«Домашний оркестр — музицируем дома всей семьёй» в режиме самоизоляции

Анастасия Кривченко
«Домашний оркестр — музицируем дома всей семьёй» в режиме самоизоляции

«Домашний оркестр – музицируем дома всей семьёй» в режиме самоизоляции.

Цель: Создание наиболее благоприятных условий для воспитания, обучения и развития детей в режиме самоизоляции.

Музыка очень важна для жизни человека. Психологи говорят, что музыка помогает пережить грусть, депрессию, музыка приносит радость, музыка помогает настроиться на другую волну, более возвышенную и духовную. Музыкально-творческое развитие детей происходит более успешно, если родители музицируют с детьми дома.

Один из способов развития музыкальных способностей детей – это создание домашнего оркестра. В таком оркестре могут принимать участие все – и бабушки, и дедушки, и папы, и мамы и, конечно же, дети. Это сближает всех членов семьи, создает атмосферу творчества, доверительности, доставляет общую радость.

Для игр и развлечений с детьми дошкольного возраста обычно используются инструменты, которые не имеют чётко выраженной звуковысотности, поэтому их принято называть шумовыми. К их числу относятся: барабан, бубен, колокольчик, треугольник, деревянные палочки, маракасы и др. Шумовые инструменты в основном ударные (см. слайд № 3). Звуковысотные инструменты делятся на: клавишные струнные и духовые. У меня дома из звуковысотных инструментов есть: дудочки, флейта, металлофон, синтезатор, аккордеон, укулеле, гитара, контрабас, бас гитара. (см. слайды № 4 и № 5). Прежде чем играть на музыкальных инструментах, дети должны узнать их название и способ игры на них. Главное, инструменты должны звучать мягко, негромко, так как в этом возрасте надо особенно бережно относиться к слуху малыша. Кроме того, у ребят следует с самого начала воспитывать культуру пользования инструментами: с ними следует обращаться бережно: брать, играть на них и класть на стол или убирать в специальную коробку надо аккуратно.

Играть на музыкальном инструменте нужно правильно и старательно. Если на инструменте можно играть разными способами, как, например, на бубне, то надо научиться играть этими способами. При знакомстве с музыкальными инструментами с ребятами нужно обсуждать, какой тембр голоса имеет каждый из них. Можно выложить все имеющиеся дома шумовые и музыкальные инструменты на стол и ребёнок сам будет подходить к столу, выбирать понравившийся ему инструмент и играть на нём, а вы подыгрывайте ему на любом другом инструменте.

(см. слайды № 4 и № 5). Таким образом вы можете увидеть какой инструмент ребёнок берёт чаще. Мой ребёнок выбирает больше всего флейту-пикало и треугольник. Бабушка играла на аккордеоне, а Володя выделяет сильную долю на дудочке. Не успела многие интересные моменты сфотографировать, так как Володе ещё 1 год и 11 месяцев и он не может долго концентрироваться на одном. Очень быстро переключается. Надо успевать сделать фото. Главное не заставлять ребёнка, а просто предлагать, играя с ним, показывать. Иначе у ребёнка пропадает интерес. А ребёнка на данном этапе прежде всего надо заинтересовать.

(см. слайды № 6, № 7, № 8, № 9).

При знакомстве с рядом музыкальных инструментов можно поиграть в игру «Узнай по голосу». Взрослый показывает имеющиеся у него музыкальные инструменты и демонстрирует их голоса, а дети на слух определяют, какой из инструментов прозвучал. Вслушивание в звучание инструмента развивает тембровый слух и познавательную активность. В процессе игры также развивается мелкая моторика и координация. С помощью инструментов можно изобразить звуки окружающего мира: тикают часы; скачет лошадка; капает дождик, то маленький, то сильный; гремит гром; шумит ветер. Можно сделать звуковое сопровождение сказки. Детям нравится игра в «музыкальное эхо»: взрослый выстукивает ритм, а ребенок повторяет. Потом меняемся ролями – ребенок сам придумывает ритм, взрослый повторяет. Играть музыку можно и без инструментов – с помощью звучащих жестов. Это самый эффективный способ развить ритмическое чувство детей. Определенный ритм можно прохлопать в ладоши, по коленям, протопать, прощелкать – в разных сочетаниях. Детям младшего дошкольного возраста можно отхлопывать ритм по щечкам (пальчиками, по коленкам, по животику, по бубну (мама, папа или бабушка протягивает ребенку бубен, тот стучит по бубну и одновременно произносит имя или название игрушки, по барабану (ладошками или палочками, по полу (ладошками или топая ногами). Для своего ребёнка (1 год и 11 месяцев, я придумала игру «Ладушки-оладушки», «Мир музыкальных инструментов»:

«Ладушки-оладушки»

Цель игры: развитие навыков слухового восприятия, установление связи между ритмичных движений и звуком, обучение ребёнка восприятию различной интонации, развитие слуховой памяти.

Ход игры: Берём ручки малыша и двигаем к себе и от себя, приговаривая:

Мы для нашей лапушки (ладошками и большими пальцами рук поглаживаем по

Испечём оладушки, ладошкам круговыми движениями)

А чтоб покормить сынка,

Испечём блинка (ладошка гладит ладошку круговыми движениями)

Хлоп, хлоп, хлоп, (хлопаем ладошку о ладошку)

Съем блинок. (хлопаем ладошками по животику)

«Хлоп, хлоп, съем блинок» можно повторять несколько раз. Под любые детские песенки, понравившиеся вашему малышу, можно повторять хлопки и шлепки. Я заметила, когда звучит музыка, мой сын — Володя начинает ритмично хлопать в ладоши и шлёпать по животу. Это смотрится очень забавно. Попробуйте со своими детьми до двух лет.

«Мир музыкальных инструментов»:

Цель игры: Помочь ребёнку связать в единое целое движение и извлекаемый звук.

Ход игры: Для начала покажите малышу колокольчик, медленно и мягко позвените им. «Потом вложите его в руку малыша и помогите ему позвенеть колокольчиком. Если ребёнок заинтересовался – повторите ещё раз. Игру следует проводить раз в неделю, а потом переходить к другому музыкальному инструменту.

Каждый из этих инструментов можно иметь дома, и это не потребует больших затрат. В приобретении простейших шумовых инструментов есть свои хитрости. Колокольчики можно приобрести в отделе рыболовных принадлежностей. Для удобства игры их можно подвесить на скрепке, чтобы ребёнку было удобно держать. (см. слайд № 10). Пополнить свой оркестр можно и за счет самодельных инструментов. Изготовление инструментов – процесс совместного творчества, помогающий ребенку понять «природу звука». Простейшие музыкальные инструменты можно сделать вместе с ребёнком из деревянных брусочков, пуговиц, банок. Необходимо предоставить больше возможности самому ребёнку экспериментировать с разными предметами.

Музыкальные инструменты своими руками

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты. Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребенком дома из подручных материалов. Так малыш приобретет полезный навык ручного труда.

— Ненужные небольшие коробочки (из-под духов, шкатулочки и др.) наполните

различными сыпучими веществами: горохом, чечевицей, песком бусинками.

Закройте коробочку, заклейте скотчем, а поверх этого – разноцветной бумагой или

старыми открытками.

— Собирайте крышечки от бутылок. Они пригодятся для изготовления румбы.

Найдите небольшой(15-20см) деревянный стержень, к верхней его части прибейте гвоздями несколько крышечек. Они должны находиться на небольшом расстоянии друг от друга (1-2 мм). Потрясите новый инструмент – теперь на нем можно аккомпанировать веселым мелодиям или передавать различные явления природы.

— Отрежьте верх от пластиковой бутылки. Подуйте в нее – и услышите завывания

вьюги.

— Если провести пальцем по поверхности надутого воздушного шарика, можно

услышать оригинальный звук.

— В доме всегда есть ненужные пуговицы. Возьмите старую варежку и расшейте ее

пуговицами. Теперь наденьте ее и постучите пальцами об основание ладони. Вот и

готов еще один новый музыкальный инструмент.

— Возьмите расческу, оберните ее зубья папиросной бумагой и подуйте.

— Если постучать деревянными кубиками друг о друга, получится простой, но

достаточно громкий музыкальный инструмент.

Не оставим без внимания различные виды бумаги: газетную, фольгированную, тетрадные листы, а также, пластиковые пакеты. Если их смять и пошуршать, то получим музыкальные инструменты — шуршунчики. (см. слайд № 11).

С малышами можно просто по очереди подыгрывать на шумовых инструментах – свободно шуршать. С более старшими детьми можно выстукивать ровный пульс музыки, а потом и ритмический рисунок, подчеркивать акценты в музыке, играть одновременно разные партии. С помощью таких простейших инструментов можно развивать у детей чувство ритма, предлагая выполнять элементарные упражнения: отстучать палочками своё имя или мамы, папы; ритм слов, например «бел-ка, бе-лоч-ка», «ма-ма, ма-моч-ка» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста могут выстукивать ритм по картинкам. Маленькие картинки – короткие длительности (восьмые, больше –длинные (четвертные). Предлагаю вашему вниманию игры с заданиями для старшего дошкольного возраста (см. слайды № 12 — № 18). Игры придумала для примера. Можно придумать свои ритмические рисунки, проявить творчество. Вместо жуков и солнышек могут быть: пчёлки, жёлуди, листики, снежинки, цветочки, зверушки и т. п.

В домашнем оркестре можно разучить аккомпанемент к русским народным песням, таким, как «Светит месяц» или «Калинка». Они будут задорнее звучать при звуке ложек и погремушек. Игра в домашнем оркестре объединяет всю семью, вселяет в ребёнка уверенность в необходимости таких занятий, формирует основы семейной музыкальной традиции. Для музыкальной основы вашего оркестра можно использовать аудиозапись детской польки, марша или народной плясовой музыки.

Выступление семейного оркестра украсит любой домашний праздник! Нам Очень подняло настроенье семейное музицирование. Надеюсь, что и вам тоже поднимет настроение просмотр моей презентации.

(см. слайды № 19, № 20, № 21).

Используемая литература:

1. Ветлугина Н. А. «Методика музыкального воспитания в детском саду».

2. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л.

Музыкальное воспитание дошкольников.

3. Тарасова К. В., Рубан Т. Г. «Дети слушают музыку».

4. Программа «Ладушки», — И. М. Каплунова, И. А Новоскольцев.

Пособие «Этот удивительный ритм»

Источник: maam.ru