«Дифференцированный подход использования логоритмики в образовательной деятельности»

Светлана Геннадиевна Крысанова
«Дифференцированный подход использования логоритмики в образовательной деятельности»

Ритмическая организация является основой жизни. Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – всё это и многое другое подчинено определённому ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределённой во времени и пространстве». Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Ещё великий русский физиолог И. М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями. Советский учёный, невролог и психиатр В. М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребёнка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.

Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

Различные педагогические системы придают большое значение ритмическому воспитанию (система ритмического воспитания Э. Жака Далькроза, эвритмия в Вальдорфской педагогике, система элементарного музицирования Карла Орфа, фонетическая, логопедическая ритмика и др.). В России первые рекомендации к проведению логоритмических занятий с дошкольниками были написаны в 1958 году В. А. Гринер. Она указывала, что особенность метода «заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика…музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом». «Музыкальный ритм, — отмечает В. А. Гринер, — как организующий момент, лежит в основе метода».

Известны методические разработки и рекомендации по проведению логопедической ритмики с детьми дошкольного возраста, страдающими нарушениями речи Н. А. Рычковой, Г. А. Волковой.

При разработке занятий по логоритмике современные авторы отдают предпочтение интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью. Сюжетно – тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т. к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно – игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительную роль по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат детей координировать движения со словами, что способствует речевому развитию. Обучение игре на шумовых инструментах является средством для решения следующих задач: развитие чувства ритма, внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т. д.

Занятия по логоритмике проводятся регулярно, на протяжении всего года, два раза в неделю. Новая тема прорабатывается на протяжении трёх занятий с постепенной подачей изучаемого материала. На первом занятии дети знакомятся с новыми движениями по подражанию взрослому, вслушиваются в текст песни или стихотворения, знакомятся с сюжетом новой игры. На втором занятии внимание детей привлекается к качеству выполнения основных движений или упражнений; совместно со взрослыми дети учатся воспроизводить разучиваемый текст песни или стихотворения, сопровождать речь движениями; отвечать на короткие вопросы по содержанию игры. На третьем занятии дети самостоятельно учатся воспроизводить движения или танцевальные элементы, руководствуясь только речевой инструкцией или соответствующей движению музыкой; свободно ориентироваться по тексту песни или стихотворения, передавать их настроение; уметь соблюдать основные правила игры. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально-волевых качеств личности.

Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания здоровых динамических стереотипов.

При проведении логоритмических занятий должна быть создана доброжелательная, эмоциональная атмосфера совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребёнка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.

Главным принципом достижения эффективности в работе является индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей. Необходимо учитывать быструю психическую и физическую истощаемость этих детей.

Игры и упражнения необходимо подбирать таким образом, чтобы они были по сложности доступны для выполнения. Усложнение двигательных, речевых и музыкальных заданий должно происходить постепенно.

Методы и приёмы, используемые при проведении логоритмических занятий, тесно перекликаются с методикой проведения музыкальных занятий. Музыка является основой в проведении логоритмики, так и логоритмические упражнения используются на музыкальных занятиях, как метод для развития чувства ритма.

Работа по развитию чувства ритма продолжается в процессе овладения детьми различных видов деятельности не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и на занятиях по рисованию, конструированию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций. Логоритмические упражнения (двигательные, ритмические, пальчиковые игры) используются в качестве «физкульт-минуток», а также в свободное от занятий время.

Практический материал по логоритмике.

«Большие ноги»

Большие ноги шли по дороге — топ-топ-топ. (Шаги четвертями.) Маленькие ножки бежали по дорожке — топ, топ, топ. (Шаги восьмыми.) Бежали лесочком. (Шаги восьмыми.) Прыгали по кочкам – прыг-скок, прыг-скок. (Прыжки на двух ногах четвертями.)

«Кулачки – ладошки»

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка: Стук-стук, стук-стук, стук-стук, стук-стук. Ну, а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют: Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. Кулачки быстрее бьют, до чего стараются: Стук-стук-стук, стук-стук-стук. А ладошки тут как тут, так и рассыпаются: Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

«Поросята» Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял. (Постукивание мизинчиком, четвертями) Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (Постукивание безымянны) Ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю! Ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю! (Ритмичные хлопки.) Этот толстый поросёнок носом землю ковырял. (Постукивание средним) Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (Постукивание указательным) Ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю! Ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю! (Ритмичные хлопки.) Этот толстый поросёнок – лежебока и лентяй. (Постукивание большим) Захотел спать в серединке и всех братцев растолкал! (Большой палец протолкнуть в зажатые в кулачок пальцы — раскрыть ладошку.)

«Пальчики шагают»

Вот как пальчики шагают – и мизинчик, и большой, Указательный и средний, безымянный – вот какой! (Два удара каждым пальцем о большой палец.) Вот какие наши ручки, лихо пляшут у ребят, Вот какие наши ручки — веселятся и шалят! (Хлопки в ладоши.)

«Маме надо отдыхать»

Маме надо отдыхать, маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу, маму я не разбужу. (Дети движутся по кругу на носочках. «Мама» — воспитатель сиди в кругу.) Тук-тук-тук, тук-тук-тук, раздаётся пяток стук. Мои пяточки идут, прямо к мамочке ведут. (Дети движутся к «маме», топая ногами. «Мама» просыпается и шутливо догоняет детей.)

«Кошка»

Осторожно, словно кошка, от дивана до окошка На носочках я пройдусь, лягу и в кольцо свернусь. (Дети движутся на носочках «мягким шагом», затем присаживаются на корточки,обхватывая колени.) А теперь пора проснуться, распрямиться, потянуться. Я легко с дивана спрыгну, спинку я дугою выгну. (Дети встают, потягиваются, поднимая руки вверх, делают прыжок на месте.) А теперь крадусь, как кошка, спинку я прогну немножко. Я из блюдца молочко полакаю язычком. (Дети идут «мягким шагом», в конце фразы ладошкой имитируют движения языком.)

«Ехали-ехали»

На собаке ехали, до будки доехали — тяв, тяв, тяв. На корове ехали, до хлева доехали — му-му-му. На овечке ехали, до ворот доехали — тук-тук-тук. На козочке ехали, до луга доехали — тупы, тупы, тупы. На олене ехали, до кочки доехали — динь, динь, динь. На лошадке ехали, до двора доехали — цок, цок, цок. Тпру! Приехали! (Все слова сопровождаются ритмичными похлопываниями по коленям, звукоподражания произносятся в том же ритме.

Источник: maam.ru