Экран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Татьяна Пастушкова
Экран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Актуальность:

Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать средства обучения, методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые будут оптимально соответствовать поставленной цели развития личности.

Средства обучения — это инструменты деятельности педагога и дошкольника, то, с помощью чего педагог реализует образовательный процесс, а дети приобретают знания. Много разнообразных современных средств создаются самими участниками образовательных отношений: родителями, педагогами, которые ониактивно используют в своей педагогической деятельности [4]. Эти средства решают те же образовательные задачи и позволяют нам доработать, модифицировать, совершенствовать их.

К таким средствам относится и экран-трансформер или прозрачный мольберт, с которым хочу вас познакомить.

Само средство является нетрадиционным средством всестороннего развития способностей у дошкольников. [1].

Главное назначение экрана-трансформера— оптимизировать учебный процесс, обеспечить эффективность и качество освоения детьми дошкольного возраста содержания дошкольного образования.

Цель:

Создание условий для расширения представлений педагогов о способах всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить с экраном-трансформером;

2. Обучить способам и методам работы с экраном-трансформером;

3. Вызвать интерес к работе с нетрадиционным средством и стимулировать к созданию своих образовательных ресурсов.

Прозрачный мольберт был изготовлен самостоятельно из подручных средств и назван экран-трансформер. Сам экран представляет из себя стеклянный мольберт из небьющегося оргстекла в деревянной раме, предельно прост в использовании, легкий, мобильный и безопасный согласно СанПиНу [5].

Экран помогает мне решить такие задачи как развитие общей и мелкой моторики, сенсорного и зрительного восприятия, развитие связной речи, а также помогает преодолевать недостатки развития личностных качеств, таких, как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, и др. Для того чтобы дети пошли на контакт использовался личностно-ориентированный подход в воспитательно-образовательном процессе в рамках ФГОС через игровые технологии с использованием экрана-трансформера.

Когда пришла работать во 2 младшую группу, то поставила себе цель создать благоприятные условий для адаптации детей в детском саду и, конечно, развитие эмоциональной сферы посредством разных методов и приемов, в том числе в обучении связной речи, и в этом мне помог экран-трансформер.

На первом этапе познакомила детей с экраном-трансформером через игру «Давайте познакомимся»

затем детям были даны краски для того, чтобы они на экране через рисунок выразили свое эмоциональное состояние.

В дальнейшем стала использовать экран в других видах образовательной деятельности, где положена идея обучения без принуждения, базирующаяся на искреннем интересе ребенка в выполнении задания. Дети быстрее адаптируются в детском саду и в группе с помощью рисунков, выражают свое эмоциональное состояние, свое отношение к окружающему миру. Занятия сопровождаются играми, стихами, загадками или песнями, так и запоминать детям проще, и рисовать интереснее.

Более успешным внедрением экрана-трансформера в образовательный и развивающий процесс было включение его в такой вид деятельности детей, как сюжетная игра (ребёнок выполняет роль, действуя от первого лица («Я телеведущий»). В старшей группе у нас каждое утро существует такая рублика как «Новость дня», где дети в роли журналиста по очереди рассказывают события, произошедшие с ними накануне. Это способствует развитию монологической речи и умению составлять рассказ. Пример сюжетно-ролевой игры «Телевидение»

игра с правилами «В гостях у русалочки»

Наблюдая за процессом игры, было обращено внимание на то, что дети применяют экран в качестве ширмы для театрализации.

Характерными особенностями театрализованной игры является литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей, помогают детям развивать диалоговую речь, умению пересказывать рассказы, сказки. Как пример театрализация сказки «Лиса и заяц».

Также экран-трансформер я использую в таких игровых ситуациях, как графическое упражнение «Повтори за моей кисточкой», «Оживший портрет».

На экране-трансформере дети могут состязаться в выполнении каверзных заданий, припоминании стихов и считалок на определённую тему, в поиске различий на картинках, в прохождении лабиринтов и т. п.

После прочтения сказки детям предлагается пересказать ее с помощью нарисованного плана на экране, самостоятельно создать альтернативный конец произведения, ответить на вопросы беседы: изобразить любимый момент, рассказать о понравившемся герое, создать предысторию сюжета.

В художественно-эстетическом развитии на экране-трансформере использую рисование в нетрадиционных техниках (рисование кремом, пальцами и ладошками, губкой, применение трафаретов, изотерапию, пескотерапию.

В совместная деятельности с детьми и родителями создали макет «Морское путешествие», а также использую экран-трансформер для размещения объявлений, приглашений и т. п. в необычной форме.

В совместной музыкально-художественной деятельности взрослого и детей прослушиваем музыку и рисуем ладошками. Например; песенка «Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать…».

Основные направления работы с прозрачным экраном-трансформером:

• Арт-терапия. Интеграция экрана-трансформера в арт-терапевтические занятия позволяет существенно расширить арсенал традиционных упражнений и увеличить возможности психотерапевтического воздействия. Живопись на стекле как один из видов изотерапии, является способом решения психологических проблем с опорой на внутренние ресурсы психики, способствует укреплению психического здоровья [2].

• Непосредственно образовательные, развивающие занятия. Рисование по стеклу развитию зрительно-моторной координации, развитию общей и мелкой моторики, развитию речи, элементарных математических представлений, исследовательской активности ребенка, воображения.

• Коррекционные программы. Рисование на прозрачном экране дает положительный результат в работе с различными группами детей, в том числе с ОВЗ. Специальные пальчиковые упражнения дают положительный эффект при интеграции в коррекционную работу с нарушениями речи, зрения, трудностями в овладении письмом и другими видами нарушений [3].

Методы обучения:

— метод проблемных вопросов – ребенок думает, анализирует, сравнивает;

— метод творческих заданий – развитие творческого воображения, фантазии, нестандартного мышления, уход от шаблонов;

— «сказочная педагогика» -использование сказочного сюжета

на протяжении всего занятия, цикла занятий позволяет детям «входить»

в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации, способствует увлеченности и захваченности деятельностью;

— прием «оживления окружающего мира» — развитие образного восприятия, воображения, когда знакомые предметы (например: кисточка) наделяются признаками живого;

— нарочитая ошибка – побуждает ребенка к самостоятельности суждениям, помогает воспитателю оценить степень осознанного овладения ребенком материала;

— прием «социализация» — все что сделано ребенком должно быть обнародовано, обсуждено, все мнения услышаны;

— прием «работа в паре, микрогруппе» — совершенствует коммуникативные навыки у детей;

— совместная работа с родителями — рисуя для детей, вместе с детьми, рисуя как дети — учатся понимать растущего человека

Вывод: при работе на мольберте мною отмечена динамика в развитии детей, преобладает положительный эмоциональный фон, дети стали активными, снизился страх перед неудачей, появилась уверенность в себе и в своих возможностях. Внимание детей стало более устойчивым, характерное принятие простых инструкций, повысился самоконтроль. У детей формировались сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Показательные успехи детей в развитии речевой функции; повысили уровень понимания речи, значительно пополняли активный словарь.

Систематически используя в непосредственной образовательной деятельности экран-трансформер, произошли изменения в формировании эстетического отношения детей к окружающему миру, они всегда находятся в творческом поиске, экспериментируют, не боятся ошибаться. У каждого из них есть возможность проявить свое видение и свою индивидуальность!

Рисование на прозрачном экране дает положительный результат и в работе с различными группами детей, в том числе с ОВЗ. Специальные пальчиковые упражнения дают положительный эффект при интеграции в коррекционную работу с нарушениями речи, зрения, трудностями в овладении письмом и другими видами нарушений.

Экрана-трансформера дает широкие возможности применения в совместной деятельности взрослых и детей в образовательном процессе ДОУ.

Материалы методической разработки – конспекты, сценарии педагогических мероприятий, дидактические игры, рекомендации, разработанные мной, могут использоваться в непосредственной образовательной деятельности, воспитателями, работающими с детьми дошкольного возраста.

Чем больше работаю с экраном, тем разнообразнее нахожу способы его использования, многие из которых подсказывают сами дети. Остается только наблюдать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вашумирская С. А. Прозрачный мольберт — нетрадиционное средство развития творческих способностей у дошкольников // Всероссийское сетевое издание Дошкольник (ДОШКОЛЬНИК. РФ) — ЭЛ №ФС77-55754 выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). ИЗО детям, 2015.

2. Жилина Т. Л. Использование элементов техники изотерапии в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, дефектолога специального (коррекционного) образовательного учреждения. – Россошь, 2016.

3. Зинкевич — Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку.

4. Максимова С. П. Современные средства обучения детей дошкольного возраста // Детский сад теория и практика. – 2011. — №3. – С. 5.

5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26.

6. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов. / Под рук. Федина Н. В. – М. : Издательство «Просвещение», 2012. – 205 с.

7. ФГОС дошкольного образования. – Великий Новгород: НИРО, 2014. – 224 с.

Источник: maam.ru