Инсценировка сказки «Мешок яблок» по мотивам В. Сутеева

Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Инсценировка сказки «Мешок яблок» по мотивам В. Сутеева

Цель: продолжать знакомить детей с народным фольклором,

Задачи:

Обучающие: совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные танцевальные импровизации

Развивающие: прививать интерес к жизни животных, вызывать эмоциональный отклик у детей на образы народного фольклора;

Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к театрально — игровой деятельности.

Действующие лица: Осень,логопед (в русском нарядном костюме, заяц, зайчиха, 4 зайчонка и лапочка дочка, ворона, медведь, белочка, коза, ёжик, волк.

Оборудование: домик зайцев, стол, пенёчки, деревья, корзины с орехами,

с грибами, с овощами, бочонок меда, костюмы зверей

Ход театрально-коррекционной деятельности

I. Организационный момент. Трек №1

Осень:

Много в мире сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может все случиться.

Что там будет впереди?

Сказка в гости к нам стучится.

Скажем сказке: «Заходи!»

В далеком лесу, где безлюдно и тихо

Жили-были папа-заяц и мама-зайчиха.

Жили дружно в лесу под кусточком

Со своими сыновьями и дочкой

Только все они грустят

Очень есть они хотят

И решил один косой

Побродить лесной тропой

Логопед. Ребята, я приглашаю вас вместе с Зайцем пойти в лес за ягодами и грибами.

Пальчиковая гимнастика «Мы пойдем с тобою в лес»

Мы пойдем с тобою в лес, (две руки перед собой с растопыренными пальцами)

там деревья до небес. (руки чуть выше поднять)

Солнышко лучистое в небе улыбается. (две ладошки соединить вместе с растопыренными пальцами

Дует, дует ветерок, деревца качаются. (пошевелить пальцами)

Птички прилетели, на деревья сели. (две руки перекрестить, помахать «крыльями»)

Вдруг в лесу (руки перед собой с растопыренными пальцами)

раздался стук: тук-тук, тук-тук. (указательным пальцем правой руки стучим по «дереву» другой руки)

Это дятел долбит сук: тук-тук, тук-тук. (указательным пальцем левой руки стучим по «дереву» другой руки)

Из скворечника торчат (две руки сложить «домиком» и загнуть большие пальцы во внутрь — скворечник)

клювы маленьких скворчат. (каждую руку сложить в «щепоть»)

Клювик раз, клювик два, (из «щепоти» указательный палец одной руки поднять, опустить, указательный палец другой руки тоже самое)

лапка, лапка, (поочередно опустить на стол или колени руки)

голова. (руки скрепить в замок)

Пчелка весело жужжит ж-ж-ж, (указательный палец одной руки «летит»)

на цветок она летит ж-ж-ж. (одна ладонь в форме цветка, другая рука — пчелка)

Будет пчелка пить нектар, понесёт в свой домик дар.

Под ёлочкой (две руки со сцепленными пальцами)

есть норка, (сцепленные руки положить на стол или колени)

в норе живет ёжик. (две руки вместе с растопыренными пальцами)

Ёжик весь в иголках и ёлочка тоже. (фигура ёжика и ёлочки)

Бабочка красавица на цветке сидела, (две руки сцеплены за большие пальцы)

крыльями взмахнула, раз и улетела. (помахать крыльями)

Вот улитка на дорожке вверх торчат смешные рожки. (руку сложить в кулак, оттопырив указательный палец и мизинец)

Зайка под кустом сидит и ушами шевелит. (рука в щепоти, оттопырив указательный палец и мизинец)

II. Театрализация. Опушка леса. На переднем плане макет яблони. С пустым мешком через плечо идет Заяц.

Заяц.

Я по лесу все брожу,

А грибов не нахожу!

Все попрятались куда-то –

И лисички, и маслята. Появляются Грибы и Ягоды.

Грибы и Ягоды (хором).

Чудеса, чудеса! (Разводят руки в удивлении.)

Поскорей протри глаза! («Трут» глаза кулачками.)

И по лесу не беги, (Грозят пальцем.)

Очень медленно ходи!

Пальчиковая гимнастика «За ягодами»(одеваем маски на голову)

Раз, два, три, четыре, пять!

(Пальчики обеих рук «здороваются» начиная с большого.)

В лес идем мы погулять.

(Пальцы «идут» по ногам сверху вниз.)

За черникой, за малиной,

(Загибают пальчики на обеих руках начиная с большого.)

За брусникой, за калиной. (у кого маски те, выходят в круг)

Землянику мы найдем

(Наклоняются.)

И зайчатам отнесем.

(Выпрямляются, руки вперед.)

Заяц.

На полянку я пришел,

Только ягод не нашел:

Ни черники, ни малины,

Ни развесистой калины.

Грибы и Ягоды (хором).

Чудеса, чудеса! (Разводят руки в удивлении.)

Поскорей протри глаза! («Трут» глаза кулачками.)

И по лесу не беги, (Грозят пальцем.)

Очень медленно ходи! (Грибы и Ягоды убегают)

Логопед. А в лесу растет красавица яблоня. Ребята, поиграем с яблонькой.

Подвижная игра «Яблонька».

Участники игры образуют круг, на середину которого выходит девочка – «яблонька». Ее имя называется в песне, а она изображает все, о чем поется. Дети, взявшись за руки, ходят и говорят нараспев:

Мы посадим яблоньку

На горе, на горе.

Наша яблонька расцветет

По весне, по весне.

Вырастай, яблонька,

Вот такой вышины!

Распускайся, яблонька,

Вот такой ширины!

Расти, расти, яблонька,

В добрый час.

Поскачи-ка, Евочка,

Потанцуй для нас! Ой, как наша яблонька

Да распустилась!

Ой, как наша Танечка

Да закружилась!

А мы нашу яблоньку

Да трясти будем!

А мы сладки яблочки

Собирать будем!

А мы нашу яблоньку

Все пощиплем,

Да от нашей Евочки

Убежим вихрем!

При словах «такой вышины» и «такой ширины» все играющие поднимают, а затем разводят руки. При словах «трясти будем» все подходят к «яблоньке» и движениями изображают, как трясут ее и собирают яблоки. При словах «все пощиплем» приближаются, легонько щиплют девочку и тут же разбегаются. А девочка-«яблонька» бежит их ловить. Кого поймает, тот встает на ее место.

Заяц. Видно, ягод и грибов я не найду сегодня. (Видит яблоню.) Ба-а, яблоня! Яблоки-то спелые-спелые! Так и просятся в мой мешок. Нарву-ка я яблок и отнесу их моим малым сыночкам и лапочке-дочке. (Рвет яблоки. Появляется Ворона)

Ворона.

Все ругают ворону.

За что? Вот вопрос!

Говорят, будто всюду

Сует длинный нос!

Карр! Карр! (Видит Зайца)

Что ты делаешь? Безобразие! Если каждый будет приходить сюда за яблоками, то скоро ни одного на дереве не останется. Эх ты, природу губишь, карр! (Заяц с мешком яблок идет по тропинке. Навстречу ему Медведь.)

Медведь. Что несешь, Косой?

Заяц. Яблоки, дядя Миша, смотри, какие замечательные!

Медведь (рассматривает яблоки).

Да… яблочки спелые,

Сочные, красные (нюхает яблоки,

Ароматные,

Такие прекрасные!

Можно, яблочко возьму,

Медвежатам отнесу?

Заяц. Бери, не стесняйся, давай угощайся!

Медведь (берет яблоки). Спасибо! Люблю яблоки. Они для здоровья полезные.

(Уходит. Заяц идет дальше. Появляется Белочка)

Белочка. Что несешь, Косой?

Заяц. Яблоки, Белочка, смотри!

Белочка.

Яблочки спелые,

Сочные, красные (нюхает яблоки)

Ароматные,

Такие прекрасные!

Можно, яблочко возьму

И бельчатам отнесу?

Заяц. Бери, не стесняйся, давай угощайся!

(Белочка берет несколько яблок и убегает. Заяц идет дальше и встречает Ежика, с корзиной и палкой)

Заяц. Куда идешь, Колючая Голова?

Ежик. Да вот, за грибами собрался, а грибов нигде не видно. Хожу с пустой корзиной. А ты что несешь?

Заяц. Яблоки, Колючая Голова. Смотри!

Ежик (рассматривает яблоки).

Яблочки спелые,

Сочные, красные (нюхает яблоки,

Ароматные,

Такие прекрасные!

Можно, яблочко возьму

И ежатам отнесу?

Заяц. Бери, не стесняйся, давай угощайся!

Ежик. Спасибо!

Заяц насыпает Ежу в корзинку яблоки, и Ежик уходит. Заяц идет дальше и встречает Козу.

Коза. Здравствуй, Косой! Что в мешке несешь?

Заяц. Яблоки, Коза, смотри!

Коза (рассматривает яблоки).

Яблочки спелые,

Сочные, красные (нюхает яблоки,

Ароматные,

Такие прекрасные!

Можно, яблочко возьму

И козлятам отнесу?

Заяц. Бери, не стесняйся, давай угощайся!

Коза. Спасибо, яблочкам мы всегда рады!

(Коза берет яблоки и уходит. Появляется Ворона)

Ворона. Карр! А я, глупая, жду, когда ты, Заяц, меня яблоком угостишь?

Заяц. Возьми, Ворона, самое большое. (Протягивает Вороне мешок)

Ворона (заглянув в мешок). А где же яблоки? Яблок-то в мешке не осталось! Вот непутевый! Своим голодным детишкам пустой мешок несет!

Заяц. Ничего! Опять в лес пойду и снова яблок полный мешок наберу.

Ворона. В лес по такой погоде? Ты что, не видишь, что дождь собирается?

Заяц. Ничего, успею до дождя. Я быстро бегаю!

(Заяц убегает. Меняются декорации – на сцене жилище Зайца. Появляются Зайчиха с зайчатами. Они садятся за пустой стол)

Зайчата. Мама, скоро папа придет, нам поесть принесет?

Зайчиха. Скоро, дети. (Раздается стук, входит Белочка, вносит корзинку с орехами)

Бельчонок. Здравствуйте! А это вам орешки я принесла!

Зайчиха. Спасибо! Ну и чудеса…

(Белочка убегает. Раздается стук, входит Ежик с корзинкой грибов.)

Ежик. Здравствуй, Зайчиха! Хозяин дома?

Зайчиха. Еще не приходил.

Ежик. Это вам!

(Подает Зайчихе корзинку с грибами и прощается. Раздается стук, появляется Коза с кочаном капусты, подает его Зайчихе)

Коза. Это для ваших деток. Капуста очень полезна для здоровья… (Уходит.)

Зайчата. Мама, где же папа?

Зайчиха. Скоро придет. Ложитесь лучше спать. (Уходят.)

Приходит Волк и садится под яблоней. Появляется Заяц.

Заяц. Вот и яблоня, сейчас наберу яблок. Что-то и правда погода испортилась. (Видит Волка.) Ой, Волк!

Волк. Тебе что здесь нужно?

Заяц. Я… яблочки хотел собрать… зайчатам.

Волк. Значит, яблочки любишь?

Заяц (дрожащим голосом). Люб…лю.

Волк. А я зайцев люблю!

Волк бросается на Зайца. Заяц надевает на голову Волка пустой мешок и убегает. Волк гонится за ним. Заяц прибегает к своему домику и стучится.

Зайчиха (радостно). Наконец-то ты пришел… Живой!

Заяц. Я вам совсем ничего не принес…еле-еле хвост унес

Зайчиха. Заходи скорее в дом! (Раздается сильный стук в дверь)

Заяц. Это Волк (Появляется Медведь. Он несет бочонок с медом)

Медведь. Вот, Заяц, держи! Это от меня подарочек. Мед настоящий, липовый.

Заяц. Спасибо, дядя Миша, за мед!

Медведь. Ну, я пошел. (Уходит.)

Заяц (смотрит на стол). Откуда у нас столько подарков? Здесь и капуста, и орехи, и грибы.

Зайчиха. Это твои друзья принесли. Спасибо им.

Прилетает Ворона.

Ворона. Ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?

Заяц и Зайчиха и все герои (хором).

Ты запомни чудо-птица.

В щедрости ведь клад таится.

Если сделать раз добро

Втрое в дом войдет оно!

Логопед. Ну вот, все звери довольны, можно теперь и поиграть, и поплясать.

Развитие координации речи, моторики, ритма и темпа движений в упражнении «Тень-тень, потетень» (русская народная потешка).

Тень-тень-потетень, (Ритмичные хлопки.)

Выше города плетень. (Поднять прямые руки вверх.)

Сели звери на плетень, (Присесть.)

Похвалялися весь день. (Наклоны головы вправо-влево.)

Похвалялася лиса:

(Изобразить повадки лисы.)

– Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

(Изобразить повадки зайца.)

– Поди догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

(Изобразить повадки ежа.)

– У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

(Изобразить повадки медведя.)

– Могу песни я петь!

Итог

Осень:

Сказки нас учат добрыми быть,

Крепко дружить, дружбу ценить,

Слабым во всем и всегда помогать

И малышей не обижать! Поклон артистов

А теперь всех приглашаем всех спеть и станцевать

Поют песню «Всем советуем дружить»

Источник: maam.ru