Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы по теме: «Дифференциация звуков Р и Л»

Дарья Скопцова
Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы по теме: «Дифференциация звуков Р и Л»

Цель: дифференциация звуков Р и Л.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

— сравнение, различение и правильное произнесение звуков Р и Л на материале звуков, слогов, слов и фразы;

— совершенствование навыков звукового анализа и синтеза одно-, двух- и трехсложных слов;

— понимание предложно-падежных конструкций,

— формирование умения запоминать инструкцию и следовать ей.

Коррекционно-развивающие:

— развитие фонематического восприятия;

— развитие кратковременной памяти;

— развитие словесно-логического мышления.

Воспитательные:

— формирование навыков самоконтроля.

Оборудование:

Картинки к каждому заданию, лужи, две платформы, поезд с вагончиками.

Ход занятия

1. Организационный момент

Л. : Я приглашаю вас прогуляться по необычной улице. На ней по соседству живут два звука. А какие это звуки, вы сейчас сами догадаетесь.

Давайте поиграем в игру: «Называлки-повторялки». Посмотрите на картинки и назовите, что изображено.

Д. : Лапа, лодка, ландыш, луна, лыжи.

Л. : Какой первый звук во всех названных словах?

Д. : Звук Л.

Л. : Правильно, а теперь, посмотрите:

Д. : Радуга, робот, рысь, рука, ракета.

Л. : Какой первый звук во всех этих словах?

Д. : Звук Р.

Л. : Правильно. Так какие же звуки живут по соседству на этой улице?

2. Основная часть

Л. : Звук Л – гласный или согласный?

Д. : Звук согласный, мы его не можем пропеть.

Л. : Давайте немного «погудим». (Долгий звук Л.) Где находиться язык?

Д. : Язычок упирается в верхние зубы.

Л. : А звук Р? Гласный или согласный звук?

Д. Согласный.

Л. : Давайте теперь порычим. (Долгий звук Р.) Где находится язык?

Д. : Язык дрожит за верхними зубами, нужна сильная воздушная струя.

Л. : Что общего между этими звуками? чем они отличаются?

Д. : Общее: звуки согласные, язык во время произношения наверху. Различие: при Р — сильная воздушная струя, кончик языка, язык дрожит, при Л – нет.

Л. : Молодцы! В путь! Ой, смотрите! Здесь, видимо, только что прошел дождь! Посмотрите, сколько луж! Чтобы их перепрыгнуть, надо выполнить задания! Попробуем!

Первая лужа:

Л. : Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши один раз — когда услышите звук Р. Два раза – когда услышите звук Л:

С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л

Л. : Кто ни разу не ошибся?

Перепрыгивайте.

Вторая лужа:

Л. : Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши один раз – когда услышите слог со звуком Р, два раза – со звуком Л.

ПА ЛА СО РО ДУ ЛУ ВЫ РЫ РЭ ЛЭ

Перепрыгивайте.

Л. : Кто самый внимательный?

Третья лужа:

Л. : Игра «Договори словечко». Добавьте в конце слова звук Р или Л.

Помидо… Пена… Пова… Забо… Ме… Вокза…

Перепрыгивайте.

Л. : Кто справился без ошибок?

Четвертая лужа:

Л. : Добавьте в конце слог РЫ или ЛЫ.

В лесу летают кома. ; дети сели за сто. ; у нас воздушные ша. ; в доме вымою по.

Перепрыгивайте.

Пятая последняя лужа:

Л. : Замените звук Л на звук Р в слове и получите новое слово (на материале картинок).

Лак — Рак Лама — Рама Лука — Рука Ложки — Рожки Ложь — Рожь

Жалко-Жарко Игла — Игра

Перепрыгивайте.

Физкультминутка:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Л. : А теперь попробуем отгадать загадки.

• Это чей тоскливый вой часто слышится зимой? (Волк.) В слове «волк» звук Л где находится? (в середине)

• Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю делать гору, строить дом. (Лопата.) Где находится звук Л?

• Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук»? (Дятел.)

• Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (Рыба.)

• Без рук, без ног ползет. (Червяк.)

Л. : Идем дальше. Смотрите, мы гуляли по улице и пришли на городской вокзал. Перед вами две платформы, одна – для слов со звуком Л, другая – для слов со звуком Р. У вас у каждого по 2 картинки. Слова: Рыба, Пирог, Топор.

Ласточка, Акула, Стол. Подумайте и разложите их по платформам.

Л. : Кто ни разу не ошибся? Молодцы!

Вот и поезд стоит. У него 3 вагончика. (Возьмите свою картинку с платформы). Мы должны размесить в вагончиках картинки-слова.

Выберем картинки, которые начинаются на звук Л…А теперь – которые начинаются на звук Р и поместим эти картинки в первый вагончик, потому что наши звуки находятся в начале слова.

Л. : Все справились с заданием?

А сейчас найдем картинки, где звук Л в середине слова…А теперь – где звук Р в середине слова и поместим эти картинки во второй вагончик, потому что наши звуки находятся в середине слова.

Л. : Кто справился с заданием без ошибок? Хорошо!

Обратим внимание на те картинки, которые у вас остались. Где находится звук Л в этих словах?

Д. : Слова заканчиваются на этот звук.

Л. : А где находится звук Р….?

Д. : В конце слова.

Л. : Следует, эти слова мы поместим в третий вагончик.

Всё правильно.

Л. : Мы подошли к «Площади Путаниц»! Кто-то всё перепутал и составил неправильно предложения. Нужно исправить эти ошибки.

Ватрушка съела старушку.

Рубашка стирает Рому.

Стол поставили на лампу.

На белке сидит ёлка.

Травинка ползет по муравью.

3. Итог занятия.

Ну, вот и подошла к концу наша прогулка! Давайте вспомним, что мы делали и о каких звуках мы говорили?

— Какие трудности встречались на вашем пути, что вам было тяжело?

— А что понравилось, с чем вы легко справились?

— Есть ли у нас такие ребята, которые самостоятельно выполнили все задания и ни разу не ошиблись?

— С кем вы поделитесь новыми знаниями?

Литература:

1. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» / под. ред. Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. – М. : Просвещение, 2010. – 272 с.

2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб. : Детство- Пресс, 2017. – 544 с.

Источник: maam.ru