«Игры для предупреждения и исправления речевых ошибок у детей 5–7 лет»

Галина Сергеевна
«Игры для предупреждения и исправления речевых ошибок у детей 5–7 лет»

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.

Пути формирования грамматически правильной речи определяются на основе знания общих закономерностей становления речи, изучения грамматических навыков детей данной группы и анализа причин их грамматических ошибок.

Игры, направленные на формирование грамматически правильной речи.

Игра со словом «одеть». (Употребление слов «надеть» и «одеть».)

Неправильно: одевать на куклу.

Правильно: одевать куклу, ребенка, в шубу, в платье, но: надевать на себя.

Предложите ребенку поиграть. В игре Вы будете жестами показывать, как Вы ОДЕВАЕТЕ мишку или зайку на прогулку, а малышу нужно будет догадаться по Вашим жестам, что это за одежда. Например, покажите, как Вы завязываете мишке шарф (шарфа нет, только показ жестами) и спросите: «Во что я одеваю мишку?». Или покажите, что Вы одеваете Мишку в брючки и спросите «А теперь я во что одела Мишку?». Можно показать жестом, как Вы одели рубашечку, застегиваете пуговки на рукавах.

Потом пусть малыш загадает подобные загадки Вам. В этой игре нужно часто использовать слово «одеть», и чем чаще – тем лучше! «Что я одела?» — «Ты одела мишку в куртку?». – «Нет, я в куртку мишку не одевала. Это что-то другое, но похожее на куртку. Отгадай, что это» — «Ты его одела в пальто?» и т. д.

Аналогично проведите игру со словом «надеть» с угадыванием действия по жестам, имитируя надевание одежды на себя – угадай, что я сейчас на себя надела?

Многократное естественное повторение слова в игре запомнится малышу. Запомнится ему и разница в ситуациях использования этих похожих слов, и он не будет больше ошибаться.

Игра «Чего не стало». (Ошибки употребления существительных во множественном числе.)

Типичная детская ошибка: много яблоков, сливов, грушев, мандарин, апельсин, карандашев, ботинков, щетков и т. д.

Правильно: много яблок, груш, слив, мандаринов, апельсинов, бананов, ананасов, карандашей, щеток и т. д.

Вариант 1. Выложите на стол 5-6 картинок, на каждой из которой изображено несколько фруктов или других предметов. Например, груши, сливы, яблоки, ананасы, бананы, мандарины. Для игры нужно подобрать те картинки, в названии которых ребенок допускает ошибки.

Попросите ребенка закрыть глаза и в это время уберите одну картинку. Попросите малыша открыть глаза, посмотреть на картинки и догадаться, чего не стало? Малыш отвечает: «Не стало груш» или «Не стало карандашей». Если он ошибается, то нужно исправить его ошибку, назвав правильный вариант. Ни в коем случае не повторяйте в своей речи ошибки ребенка! Для малыша очень важно слышать грамотную речь взрослых людей, которые его окружают.

Вариант 2. Вам понадобятся два одинаковых набора картинок. Рассмотрите с ребенком картинки и назовите, что на них нарисовано. Один набор выложите перед ребенком. Карточки из другого набора положите стопкой друг на друга. Вы берете из стопки одну картинку так, чтобы ребенок не видел, что на ней нарисовано. Попросите малыша угадать, что у Вас.

Ребенок спрашивает: «У тебя много слив?» — «Нет, у меня нет слив». – «У тебя много яблок?» — «Нет! У меня нет яблок». – «У тебя много груш» — «Да, у меня много груш!» Как только малыш угадал картинку, поменяйтесь ролями в игре.

Многократно повторяя слова в этой увлекательной игре, ребенок их легко запоминает.

Игра «Грамматические загадки».(Ошибки согласования прилагательных и существительных в роде, числе.)

Типичная ошибка детей: зеленыя платье, красныя чашка и т. д.

Правильный вариант: зеленАЯ чашка, зеленЫЕ чашки, зеленЫЙстаканчи, зеленОЕ стекло

Попросите малыша отгадать, что Вы загадали:

зеленАЯ, красивАЯ – это лампа или абажур?

зеленЫЙ, красивЫЙ – это лес или полянка?

зеленЫЕ, красивЫЕ – это поля или сад?

зеленОЕ, красивОЕ – это дерево или куст?

Такие игры учат ребенка прислушиваться к окончаниям слов и ориентироваться на них при определении рода.

Источник: maam.ru