Открытое занятие по музыке в подготовительной группе «Осенняя музыка»

Наталья Лях
Открытое занятие по музыке в подготовительной группе «Осенняя музыка»

Открытое музыкальное занятие в подготовительной группе: «Осенняя музыка»

Цель:

Формирование музыкальных и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пении, музыкально-ритмических движениях)

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с творчеством П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»

Приучать детей слушать музыкальные произведения, понимать эмоции и чувства, выраженные в музыке, сравнивать разные по характеру мелодии.

Закреплять знания по нотной грамоте

Развивающие:

развивать двигательные умения детей;

-расширять представления детей об осени;

-развивать память, речь.

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать вокально-хоровые навыки, коммуникативные навыки, развивать чувство ритма.

Воспитывающие:

воспитывать любовь к природе через музыку.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, презентация на осеннюю тему: «Осень», разноцветные листья, ключи из картона: скрипичный, гаечный и золотой ключик, мультфильм «Детский альбом Чайковского «Марш деревянных солдатиков», текст приветствия для всех гостей.

Музыкальный репертуар:

1.»Осенняя песнь» П. И. Чайковский 2. Детский альбом «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковский 3.»Здрасте» муз. Кабалевского (коммуникативная игра» 4 «Тропинка, тропинка» муз. Федоровой 5. Распевка «До – воробышка гнездо» 6. «Проказница осень» муз. С. Апасова, сл. С. Бедарева 7. «Кружева осенние» Я. Жабко

Ход занятия

Зал празднично украшен, на полу лежат осенние листочки.

Дети под песню » Тропинка, торопинка скажи куда ведешь?» вбегают в зал и встают на свои места около листочков. Движения под музыку (бег на носочках змейкой, пружинки с поворотом в лево, в право, кружение «лодочкой», разбегание в стороны и назад, поклоны)

Муз. рук. : Здравствуйте, ребята! Я рада, что ваша тропинка привела вас ко мне в музыкальный зал. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей в музыкальном зале. С ними обязательно надо поздороваться. Но так как у нас музыкальное занятие, то и здороваться мы будем песней.

(Музыкальное приветствие гостей) муз. Кабалевского «Здрасте»

Здрасте, здрасте

Мы вас ждем.

Промочило нас дождем.

Ожидали мы гостей,

Мы промокли до костей.

Где ваш зонтик?

— Потеряли! (поют гости)

Где галоши?

— Кот унес (поют гости)

Где перчатки?

— Скушал пес. (поют гости)

Это гости не беда.

Отворяйте ворота.

Поднимайтесь на порог

К нам на яблочный пирог.

После песни звучит тревожная музыка.

Воспитатель: Ребята, слышите, звучит тревожная музыка. Что-то случилось. Колдунья заколдовала домик, в котором живут нотки. Нам надо его открыть. Но открыть его можно только одним ключом. Вот у меня три ключа. Вы должны выбрать, который открывает домик для нот.

(Показывает ключи — гаечный, скрипичный и золотой ключик)

Какой здесь ключик может открыть домик?

Дети: Зеленый.

Воспитатель: А почему зеленый?

Дети: Потому что это скрипичный ключ.

Воспитатель: Конечно, молодцы, ребята. Мы обязательно откроем наш домик.

(Издалека звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского.)

Муз. рук: Большое спасибо, что вы помогли ноткам и открыли их домик, иначе мы бы никак не смогли слушать музыку. А за это они дарят вам чудесную музыку. Давайте мы развернемся к экрану, присядем на наш ковер, полюбуемся красивыми пейзажами и послушаем музыку.

(Слушание » Осенняя песня» П. И. Чайковский. На экране картины осенней природы.)

Муз. рук: Скажите, а какое музыкальное произведение мы с вами только что слушали?

Дети: «Осенняя песня» Петра Ильича Чайковского.

(На экране портрет композитора)

Муз. рук: Правильно. Это произведение «Осенняя песня» из цикла » Времена года» П. И. Чайковского.

А расскажите мне, какая это музыка? Какое здесь настроение?

Дети: Музыка грустная, печальная, волшебная, медленная, плавная.

Муз. рук: Правильно, молодцы. А почему она такая, о чем нам рассказывает эта музыка?

Дети: Об осени.

Муз. рук: Да, эта музыка нам рассказывает об осени. Здесь слышится грусть об ушедшем лете. А вы знаете, перед каждым произведением в сборнике » Времена года» есть стихотворения. Перед осенней песней стихотворение А. Толстого

«Осень, обсыпается весь наш бедный сад

Листья пожелтелые по ветру летят»

Посмотрите, а у нас тоже есть листья. Давайте мы с ними потанцуем, чтобы у нас получился настоящий листопад.

(Танец с осенними листочками » Проказница Осень»)

Муз. рук: Чудесный листопад у нас получился. А сейчас пройдите, пожалуйста, на стулья, а Юлия Владимировна соберет у вас листочки.

(Дети бегут по тропинке отдают листочки воспитателю, сами садятся на стульчики)

На экране портрет П. И. Чайковского

Муз. рук: Ребята, мы с вами все знаем, что музыку пишет кто?

Дети: Композитор.

Муз. рук: Кто изображен на фотографии?

Дети: Чайковский.

Муз. рук: Мы уже с ним знакомы и сегодня уже слушали его произведение «Осенняя песнь». Много разной музыки написал П. И. Чайковский. В каждую композитор вкладывал частичку себя, свое настроение. И каждое произведение неповторимо. И сегодня я хочу познакомить вас с еще одним произведением Петра Ильича. И оно совсем не похоже на «Осеннюю песнь». Но сначала открою вам секрет. Ночью, когда вы все засыпаете в своих кроватках, оживают ваши игрушки. Куклы собираются на бал и поют песенки, плюшевые мишки и зайчики подпевают им, а игрушечные солдатики слушают приказы своего командира.

Сейчас мы послушаем музыку, а вы подумайте, о каких игрушках хочет рассказать нам она?

Звучит «Марш деревянных солдатиков» в исполнении одного фортепьяно.

Муз. рук: Ну как вы думаете, о каких игрушках рассказывает музыка? Беседа с детьми о характере музыки, сколько частей, одинаково ли звучат. Вопросами подводим к правильному ответу. Попробуем маршировать под эту музыку, только помним, что ножки у игрушечных солдатиков маленькие и сами они очень легкие. Дети маршируют на месте с начала ногами, потом предлагаю маршировать пальчиками по ладошке. Чем удобнее маршировать: ногами или пальчиками? Почему? Настоящие солдаты могут маршировать под эту музыку? (нет).

Муз. рук: а какой инструмент звучит в этом произведении?

Дети: пианино.

Муз. рук: у меня есть для вас сюрприз, за то, что вы так внимательно слушали и отвечали на вопросы. Посмотрите на экран.

На экране демонстрируется мультфильм «Детский альбом. Чайковский. Марш деревянных солдатиков».

Муз. рук: а чем отличается звучание этой мелодии от того, что мы прослушали раньше? Сколько инструментов мы тут слышим? Какие? А если много инструментов звучит. Как это называется?

Дети: оркестр.

Муз. рук: А теперь ответьте мне на еще один вопрос. Вот сочинил композитор музыку, что он должен сделать, чтобы музыканты знали, как им ее исполнять и что исполнять.

Дети: Записать.

Муз. рук: Да, он должен записать музыку. А чем записывают музыку?

Дети: Нотами.

Муз. рук: Молодцы, все знаете, что музыка записывается нотами. Мы сегодня с вами уже говорили, что ноты живут в своем домике. Посмотрите, какой красивый дом.

(На экране дом с нотами)

Но у этого дома есть название. Как называется дом для нот?

Дети: Нотный стан.

Муз. рук: Да, нотный стан. А сколько там этажей?

Ребёнок: Пять линеек в нотной строчке

Мы назвали нотный стан.

И на нем все ноты-точки

Разместились по местам.

Муз. рук: Действительно, пять этажей, пять линеек. И все ноты-точки размещаются по местам.

Муз. рук: Ну, а где скрипичный ключ?

Он в линеечках живет

И начала звуков ждет!

Муз. рук: А скажите мне, сколько же всего нот?

Дети: Семь.

Муз. рук: Семь. И все имена вы их знаете?

Дети: Да!

Муз. рук: А вот, чтобы вспомнить их имена, мы споем нашу песенку про ноты. Но мы должны вспомнить, как мы сидим, когда поем?

Вместе: Если хочешь сидя петь.

Не сутулься, как медведь.

Спину выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей.

(Дети поют песню — распевку «До-воробышка гнездо, ре-деревья во дворе»)

До- воробышка гнездо,

Ре- деревья во дворе,

Ми- котенка покорми.

Фа – в лесу кричит сова,

Соль — играет детвора,

Ля — красивая земля,

Си- все снова повтори.

До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Си, Ля, Соль, Фа, Ми. Ре, До.

Семь всего лишь нот на свете: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Ты запомни ноты эти, хорошенько разучи.

Муз. рук: Посмотрите, ноты в своем домике расположены не просто так. Они выбрали там себе удобное место. Некоторые ноты сидят на линеечках, а некоторые ноты в окошечко глядят между линеечек. Нотки до, ми, соль, си на линеечках сидят, а нотки ре, фа. ля в окошечко глядят. Какие нотки еще раз, сидят на линеечке?

Дети: До, ми, соль, си на линеечках сидят.

Муз. рук: А в окошечко глядят?

Дети: Ре, фа, ля в окошечко глядят.

Муз. рук: Да, не просто так нотки располагаются в своем домике и никогда не дерутся. Из нот сочиняют очень много музыки, которую можно слушать, под которую можно танцевать, которую можно петь. Вы знаете ребята, что уже наступил последний месяц осени. Совсем скоро мы с ней попрощаемся и на смену ей придет зима. Так давайте сейчас споем про осень красивую песенку. Выбегайте на свои места.

(Песня «Кружева осенние»)

Муз. рук: Молодцы, ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. А сейчас я хочу с вами поиграть и послушать, что вы знаете о музыке и какими внимательными вы были на сегодняшнем занятии. Подойдите поближе к экрану.

(на экране демонстрируетя презентация с заданиями. Звучат вопросы и предлагается выбрать правильный ответ. 1 задание: выбрать музыкальный инструмент по звуку, 2 задание: определить, что звучит: марш, песня или танец; 3 задание: покажи знаки, которыми записывают музыку: ноты, буквы или цифры; 4 задание: найти портрет П. И. Чайковского из трех предложенных.)

Рефлексия (обобщение, подведение итогов).

Муз. рук: Наше занятие подходит к концу. Давайте же попрощаемся с нашими

гостями.

Но прощаться мы будем тоже песней. Занимайте свои места.

(Дети поют)

Гости, мы вам были рады,

Но прощаться нам пора.

До свиданья, до свиданья.

Уезжаем со двора.

Под музыку » Тропинка-торопинка» дети выбегают из зала и машут гостям

Источник: maam.ru