Дидактические игры на освоение морфологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Фикс Ольга Леонидовна
Дидактические игры на освоение морфологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры на освоение морфологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Содержание:

1. Игра №1 «Узнай по описанию»

2. Игра №2 «Что изменилось?»

3. Игра №3 «Один – много»

4. Игра №4 «Придумай предложение»

5. Игра №5 «Зайка, сделай»

Игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую и игровую цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр — развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.

Цель: определить роль игры в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

2. Определить особенности игровой деятельности старшего дошкольника

3. Выявить значение игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста

4. Выявить уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Игра №1 «Узнай по описанию»

Цель: Ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательного и существительного в роде.

Материал: Расписное яйцо, золотое кольцо, расписная матрешка, блестящая пуговица, расписной поднос, большое колесо, голубое блюдце, голубая чашка, зеленое ведро, зеленый совок, большая тарелка.

Ход игры:

У воспитателя на подносе предметы. Предлагается угадать предмет по описанию. Например: она круглая, блестящая, как золотая. (Пуговица). Оно круглое, блестящее, золотое (кольцо). Им играют с песком; оно большое, зеленое (ведро). Им играют с песком; он большой, зеленый (совок) и т. д.

Игра №2 «Что изменилось?»

Цель: Активизировать употребление предлогов с пространственным значением (на, между, около).

Материал: Лесенка. Мелкие игрушки: мишка, кот, лягушка, заяц, лиса.

Ход игры:

Воспитатель расставляет на ступеньках лесенки игрушки, обращается к детям.

— Игра на внимание. Запомните, кто где стоит. Закройте глаза. Что изменилось? Что стало с мишкой? (Он стоял наверху слева, а сейчас на ступеньке между котом и лягушкой).

Таким образом обыгрываются все возможные положения игрушек на лесенке. Игра повторяется 5-6 раз

Игра №3 «Один – много»

Цель: Научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.

Материал: Предметные картинки – слова в единственном и множественном числе.

Ход игры:

Детям демонстрировалась картинка с изображением одного предмета и предлагалось найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве.

— У меня красный шар. — А у меня красные шары (ребенок).

Игра №4 «Придумай предложение»

Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры:

Дети и Воспитатель садятся в круг.

— Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

Игра №5 «Зайка, сделай»

Цель: Образовывать формы повелительного наклонения глаголов (спой, танцуй, поскачи, положи, поезжай, нарисуй).

Материал: Плюшевый заяц, машина, кисточка, лист бумаги, краски, вода, тряпочка для вытирания кисти.

Ход работы:

К детям приезжает заяц на машине. Он что-то привез. Тут и краски, кисточка, вода. Зачем тебе, заяц, все это? Наш заяц необыкновенный, он умеет рисовать, петь, плясать, высоко скакать, любит ездить на машине. Давайте поиграем с зайцем. Он будет выполнять наши команды, если попросить правильно.

Если дети ошибаются, неправильно образовывают грамматическую форму, заяц не двигается, ждет, когда ребенок исправит ошибку сам или с помощью воспитателя.

После игры воспитатель предлагает детям: попросите, пусть заяц положит свой рисунок и краски с кисточкой в машину и едет в гости к малышам. (Вызывает желающих).Заяц прощается с детьми и уезжает.

Самым активным этапом усвоения родного языка для ребенка является дошкольный период. Развитие речи в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач для умственного и нравственного развития детей. И чем раньше будет начата работа по усвоению родного языка, тем более продуктивным будет воспитание ребенка, тем более полноценно он будет пользоваться им в дальнейшем. Чем лучше ребенок владеет родным языком, тем легче ему общаться с окружающими людьми.

Источник: maam.ru