формированию операций контроля; развивать фонематический слух и восприятие, фонематический анализ и синтез слов; развивать подвижность речевого аппарата, правильное речевое дыхание, процессы мышления, целостность зрительного восприятия, общую и мелкую моторику. Уточнять и обогащать словарный запас по теме «Рыбы, рыбалка», способствовать развитию связанной речи. Воспитывать умение преодолевать трудности, воспитывать бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: Сюжетная картинка «На рыбалке», «рыбки», «удочка», мыльные пузыри, камни для развития мелкой моторики, пирамида со словами, содержащими звук «р», презентация по теме.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Психологический настрой.
Я сейчас прочитаю стихотворение, а ты обрати внимание, какой звук я пропускаю в словах: (слайд 2)
Т. и леща, т. и фо. ели
Наш. ыбак поймал на мели!
— Вот улов, так улов!
. адовался. ыболов.
Актуализация знаний
Над каким звуком мы будем сегодня работать? («Р»). Звук «Р» гласный или согласный? Звонкий или глухой? Скажи звук твердо и мягко. Звук «Р» какой буквой на письме обозначается? Выложи букву Р при помощи камешков. (Развитие мелкой моторики).
2. Основная часть.
2.1. Артикуляционная гимнастика
Упражнения для губ. Отгадай загадку: (слайд 3)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Лягушка — улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравиться лягушкам,
Улыбаются, смеются
А глаза у них как блюдца.
У какого крупного животного нос похож на длинную трубу? (слайд 4)
Хоботок — губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой.
Подражаю я слону:
губы хоботом тяну.
Даже если я устану,
их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
свои губы укреплять.
Лягушки — хоботок — на счёт «раз-два» чередовать упражнения.
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
Упражнения для языка: (слайд 5)
Маляр — улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Красить потолок пора,
Пригласи маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Язык к нёбу поднимаем
Поведём вперёд-назад —
Наш маляр работе рад!
Лошадка — пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыть, кончик языка не вытянут и не заострён. (слайд 6)
Я лошадка Серый Бок!
Цок-цок-цок-цок.
Я копытцем постучу.
Цок-цок-цок~цок.
Если хочешь — прокачу!
Цок-цок-цок-цок.
Посмотри, как я красива:
Цок-цок-цок-цок.
Хороши и хвост и грива.
Цок-цок-цок-цок.
Я лошадка Серый Бок,
Цок-цок-цок-цок.
Посчитай верхние зубы — кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны.
2.2. Развитие фонематического слуха
та-то-ту-ти па-ба-па-ба
аль-оль-уль-иль ав-ав-аф-аф
дра-дро-дру-дры да-да-та-да
тря-тре-трё-три атр-ятр-итр-ытр
2.3. Формулирование темы и целей занятия.
(Формулирует ученик, а учитель-дефектолог обобщает).
Стихотворение (Чтение стихотворения учителем-дефектологом, а затем ребенком.) (слайд 7)
Три леща, три форели
Наш рыбак поймал на мели!
-Вот улов, так улов!
Радовался рыболов.
— О ком идет речь в этом стихотворении? (О рыбах и рыбаке)
— А кто радуется улову? (Рыбак)
Сегодня мы будем говорить о рыбах и рыбаках. Закрепим произношение звука «Р» в словах, предложениях.
— Кто такие рыбы и кого называем рыбаком?
В словаре Владимира Даля Рыба — водное животное с холодной алой кровью, жабрами, чешуей или обнаженной кожей, мечет икру.
2.4. Автоматизация звука «Р» в словах. Развитие активного словаря.
Игра: «СЛОВА-РОДСТВЕННИКИ»
— Подбери и назови родственные слова к слову «Рыба».
РЫБА- рыбак, рыбачья лодка, рыболов, рыбачить, рыбье место, рыбный суп, рыбацкий, рыбачье.
Презентация (Пресноводные рыбы) (слайд 8-24)
Карась- река Карасина.
Зеркальный карп — на теле имеются отдельные крупные чешуйки — «зеркальца» (отсюда название)
Окунь- первонач. «глазастая рыба». От око;
ПЕСКАРЪ — Происхождение неясно. Возможно, слово пескарь образовано от существительного пискъ — по писку, который издает эта рыбешка, когда се берут в руки. Есть объяснение, согласно которому название этой рыбки связано с существительным песок. Возможно также, что оно восходит к латинскому — «рыба».
Угорь — «угорь» (буквально «водяная змея»).
Слово «Щука» восходит к польско-украинскому глаголу «шукать» -искать.
Осетр «рыбья кость».
Плотва «плоская рыба
Лещ — с греч. «косой» (о линии)
Омуль омулявка «маленькая рыбка»
Игра «РЫБОЛОВ».
(На полу разбросаны «рыбки» — фигурки из бумаги и скрепки, на них крупно написаны слова: рыба, жабры, брюшко, карась, икра, чешуя, мальки, щука, пескарь, плавники, учащийся при помощи «удочки» — ручка, веревочки и магнитика «ловит» слова).
— «Поймайте» «рыбки» со словами на звук «Р» и прочитайте их.
(Ребёнок «ловит» и четко проговаривает слова со звуком «Р»: рыба, жабры, брюшко, карась, икра. пескарь).
— В каких словах нет звука «Р»? (чешуя, мальки, щука, плавники)
— На какие еще две группы можно разделить эти слова? (название рыб и частей тела рыб).
— Назовите эти две группы (рыба, карась, мальки, щука, пескарь и жабры, брюшко, икра, чешуя, плавники).
— По какому признаку мы можем еще разделить данные слова? (на слова, где звук «Р» звучит твердо — это рыба, жабры, икра и мягко — это брюшко, карась, пескарь).
— Объясни, почему? (согласный звук смягчают «Ь» знак и буква «Ю»)
(При выполнении задания учитель-дефектолог постоянно следит за правильным и четким произношение звука «Р» в словах, ребенок повторяет все слова, четко и утрированно проговаривает заданный звук).
2.5. Дыхательная гимнастика (слайд 25)
«ДЫШИМ КАК РЫБЫ»
— Покажи, как и чем дышит рыба в воде (Жабрами) (вдох носом- выдох ртом).
А как и чем дышит рыба без воды? (Ртом) (вдох ртом — выдох ртом)
Как дышит рыба, когда опять попала в воду? (Жабрами) (Вдох носом — выдох ртом)
Как правильно нужно дышать? (Делать вдох носом — выдох ртом) (Вдох носом — выдох ртом).
Упражнение выполняем до 3-5 раз.
Формирование операций контроля.
Рассмотри внимательно буквы. Обведи кружком те, которые написаны правильно. Выпиши их в квадратики. Какое слово у тебя получилось?
Собери пирамиду. В основание пирамиды надо положить кольцо со словом, в котором звук «Р» стоит на первом месте, второе кольцо – слово, где «Р» на втором месте и т. д.
Физкультминутка.
Упражнение на развитие общей моторики: «РЫБКА» (координация речи с движением тела и рук).
РЫБКА ПЛАВАЕТ В ВОДИЦЕ, (ученик показывает туловищем и руками, как плавают рыбки)
РЫБКЕ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ.
РЫБКА, РЫБКА, ОЗОРНИЦА, (грозит пальчиком)
МЫ ХОТИМ ТЕБЯ ПОЙМАТЬ, (изображает ловлю рыбки крючком)
Упражнение выполняем до 3-х раз
2.6. Автоматизация звука «Р» в предложениях
Пословица. Как Вы понимаете пословицу: (слайд 26)
«БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА»?
(Только когда человек трудится, работает, то у него все получит, он все добьется).
Развитие связной речи. (слайд 27)
Сюжетная картинка «НА РЫБАЛКЕ».
Составьте рассказ по сюжетной картинке.
Опорные слова: рыболов, рыба, река, лодка, ерш, пескарь, удача, «Ловись рыбка большая и маленькая».
Примерный текст рассказа:
Мама с Ромой отправились на рыбалку. Они пошли рыбачить на озеро. Сели в лодку и поплыли по озеру. Рома закинул удочку с червячком на крючке и стал ждать. Рома повторял: «Ловись рыбка большая и маленькая». Он поймал пескаря и ерша. Удачная была рыбалка!
Учитель-дефектолог при затруднении помогает дополнительными вопросами.
Скороговорка. (слайд 28)
РЫБУ ЛОВИТ РЫБОЛОВ, ВЕСЬ В РЕКУ УПЛЫЛ УЛОВ.
(Читают вначале медленно, проговаривая четко и утрированно звук «Р», затем быстро, еще быстрей).
3. Рефлексия. Подведение итогов. (слайд 29)
О чем мы сегодня говорили? (О рыбе, о рыбалке).
Какие названия рыб ты узнал? (Ерш, пескарь, карась и др.).
Какой звук мы продолжаем учиться правильно и четко произносить? (Звук «Р»)
Заполнение карточек «Настроения».
Учитель-дефектолог: Короткая М. В.
Источник: