Конспект занятия по разделу «Ознакомление с природой» в подготовительной к школе группе Тема: «Времена года»

Светлана Столярова
Конспект занятия по разделу «Ознакомление с природой» в подготовительной к школе группе Тема: «Времена года»

Конспект занятия по разделу «Ознакомление с природой»

в подготовительной к школе группе

Тема: «Времена года»

Цель: Формирование познавательного интереса детей.

Задачи:

1. Расширять знания детей о цикличности времён года, явлениях природы.

2. Уточнять и закреплять у детей представление о последовательности времён года.

3. Формировать у детей интерес к явлениям природы, устанавливать простейшие связи.

4. Побуждать детей рассуждать, решая проблемные ситуации.

5. Развивать навык творческого рассказывания по картине; развивать у детей художественное восприятие произведений и изобразительного искусства.

Предварительная работа: наблюдения, целевые прогулки в течение года; разучивание пословиц и поговорок, подготовка аудиозаписей и презентации.

Материалы, оборудование: аудиозаписи, мультимедийный проектор, экран, презентация, глобус. Дидактические игры: «Что лишнее, «Разложи картинки по сезонам», «Времена года»; модель времён года, картины по сезонам: Левитан И. И. «Март», Остроухов И. «Золотая осень», Грабарь И. Э. «Февральская лазурь», Герасимов А. М. «После дождя. Мокрая терраса».

Ход занятия:

Воспитатель вносит круг.

— кто догадался, что это?

Ответы детей.

Подходим с детьми к календарю природы.

— Правильно это модель года. Почему она круглая?

Ответы детей. Воспитатель обобщает: одно время года проходит, наступает следующее за ним и так они сменяют друг друга.

— Как вы думаете, почему круг разделён на 12 частей?

Ответы детей. Воспитатель обобщает: четыре времени года и у каждого по три месяца. Дети считают.

Воспитатель:

— У вас на столах модели года. Какой скоро наступит праздник? / Новый год/

— Почему он так называется?

Ответы детей. Воспитатель обобщает: так повели, чтобы знать исчисление года времени. В некоторых странах год начинается летом.

Наш Новый год начинается? / Зимой/

— Сколько зимних месяцев? Назовите их. Сколько частей надо заштриховать на модели?

Закройте глаза, и представьте, какого цвета вам кажется зима.

Принимаем все ответы, выбираем самый подходящий и заштриховываем «зиму» на модели.

Один ребёнок выполняет задание у доски.

— Какое время года наступает после зимы?

Аналогично выполняем все времена года.

Физкультурная минутка – игра.

Воспитатель:

— Если скажу неправильно, топайте, /приседайте, хлопайте, прыгайте и др. /

— Зима, весна, осень…

— Лето, зима…

— Декабрь, январь, июнь… и др.

Игра «Найди ошибку»

На экране появляются картины времён года, но последовательность нарушена. Дети видят и называют ошибку. За правильный ответ – фишка.

Воспитатель:

— Может такое случиться, что после зимы наступит лето? Почему?

Вхождение в картину.

Дети открывают глаза и оказываются в картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». Имитируем одевание.

— Расскажите, как вы зиму отличите от других времён года?

Дети называют признаки зимы. /За правильный ответ даётся фишка/.

• Снег покрывает землю.

• Солнце опустилось ниже, мало светит и не греет.

• День короче, ночь длиннее.

• Мороз.

• На ветках иней, изморозь.

• Реки и озёра покрылись льдом.

• Деревья стоят голые, прекратилось сокодвижение.

• Метель.

• Вьюги, позёмка.

• Снегопад, сосульки, гололёд.

• Зимующие птицы мало поют.

• Медведь, ёж, барсук, насекомые в спячке.

• Люди надевают тёплую одежду.

• Новый год и др.

Далее дети оказываются в картинах, где изображены весна, лето, осень и называют их признаки.

Весна

• Солнце поднимается выше, больше светит и греет.

• Оттепель.

• Снег, лёд тают, бегут ручьи, ледоход.

• Проталины.

• День прибавляется, ночь становится короче.

• Прилетают перелётные птицы, вьют гнёзда.

• Оживают растения, набухают почки, появляется зелень первые цветы.

• Гроза, туман, роса.

• Кругом ароматный запах.

• Начинаются работы на полях, огородах и т. д.

Лето

• День длинный, ночь короткая.

• Жарко греет солнце, много зелени, травы, цветов.

• Дождь тёплый.

• Летом бывает гроза, роса, радуга.

• Животным много в лесу еды.

• Насекомые летают, ползают, птицам много корма, они весело щебечут.

• Созревают ягоды, растут грибы.

• Люди надевают лёгкую одежду, купаются, загорают и т. д.

Осень

• День становится короче, ночь длиннее.

• Становится холоднее, дуют сильные, холодные ветры.

• Листья желтеют, краснеют, опадают, гниют. Листопад. Золотая осень.

• Трава, цветы жухнут.

• Насекомые прячутся, перелётные птицы улетают в тёплые края.

• Зимующие птицы перелетают ближе к жилью человека.

• Животные готовятся к зиме.

• Часто идут дожди, мокро, грязно, серо, град

• Небо хмурое, тёмные тучи, бывает снег с дождём.

• По утрам заморозки.

• Люди собирают урожай хлеба, овощей, фруктов. Делают заготовки, утепляют дома, квартиры, жилища домашних животных.

Воспитатель вносит глобус.

— Почему после зимы наступает весна, потом лето, осень и снова всё повторяется?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает: Земля кружится вокруг себя и солнца. Солнце не одинаково обогревает землю.

— Давайте изобразим модель Земли и солнца. /Дети образуют пары/.

Игра «Портрет времени года»

Дети предлагают варианты, воспитатель записывает.

Кем может быть зима?

Волшебница

Девочка

Снежная королева

Старушка

Принцесса

Какое может быть платье?

Зеленое

Бархатное

Золотое

Радужное

Блестящее

Воспитатель:

— Может быть зима – волшебница в зелёном платье? Нет.

В бархатном платье? Нет.

В золотом платье? Нет.

В радужном платье? Нет.

В блестящем платье? Да.

— Может быть зима – девочка в зелёном платье? Да и т. д.

Игра «Что лишнее». Используем презентацию.

1. Снеговик, метель, листья

2. Ледоход, цветы, бабочки

3. Ручейки, листопад, проталины

4. Отлёт птиц, заморозки, радуга

5. Снег, ледоход, санки

Воспитатель:

— Люди во все времена года наблюдали за природой, замечали приметы и придумывали пословицы.

Игра – соревнование «Кто больше вспомнит пословиц». Две команды.

• Что летом родится – зимой пригодится

• Навоз отвезём, так и хлеб привезём

• Мороз не велик, да стоять не велит

• Весной дождь растит, а осенью гноит и др.

Дети подсчитывают фишки и все получают наклейки, а в подарок игру «Времена года».

Источник: maam.ru