Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»

Татьяна Зайцева
Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»

Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа.

Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования.

Цель: Систематизировать знания детей по формированию элементарных математических способностей, с использованием метода моделирования, через логическое мышление и понятия наличные и безналичные деньги.

Задачи: Образовательные:

Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги. Развивающие:

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Развивать умение составлять геометрические фигуры из различных предметов и материалов (счетные палочки, веревочки, пластилин).

Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги.

Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели.

Закреплять знания о составе числа 9 и 10 из двух меньших.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к математике через игры и игровые упражнения, умение внимательно слушать воспитателя, выполнять задания по словесной инструкции.

Оборудование и материалы:

Фланелеграф, кукла «Царица Математики», модели домиков (для составления состава числа, цифры объёмные, цифры на каждого ребёнка, цветные карандаши, тарелочки, белые листы А4 для моделирования, счётные палочки, верёвочки, пластилин, деньги: купюры, монеты, пластиковые карты, листы в клетку, мультимедийный проектор, экран.

Предварительная работа:

Рассматривание банкноты и монеты, чтоб в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между банкнотой и монетой.

Ход образовательной деятельности:

Дети стоят в кругу. Воспитатель

— Собрались сегодня в круг, я твой друг и ты мой друг. Дружно за руку возьмёмся и немного улыбнемся.

Игровое упражнение в кругу (считай дальше). Дети передают друг другу мяч, называя сначала все числа от 1 до 20, потом от 20 до 1. Игровое упражнение «Соберёмся вместе».

– На полу 2 обруча. Воспитатель просит девочек взяться за один обруч, а мальчиков – за другой.

– Сколько групп ребят получилось? — Сколько ребят в каждой группе? — Какая группа больше?

— Почему вы так думаете? Игровое упражнение «Живая неделя».

7 детей берут карточки с цифрами от 1 до 7 и выстраиваются в шеренгу, образуя неделю. Проверка осуществляется путём переклички с названием дней недели. Воспитатель предлагает детям присесть за столы.

— Ребята, сегодня «царица Математики», которая живёт в нашем математическом уголке, приготовила для вас новые задания.

Первое задание (игровое упражнение) «Мастерим геометрические фигуры».

Воспитатель читает стихи, а дети выполняют задание (моделируют геометрические фигуры их счётных палочек и верёвочек).

1. Людям я старинный друг, называют меня круг. Оглядись внимательно, увидишь обязательно: притаишься, нет вопроса. Повезут тебя колёса. (дети моделируют круг с помощью верёвки).

2. Что вы сделали со мной? Подарили шар земной! Целый день его кручу – побывать везде хочу. (дети моделируют шар из пластилина).

3. Помечаем: на просторе, дует ветер вольный,

нас с тобой уносит в море парус треугольный. (дети моделируют треугольник с помощью счётных палочек).

4. Спорят муравьишки, из – за яркой книжки. Это круг! Ну, нет квадрат. Ты опять напутал брат. Их рассудит каждый школьник, книжка эта – прямоугольник. (дети моделируют прямоугольник).

5. Это древняя игра, всем узнать о ней пора. Чинно и без спешки, Короли и пешки – славные ребята, стройтесь по квадратам. (дети моделируют квадрат из счётных палочек).

Следующее задание (игровое упражнение) «Решаем логические задачи»

1. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)

2. Если курица стоит на одной ноге и весит два кг., сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг., т. к вес курицы не изменится);

3. Тройка лошадей пробежала пять километров. По сколько километров пробежала каждая лошадь. (по 5 км, т. к. лошади бежали одновременно).

4. На столе лежало 4 яблока, одно яблоко разрезали на 4 части, сколько яблок на столе? (4 яблока, т. к. четыре части составляют одно целое). 5. Сколько ушей у двух кошек (четыре). 6. Сколько дней в неделе? (семь). 7. Сколько глаз у светофора? (три). 8. Сколько пальцев на одной руке? (пять). 9. Сколько лап у двух собак? (восемь).

— Следующее задание (игровое упражнение) «Составляем задачи»

-Из каких частей состоит задача? (из условия, вопроса, решения и ответа).

Предлагаю вам, составить свою задачу и рассказать её нам.

Игровое упражнение «Назови соседей числа».

Дети называют соседей числа – 10, 8, 9, 15, 7, 17.

Игровое упражнение «Заселим дом»

У каждого ребёнка модель дома с номерами 9, 10. Перед вами модели домиков.

Воспитатель уточняет у детей номер дома и количество этажей в нём. Вы должны выложить цифры так, чтоб в каждой квартире, на каждом этаже слева и справа жили одинаковое количество жильцов. То есть мы вспоминаем состав числа 9 и 10. Давайте вспомним из каких двух меньших чисел состоит число 9? А число 10?

Дидактическая игра «Запомни и выполни» (слуховой диктант)

У детей листы бумаги и цветные карандаши. Воспитатель уточняет название сторон и углов листа. Затем даёт детям задание.

1. Вдоль верхней стороны листа, проведите прямую линию красным карандашом.

2. Вдоль нижней стороны – проведите линию зелёным карандашом, вдоль левой стороны – проведите линию синим карандашом, вдоль правой стороны – проведите линию жёлтым карандашом.

3. В верхнем левом углу нарисуйте круг красным карандашом; в нижнем левом углу – синим карандашом, в верхнем правом углу – жёлтым карандашом, в нижнем правом углу — зеленым карандашом.

4. Посередине листа красным карандашом поставьте точку. Воспитатель уточняет у детей: «Что и где вы нарисовали?

Дети называют детали, их цвет и месторасположение.

Динамическая пауза

Сколько ног у осьминога? (топают) Много, много, много, много:

Раз, два, три, 4, 5,6,7,8!

— Сколько рук у осьминога? (хлопают в ладоши) Много, много, много, много: 1,2,3,4,5,6,7,8!

-И детей у осьминога (прыгают) Тоже много, много, много 1,2,3,4,5,6,7,8! Бедный папа! Сколько ног (выполняют ходьбу на месте).

-Сколько зайчиков у нас (показ цифры, столько и подпрыгнем раз. –Сколько палочек до точки, (показ цифры, столько встанем на носочки. –Сколько точек будет в круге, (показ цифры, столько раз поднимем руки.

А теперь ровненько все стали. Мальчики потопали, девочки похлопали. Вместе дружно повертелись и тихонечко уселись.

Глазки крепко закрываем, про себя до пяти считаем. Глазки открываем, поморгаем и работать продолжаем.

2-я часть

Переход ко второй части сюрпризный игровой момент просмотр 2 минутного мультфильма «Деньги и Смешарики»

Воспитатель показывает детям деньги (банкноты) и спрашивает, что это? Ребята, для чего нужны нам деньги?

Итак, деньги нам нужны:

— для покупки продуктов питания; -для оплаты бытовых услуг;

-для оплаты проезда на транспорте;

-для покупки подарков; -для оказания благотворительности (для оказания помощи бедным).

-Если мы едим в автобусе, мы платим? -Если вы захотели кушать и пошли в магазин, за что вы там платите?

Сегодня я расскажу вам о деньгах, мы поговорим и выясним что мы знаем о них, а что нет.

– Деньги — это такие бумажки или монеты, на которые можно купить почти всё, что угодно. Деньги нужны всегда, и что чаще всего их не хватает. А, что такое деньги, вряд ли кто из вас задумывался.

–Деньги выражают стоимость товара или услуги. По числу денег можно сказать, богат человек или беден. Из-за денег люди могут потерять честь, совесть, разум.

Воспитатель показывает детям деньги и спрашивает. Что это? (деньги)

Это банкноты (купюры). А какие они? Бумажные, прямоугольные, шуршат. Банкноты есть у нас в наличии и называются они наличные деньги. Ещё, ребята бывают безналичные деньги, их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте. (показ пластиковой карты).

Вы видели такие карточки у родителей? Эту карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль.

— Что удобно носить с собой наличные (монеты, банкноты, или безналичные (т. е. пластиковую карту).

-Какие бывают деньги? -Чем отличается монета от банкноты? -Как можно назвать монеты и банкноты одним словом? (наличные деньги).

-А безналичные деньги где хранятся? (на пластиковых картах).

Каждый день мы имеем дело с деньгами. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства. Теперь вы знаете как выглядят российские деньги и для чего они нужны.

— Ребята, но есть такие вещи на земле, которые ни за какие деньги не купишь. Представьте, что мы с вами попали на ярмарку, где продаётся всё на свете.

–Но вы замечаете только то, что нельзя купить. –За деньги можно купить кровать (но не сон). –За деньги можно купить часы (но не время).

–За деньги можно купить книгу (но не мудрость). –За деньги можно купить телохранителя (но не друга). –За деньги можно купить еду (но не аппетит).

–За деньги можно купить дом (но не семью). –За деньги можно купить положение в обществе (но не уважение людей).

–За деньги можно купить лекарство (но не здоровье).

–За деньги можно купить целый континент (но не Родину).

– За деньги можно купить орден (но не честь).

– За деньги можно купить клоунов (но не хорошее настроение).

— Как вы видите, не всё на свете продаётся и покупается.

Итог: Что нового вы сегодня узнали?

Чему научились? Какое задание вам понравилось больше всего выполнять? Воспитатель дарит детям вот эти «деньги», которые я принесла на занятие, я отдаю вам для игры в магазин.

Источник: maam.ru