Картотека игр с песком для детей 5–7 лет

Ирина Синдицкая
Картотека игр с песком для детей 5–7 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска

Методическая разработка

Картотека игр с песком для детей 5-7 лет

Составила: учитель-логопед

Синдицкая Ирина Михайловна

Смоленск 2019

Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно.

К. Г. Юнг

Главная цель песочной терапии – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть.

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.

Игры с песком разнообразны:

обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;

познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д. ;

проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Использование песочной терапии на логопедических занятиях помогает в работе с любыми темами, например:

способствуют расширению словарного запаса;

коррекции звукопроизношения;

помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

снимают мышечную напряжённость;

совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку.

В песочной игре ребенок и логопед легко обмениваются идеями, мыслят чувствами, что позволяет построить партнерские, доверительные отношения.

Примеры некоторых упражнений.

«Чувствительные ладошки» (Т. Д. Зинкевич — Евстигнеевна)

— Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.

— Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).

— Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

· Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

· Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

· Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

· Создать узоры и рисунки — солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

· «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

· Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

· Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

· Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

· Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.

· Выложить фишками геометрическую фигуру.

Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой,

просеять песок через систему воронок и т. д.

· Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или

клавиатуре компьютера.

«Дорожки из песка». Покажите ребёнку. как набрать в горсть сухой

песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).

Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

· Превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т. д.

· Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

· Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песокпозволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное). Малыши учатся

дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

Упражнение «Необыкновенные следы».

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.

Игра «Назови звук» (Н. В. Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в

песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т. д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом

Игра «Найди друга» (Н. В. Дурова) Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.

— Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).

— Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. — кит — [к’] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к’] – братцы.

Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

Упражнение «Песочный дождик» (Н. Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

Игра «Кто это был?» (Р. Г. Голубева) Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.

При изучении темы «Ударение» обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке «Волшебную палочку», он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.

Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры «Построй ступеньки». На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя — двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.

Игра «Мой город». Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

«Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни. от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?

Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.

«Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

Спасибо за внимание!

Источник: maam.ru