Формирование словаря детей младшей группы в процессе организации совместных мероприятий в книжном уголке

Середа Анастасия
Формирование словаря детей младшей группы в процессе организации совместных мероприятий в книжном уголке

Середа Анастасия

«Формирование словаря детей младшей группы в процессе организации совместных мероприятий в книжном уголке»

Тема статьи:»Формирование словаря детей младшей группы в процессе организации совместных мероприятий в книжном уголке»

Автор:Середа Анастасия Максимовна

Научный руководитель: Е. Е. Цускман, преподаватель высшей категории

Вступление:

Всестороннее развитие личности ребенка в детском саду обеспечивается специально организованным воспитательно-образовательным процессом, в ходе которого осуществляется нравственное, эстетическое, умственное и физическое воспитание. При этом речевое развитие имеет большое значение, так как речь тесно связанна с мышлением, влияет на общее развитие и поведение ребенка.

Данная проблема заключается в том, что воспитатели должны приобщить, привлечь, заинтересовать ребенка в процессе чтения литературы. Показать ему важность, необходимость такого рода занятий для полноценного развития.

Основная часть:

В развитии словаря детей младшей группы выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, то есть овладение значениями слов.

Остановимся кратко на характеристике каждой из сторон. Данные о количестве слов одного возраста в литературе очень разнятся, так как словарный запас ребенка в младшей группе быстро обогащается и зависит от воспитания и условий жизни ребенка. В современной методике нормой годовалого малыша считается 10-12 слов. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 — 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов.

Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д. Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».

Ушакова О. С., Струнина Е. М. обратили внимание на следующие особенности понимания значений слов дошкольниками: прежде всего в восприятии дошкольника каждый предмет должен обладать свойственным ему названием. Поэтому ребенок ищет в значении слова буквальное отражение предмета или явления, к которым относится слово. Он ищет непосредственную связь между звучанием и значением слова, «бунтует» против немотивированного сочетания звуков в слове. Этим объясняется потребность дошкольника видоизменять звуковую форму слов: паук — «ползук», вазелин — «мазелин». Ребенок как бы в самом звуке ищет значение слова.

Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни — период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет — до 2000-2500, а в 6 — 7 лет до 3500 — 4000 слов.

Особенности организации книжного уголка в младшей группе

Процесс общения ребенка с книгой – процесс становления в нем личности. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

Книжный уголок – это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть и «перечитать» ее. Встреча в уголке книги со знакомыми произведениями, полюбившимися героями углубляет проникновение в авторский замысел, помогает уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания.

Оформление книжного уголка каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность. Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. Важно, чтобы каждый мог сам, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в книжном уголке, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей младшей группы.

На занятиях следует учить детей младшей группы правильно воспринимать и понимать художественное слово. В книжном уголке можно поместить знакомые литературные произведения, чтобы каждый ребенок смог подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником.

Таким образом, в младшей группе воспитатель дает детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с книжным уголком, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.). Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.

Взгляды ученых и педагогов-психологов на вопросы формирования словаря детей младшей группы в процессе организации совместных мероприятий в книжном уголке.

Средствами развития словаря младших дошкольников, по мнению Е. И. Тихеевой, являются предметные и сюжетные картинки, произведения художественного слова, жанры малого фольклора, театрализованная деятельность – они способствуют решению задач по развитию словаря.

Для организации работы по формированию словаря в дошкольном учреждении в группах создаются и эффективно используются книжные уголки, где собраны и постоянно пополняются разнообразные практические и наглядные, а также методические материалы для решения всех задач по развитию словаря. Среди них: книги, предметные картинки; картотеки чистоговорок, скороговорок, речевых игр, стихов-диалогов и др. ; разнообразные речевые игры; книги; фото — и видеотеки.

Придумывание своего варианта сюжета, один из способов работы с книгами. Повторное чтение отдельных сцен и частей сказок из книжного уголка позволит младшим дошкольникам лучше запомнить сказку, отметить словесные средства выразительности (эпитеты, метафоры).После рассказывания сказки воспитатель проводит беседу, которая помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, то есть постичь языковую особенность произведений данного жанра, отмечает Новотворцева Н. В.

Таким образом, огромную роль в образовательном процессе играет книжный уголок. Эффективность книжного уголка в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста зависит от ряда условий: отбор образных выражений с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики, детского опыта; элементарное осознание детьми роли образных слов и выражений высказывании; активизация в речи образных слов и выражений в ходе свободной деятельности детей.

Вывод:

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:

1. Изучены особенности формирования словаря детей младшей группы. В развитии словаря детей младшей группы выделяют две стороны: количественный и качественное развитие. Нормой годовалого малыша считается 10-12 слов, к концу второго года — 300 — 400 слов, а к трем годам — 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря детей младшей группы происходит за счет заимствования слов из речи взрослых и овладения способами образования слов.

2. Рассмотрены особенности организации книжного уголка в младшей группе. Организовать книжный уголок следует располагать вдали от мест игр детей и с правильным освещением. Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. В книжный уголок следует поместить предметные и сюжетные картинки. Они должны быть ярко, красочно оформлены. В книжном уголке должны быть столы и стульчики, чтобы можно было удобно присесть, рассмотреть или прочесть книги.

3. Изучены взгляды ученых и педагогов-психологов на вопросы формирования словаря детей младшей группы в процессе организации совместных мероприятий в книжном уголке. Как считает Тихеева Е. И., средствами развития словаря младших дошкольников являются предметные и сюжетные картинки, книги. По мнению О. С. Ушаковой, книжный уголок эффективно влияет на формировании словаря детей младших дошкольного возраста.

Источник: maam.ru