«Игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Олеся Балдунникова
«Игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

В настоящее время, в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением государственного стандарта, все больше внимания уделяется развитию речи дошкольника.

Дошкольный возраст — возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи.

Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитие ребенка.

На современном этапе решаются 3 основные и ведущие задачи по развитию речи детей:

1. Развивать речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;

2. Учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;

3. Развивать у детей потребность в общении, как первейшего условия успешной деятельности.

Для реализации поставленных задач необходимо:

• формировать речь детей через развитие познавательной деятельности (как самостоятельной, так и специально организованной);

• ежедневно предусматривать индивидуально речевое общение с ребенком;

• в работе использовать формы, где речь является средством мыслительных, умственных действий и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.

Хорошая речь — важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, чем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь ребенка развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка.

Гораздо успешнее это осуществляется, используя игры.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра. Игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны личности ребенка.

Для речевого развития ребенка используют все виды игровой деятельности:

Дидактические игры

Настольно-печатные игры

Пальчиковые игры

Сюжетно-ролевые игры

Подвижные игры

Игровой метод способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, повышает речевую мотивацию, побуждает детей к общению друг другу, процесс мышления протекает быстрее, новые навыки осваиваются быстрее, новые навыки осваиваются прочнее.

Хочется остановиться на нескольких видах игровой деятельности.

Дидактическая игра

Дидактическая игра — прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

Дидактические игры бывают: настольно-печатные, словесные и игры с предметами.

Хочется привести несколько примеров из тех игр которые я использую в своей работе:

Игры на развитие фонематического слуха.

1. «Угадай, кто тебя позвал» (для детей 3-х лет)

Цель: научить ребенка узнавать другого человека по голосу.

Ход игры: В игре принимает участие группа детей. Один из них становится в центре и закрывает глаза. Воспитатель указывает на кого — то из остальных и просит позвать стоящего в центре, а ребенок должен угадать, кто его позвал.

2. «Как услышишь, хлопни» (для детей 4-5 лет)

Цель: научить ребенка выделять среди других заданный звук, развивать фонематический звук, память, внимание.

Ход игры: Объясняю детям, что они должны хлопнуть в ладоши, если услышат определенный звук. После этого начинаем четко произносить с начало звуки, а затем слоги и слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышит заданный звук.

Игры на развитие голоса.

1. Игра » Потяни звук» (для детей 3-х лет)

Цель: помочь детям развивать речевое развитие.

Ход игры: дети разбиваются на пары, становятся лицом друг другу. По сигналу воспитателя глубоко вдыхают и начинают тянуть определенный гласный звук. Выиграл тот кто дольше протянул звук.

2. Игра «Спуск с горы»

Цель: учить детей менять силу голоса.

Ход игры: дети сидя на ковре представляют себе что спускаемся с горы и считают до 10, постепенно понижая голос. Начинаем считать громко, а заканчиваем шепотом и наоборот.

Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры – это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики рук детей, которые сопровождаются рифмованными четверостишиями.

Учеными доказана связь между пальцевой моторикой и речью, поэтому мы можем говорить о том, что пальчиковые игры способствуют развитию речи детей.

Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей их деятельность и явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяя движения и слова взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Учеными была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту то и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот.

О мелкой моторике рук написано немало книг, и это не случайно. Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать стишки, считалки песенки.

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональность, насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность и творчество.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности и развития речи детей возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать все виды игр увлекательным процессом, во время которого происходит полноценное развитие ребенка.

Источник: maam.ru