Экологическая прогулка старшая группа

Лариса Дерябина
Экологическая прогулка старшая группа

Экологическая прогулка по теме:

«Наблюдение за муравьями» старшая группа

Цель: Закреплять представления о муравьях, их образе жизни и строительстве муравейника.

Задачи:

Формировать представления о муравьях, их образе жизни и

устройстве муравейника, о пользе насекомых; активизировать познавательную активность.

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, умение

взаимодействовать в коллективе.

Воспитывать желание заботиться о муравьях, не разрушать условия

жизни насекомых.

Предварительная работа:

— чтение: Л. Толстой «О муравьях», В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»; — ознакомление с д/материалом «Насекомые»;

— наблюдение за насекомыми на прогулке;

— загадки и стихи о насекомых.

— заучивание игры с пальчиками «Муравейник на поляне»

Оборудование: план – схема экологической тропинки, лупы, сахар, 2 палочки для эстафеты, два мяча – маленький и большой, ведро для сбора мусора, шапочки муравьев и слона.

Ход прогулки;

Как вы думаете, кто самый сильный на земле?

Мы лесные жители,

Мудрые строители,

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью.

Догадались про кого эта загадка?

Живут ли у нас на территории детского сада муравьи?

Видели ли вы муравьев зимой, почему?

А вы хотите увидеть этих насекомых?

Давайте посмотрим на план – схему нашей экологической тропинки и определим, где расположен муравейник.

Воспитатель с детьми отправляются по маршруту к объекту наблюдения (уголок леса).

Выбирается ребенок – экскурсовод (заранее подготовленный, который

рассказывает о муравьях.

«Муравейник»

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые темные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и бревна кладут.

Дело спориться бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встаёт на рассвете

Работящий лесной муравей.

Наблюдение:

Живут муравьи большой семьей в муравейнике. Муравейник может находиться как над землей, так и под землей. Муравейником правит муравьиная принцесса, когда она была маленькой, у неё были крылышки. Но став матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и живет в муравейнике. Она откладывает яйца, из которых появляются личинки. О них заботятся рабочие муравьи – они их кормят и следят за ними.

Охраняют муравейник – солдаты. Муравьи – хищники, они уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса»

Поисково – исследовательская деятельность на прогулке:

Цель: развивать познавательную активность детей, формировать умения и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

1. Взять лупу и рассмотреть муравья.

2. Насыпать сахар дорожкой и посмотреть, как муравьи будут себя вести.

(Результат: сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях, затем они успокоятся и мы увидим одну или несколько

длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно).

Пальчиковая гимнастика «Муравейник на поляне»

Ночью крепко — крепко спит.

А как солнце заиграет

Муравьишки выбегают.

Лапками перебирают

И головками качают

Муравьишек ровно пять

1-2-3-4-5.

Очень дружные они.

Ты, дружок, их береги.

Психогимнастика «Муравьи»

Цель: обучать приемам само расслабления, развивать выразительность движений, воображение.

Воспитатель предлагает детям изобразить муравьев: постараться сымитировать, как муравьи отыскивают и носят материал для муравейника, играют и т. д.

Трудовая деятельность

Этюд «Муравьишки». Коллективный труд по уборке территории.

Цель: учить трудиться сообща, воспитывать трудолюбие.

Воспитатель предлагает детям побыть трудолюбивыми муравьями и собрать на участке все сухие ветки, бумажки, камни в мусорное ведро.

Подвижные игры

Эстафета «Перенеси палочки»

Цель: упражнять скоростном беге, развивать ловкость, воспитывать чувство

коллективизма.

Группа детей делится на 2 команды. Начинают по одному муравью с каждой команды.

По сигналу они бегут к палочке, обегают её и возвращаются. За них цепляется следующий, и они продолжают бег вдвоём и т. д. В конце берут палочку и приносят в свой муравейник. Победит та команда муравьёв, которая справится быстрее.

Подвижная игра «Муравьи и слон».

Цель: развивать внимание, быстроту и ловкость.

Ход игры: Один водящий — слон, остальные муравьи.

Слон: «Пусть гуляют муравьи и танцуют от души».

Дети танцуют, как хотят.

Слон: » Расшумелись муравьи,

Надоели мне они.

Слон пошел гулять,

Муравьев пугать!»

Муравьи разбегаются, слон пытается их поймать — дотронуться рукой до муравья. Из

тех, кого не поймали, с помощью считалки выбирают слона-водящего.

Д/упражнение «Продолжи предложение» или «Кто как передвигается?».

Дети становятся в круг. Воспитатель читает предложения, а дети заканчивают их, изображая движения насекомых: машут руками как крылышками (летает насекомое, перебирают пальчиками (ползает насекомое, прыгают (прыгает насекомое).

Клоп ползает, а кузнечик. (прыгает).

Бабочка летает, а сороконожка (ползает).

Муравей ползает, а бабочка (порхает).

Сороконожка ползает, а стрекоза. (летает).

Комар летает, а таракан… (ползает).

Бабочка порхает, а муха… (летает).

Шмель летает, а муравей (ползает).

Кузнечик прыгает, а оса. (летает).

Божья коровка летает, а клоп. (ползает).

Таракан ползает, а сверчок. (прыгает).

Д/игра «Маленький и большой» (с мячами).

У воспитателя большой и маленький мячик. Кому из детей бросает маленький мячик – тот называет ласково маленькое насекомое, а кому большой – тот называет насекомое преувеличенно большим (великана).

Жук – жучок – жучище. Комар – комарик – комарище. Клоп – клопик –

клопище. Муравей – муравьишка – муравьище. Пчела – пчелка – пчелище. Таракан – тараканчик – тараканище.

Проблемные ситуации

«По муравьиной тропе»

1. Ты такой маленький. Как бы ты чувствовал себя, если бы тебя никто не замечал?

2. Ты бежишь по дорожке. Вдруг идет человек и не смотрит под ноги. Он такой огромный по сравнению с тобой! Вот он заносит свой башмак над тобой. Что ты чувствуешь в этот момент? Что ты ему хочешь крикнуть? В чем упрекнуть? О чем попросить?

3. Ты со своими братьями-муравьями очень долго строил дом-муравейник. Сколько палочек, веточек пришлось принести, чтобы собрать дом для всех. Как все муравьи радовались, когда муравейник был наконец построен! Но вот какой-то мальчишка ради забавы палкой разрушил муравейник, да еще смеялся над разбегающимися муравьями.

Что бы ты чувствовал по отношению к этому разрушителю? За что бы на него обиделся? О чем бы ты ему рассказал, чтобы он никогда такого больше не делал?

4. В лес часто приходят туристы. Они любят разводить костры. Как бы ты себя почувствовал, если бы костер развели прямо около муравейника?

О чем бы пошептал на ушко таким туристам?

Итог экологической прогулки

Продуктивно — художественная деятельность – совместное изготовление плаката «Не обижайте, муравьёв!

Плакат «Не обижайте муравья»

Источник: maam.ru