Экологический проект как средство социализации личности дошкольника

Марина Зинкина
Экологический проект как средство социализации личности дошкольника

Добрый день, уважаемые коллеги! Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки и даже у крошечной лужицы.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».

Природа хрупка и ранима. В настоящее время безжалостно загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, обедняются флора и фауна – всё это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим, тема экологического воспитания подрастающего поколения становится актуальной как никогда.

Целью ориентированного экологического образования для дошколят выступает в формировании комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлениях. Создание условий для формирования ответственного отношения к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств.

Реализуя разнообразные формы работы с детьми по формированию у них экологических знаний: а именно, занятия, беседы, наблюдения, знакомство с произведениями художественной литературы, экологические досуги, элементарная поисковая деятельность, считаю, что наиболее успешного решения задач воспитания экологической культуры дошкольника можно добиться благодаря использованию метода проектов.

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы.

Экологический проект — это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.

В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка.

Специфика метода проектов, особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

-он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

-является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-один из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду.

-ПРОЕКТ — технология, обеспечивающая рост личности ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

Метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, реализует процесс сотрудничества детей и взрослых (педагогов, родителей, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является новейшей технологией, всесторонне развивающей личность ребенка).

Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:

Ребенок радуется встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения. Признает ценность жизни.

Педагог участвует в реальной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды. Взаимодействует с детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания.

Повышается уровень экологической культуры и информированности взрослых. Налажено взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности.

По продолжительности экологические проекты разделяются на:

Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели.

Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.

Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один год.

Более длительные проекты для детского сада планировать неразумно. С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее эффективно работают проектные исследования, проводимые с воспитанниками старших групп.

Основные активные исследовательские методы, которые могут применяться при реализации экологического проекта на уровне детского сада:

Наблюдение.

Эксперимент.

Обобщение и оформление (изложение) результатов исследований производится через:

Тематические рисунки.

Составление рассказов.

Подбор загадок, пословиц и поговорок по тематике.

Составление мини-книжки.

Составление фотоотчета (с помощью родителей).

Реализация проектов зачастую производится в три этапа:

Подготовительный. Определение проблемы, актуальной и интересной для всех участников проекта, определяется так называемый полигон – территория с природными объектами, участвующими в наблюдении и эксперименте. Далее определяется цель проекта, выделяются задачи, производится подбор методов проведения исследования. Одновременно проводится разъяснительная и организаторская работа с воспитателями, родителями и детьми.

Исследовательский. Мотивация деятельности, разработка плана действий и практическая деятельность по реализации проекта (накопление материала; совместная познавательно – поисковая деятельность детей, педагогов и родителей; интеграция образовательных областей).

Заключительный. Весь комплекс действий завершается обобщением и анализом результатов, формулировкой выводов. Результаты в различных формах представляются на итоговом мероприятии, например, Празднике Лета, или Дне птиц.

В моей практике были реализованы проекты:

«Лаборатория неживой природы» — долгосрочный проект проводился с детьми старшего возраста (10 месяцев)

Цель проекта: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

«Солнечный лучик» — краткосрочный проект во второй младшей группе. Тема была выбрана и разработана для реализации во второй месяц весны – в апреле. Так как в конце марта – начале апреля солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. Причем в беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть какого цвета, формы солнце. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с солнцем. Хотелось обогатить представления детей о природном объекте – солнце, показать влияние солнца на природу.

Цель проекта: Формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой (прежде всего); познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово); музыкально-эстетической, продуктивной.

Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В нашем детском саду мы стараемся создать систему экологического воспитания дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во все виды детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.

Поэтому мы решили создать проект «Экологическая тропа», где дети непосредственно смогут общаться с природой, воочию наблюдать явления природы, восхищаться красотой окружающего.

Цель проекта: Воспитание осознанного отношения ребенка к природе. Формирование системы экологических знаний и представлений. Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее). Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.

Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам». Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. Вот и возникла у нас идея создать долгосрочный познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» (март- сентябрь).

Цель проекта: Создание оптимальных условий для формирования у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность, прививать трудовые навыки.

Также в рамках инновационного проекта детского сада разработала и реализовала долгосрочный проект «Мир природы родного края».

Цель проекта: Формирование системы экологических знаний и представлений о природе Республики Мордовия. Формирование у детей осознанно-правильного отношения к представителям флоры и фауны родного края.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. И проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Таким образом: детские проекты по экологии – это и обучение, и игра для малыша, а уже итоги этой игры, вполне возможно, в будущем не раз ему пригодятся. Дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к организации образования и воспитания средствами экологической культуры способствуют приобретению целостного опыта решения жизненных проблем.

Благодарю за внимание!

Источник: maam.ru