Конспект беседы «Путешествие по народному календарю»

Наталья Рудник
Конспект беседы «Путешествие по народному календарю»

Цель:

• Дать представление о гармоничном соотношении сезонного труда и развлечений в течение круглого года на примере русского земледельческого календаря.

Задачи:

• Познакомить детей с праздниками и обычаями русского народа;

• Воспитывать интерес и любовь к народным традициям;

• научить приёмам и методам практической работы с различными материалами;

• развивать самостоятельность, творческую активность;

Материалы:

Репродукции русских художников (Б. Кустодиев «На ярмарке», «Балаган», К. Маковский «Святочные гадания», С. Кожин «Масленица на Руси», И. Соколов «Ночь на Ивана Купала», Ю. Сергеев «Русь языческая, «Праздник урожая» и т. д.) Фотографии русской народной одежды, интерьера русской избы, предметов быта. Изделия или рисунки предметов декоративно-прикладного искусства. Музыкальное сопровождение – русские народные песни, колыбельные, частушки.

Материалы на диске: авторские мультфильмы «Иван Купала». «Масленица», «Дожинки», «Святки».

Ход беседы:

Когда мы говорим и календаре, мы имеем в виду разные календари: гражданские, церковные, лунные, огородные. А что же такое народный календарь?

Наши предки исстари занимались земледелием, поэтому культура в целом и основная масса праздников носила земледельческий характер. На протяжении многих веков крестьяне наблюдали за погодными явлениями, осмысляли полученный опыт и создавали обряды и нормы общественной жизни, также многое другое.

Так постепенно сложился народный календарь – это своего рода дневник и энциклопедия крестьянского быта сего праздниками и буднями.

Жизненный уклад земледельца определялся в первую очередь сменой времен года. Поворотными сроками солнечного календаря.

Годовой круг.

«Святки»

В конце декабря наступали зимние праздники – Рождество и Святки. Святки начинались в ночь с 24 на 25 декабря и продолжались 2 недели до Крещения. Святки отмечались всеми, но в основном это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов. Посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. По дворам ходили колядовщики с песнями, желающими богатого урожая и достатка. Колядовщиков сопровождали ряженые. Они наряжались в вывороченную мехом наружу овчинную шубу, лицо закрывали маской или мазали его сажей.

Просмотр мультфильма «Святки»

«Масленица»

У многих народов мира переход от зимы к весне отмечен особыми празднествами – карнавалами. На это же время приходилась и русская Масленая неделя. Она справлялась за 7 недель до Пасхи. К Масленой неделе строились первые качели и карусели. Масленица – время блинов, оладушек, сырников, пирогов и пышек. Все эти лакомства получали в первую очередь дети. На детей, получивших первый блин, возлагалась особенно ответственный обряд – закликание весны.

Кульминация праздника – костры. В начале масляной недели мастерили куклу в полный рост, наряжали ее, в воскресенье Масленицу, как образ уходящей зимы, сжигали.

Просмотр мультфильма «Масленица»

«Иван Купала»

Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных праздников в году. В нем принимало участие все население, причем традиция требовала от каждого активного включения во все обряды, действа и особого поведения: соблюдения ряда правил, запретов, обычаев. Люди верили, что в ночь «на Ивана» природа открывает человеку свои тайные силы, клады и чудодейственные свойства цветущего мира.

С полдня до самого вечера купались в реках, водоемах, пели песни, водили хороводы. Собирали целебные травы. Ближе к вечеру разжигали костры, через которые прыгали девушки и парни. Девушки также гадали на суженого: сплетали венки и пускали по реке. Если венок плыл и не тонул, то брак ожидался счастливым и удачным.

Существовало такое поверье: в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник; нашедший такой цветок, сможет отыскать любой клад.

Просмотр мультфильма «Иван Купала»

«Дожинки»

В сентябре лето кончается, осень начинается. Впереди долгая, хмурая осень, дожди, а потом долгая, холодная зима. Но еще стоят погожие теплые деньки и самое время поблагодарить природу за урожай. 28 августа- Успение Пресвятой Богородицы, по народному календарю отмечались Дожинки, спожинки. К этому времени почти повсеместно уже заканчивалась жатва, поэтому народные обряды связаны в основном с освещением хлеба из муки нового помола. Последний сноп наряжают в сарафан, обвивают лентами, и с песнями несут на мирный пир – всеобщий стол, для которого готовят яичницу и пекут пироги.

Источник: maam.ru