Деловая игра для педагогов «Словесная мозаика»

Надежда Валентиновна Щуклова
Деловая игра для педагогов «Словесная мозаика»

Цель:

Систематизация знаний, умений и навыков педагогов дополнительного образования в образовательной области «Речевое развитие».

Задачи:

• активизировать мыслительную и познавательную деятельность педагогов;

• раскрыть личностный потенциал педагогов;

• развить чувство работы в коллективе.

Участники: педагоги дополнительного образования

Реквизит: бумага, карандаши, слоговые таблицы, текст с неправильной разбивкой слов.

Ход деловой игры.

1. Мотивационно-организационный этап.

Подготовительная работа:

• На доске вывешиваются названия конкурсов для команд.

• Фишки двух цветов для обозначения команды победившей в том или ином конкурсе.

• Задания для каждого конкурса по числу команд.

• Выбирается жюри из членов коллектива.

2. Содержательный этап.

Конкурс «Блиц».

Задание. За 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.

1 команда.

1. Чем отличается звук от буквы.

2. На что похожа буква «В»?

3. Сколько букв в слове «деньги»?

4. Сколько дней в неделе?

5. Что курицу не учит?

6. Какая бывает ручка?

7. Что может быть широким?

8. У кого глаза велики?

9. Зачем слону хобот?

10. Поделите на слоги слово «парикмахерская».

11. Подберите рифму к слову «мак».

12. Измените по образцу: много домов – один …., много манжет — (одна манжета).

2 команда.

1. Назовите всегда твердый согласный звук («ж»).

2. Назовите зимние месяцы.

3. Сколько ног у курицы?

4. Чем покрыта рыба?

5. Продолжите ряд: лев – львенок, обезьяна — …

6. Назовите город РФ.

7. Что всему голова? (хлеб).

8. Назовите слово из 5 слогов (милиционер).

9. Сколько звуков в слове «пульт».

10. Назовите наоборот слово «дорога».

11. Объясните значение слова «пароход».

12. Зачем обезьяне длинный хвост?

Конкурс «Собери слово».

Задание. За 1 минуту каждая команда должна по предложенным слоговым таблицам составить как можно больше слов. Таблицы одинаковые.

Конкурс «Самый догадливый».

Задание. Командам предлагается карточка, на которой указаны три предмета. За 2 минуту необходимо ответить, где и для чего можно применить данные предметы. На каждый предмет не менее 5 ответов.

Слова: кнопка, гвоздь, ботинок, помидор, шнурок, одеяло.

Конкурс «Самый внимательный».

Задание. Командам необходимо выбрать из трех слов два слова – «неприятеля».

Выигрывает команда быстрее выполнившая 15 заданий.

1 команда.

1. Друг, подруга, враг.

2. Ночь, сутки, день.

3. Радость, счастье, печаль.

4. Поднимать, опускать, брать.

5. Давать, продавать, брать.

6. Покупать, продавать, отдавать.

7. Говорить, идти, молчать.

8. Короткий, маленький, длинный.

9. Пожилой, взрослый, молодой.

10. Рыжий, лысый, волосатый.

11. Твердый, жидкий, мягкий.

12. Вдох, дыхание, выдох.

13. Юг, запад, север.

14. Старый, грязный, новый.

15. Много, чуть-чуть, мало.

2 команда.

1. Высокий, большой, низкий.

2. Короткий, огромный, длинный,

3. Хороший, светлый, плохой.

4. Глубокий, низкий, мелкий.

5. Пасмурный, дождливый, солнечный.

6. Черный, красный, белый.

7. Бежать, лежать, стоять.

8. Наливать, плескать, выливать.

9. Широкий, маленький, узкий.

10. Тусклый, бледный, яркий.

11. Мириться, улыбаться, ссориться.

12. Зима, осень, лето.

13. Сухой, высохший, мокрый.

14. Восход, заря, заход.

15. Острый, заточенный, тупой.

Конкурс «Закончи предложение».

Задание. Командам необходимо закончить предложение, подобрав сравнение. Выигрывает команда, выполнившая задание за более короткое время.

1 команда.

1. Земля покрыта снегом, как….

2. Лед блестит у берега, как …

3. Волны вздымаются, как…

4. Солнце нещадно палит, как…

5. Заря полыхает, как….

6. Дверь в комнате скрипит, как …

7. Дети в группе галдят, как …

8. Девушка на обложке выглядит, как …

9. Мальчик плывет, как …

10. Мокрое платье выглядит, как …

2 команда.

1. Туман стелется над озером, как …

2. Дождинки текут по лицу, как …

3. Малыши прыгают по траве, как …

4. Машина, едущая по дороге грохочет, как …

5. Балерина на сцене кружится, как …

6. Мысль в моей голове засела, как …

7. Человек подошел тихо, как …

8. Ветер завывает за окном, как …

9. На улице темно, как …

10. Девчонки порхают по группе, как …

Конкурс «Объяснялки».

Задание. Командам необходимо объяснить смысл слов в словосочетаниях.

1 команда

Прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса; меткий лук, зеленый лук; спящая овсянка, сладкая овсянка; глубокая норка, пушистая норка; меткая стрела, стрела амура.

2 команда.

Больная ножка, деревянная ножка; пухленькая ручка, дверная ручка; скрипичный ключ, холодный ключ; болтливый язык, кожаный язык; стеклянное горлышко, больное горлышко; настольные часы, последние часы.

Конкурс «Скороговорка».

Задание. Командам необходимо произнести 5 скороговорок. Выигрывает команда, безошибочно произнёсшая все скороговорки.

1 команда

• На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!

• У Сени и Сани в сенях сом с усами.

• У ежа — ежата, у ужа — ужата.

• Водовоз вез воду из-под водопровода.

• Ткёт ткач ткани на платки Тане.

2 команда

• Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

• Саша шапкой шишку сшиб.

• Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.

• У перепелa и перепелки пять перепелят.

• Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме.

Конкурс «Поэт».

Задание. Командам за 1 минуту придумать загадки к словам.

1 команда.

Дождь, человек, ночь.

2 команда.

Пень, печка, ложка.

Конкурс «Грамотеи».

Задание. Командам предлагается текст с неправильной разбивкой на слова. За 1 минуты необходимо восстановить текст.

1 команда.

Беж итчере злеснуюп оляну ёжик. Осень юу ежей малодо бычи. Скрыли сьюрки е ящерки. Вкружки свилисьсколь зкиез мейки. Труд нонаход итьжуч ков. Во сен ниедни готов итхлопот ливыйе жи к жили щеназиму.

2 команда.

Ночь юиднем таскаетон внорум ягкиймо х, души стыелис точки. При дё тзима. На кроет снегомнор углубок ийсугроб. Подпушисты модеял омтепл оему. Буд етспа тьдове с ны.

Конкурс «Лишняя буква».

Задание. Командам предлагается текст. Необходимо за 1 минуту зачеркнуть лишние буквы между словами, прочесть правильный текст.

1 команда.

Канительюмакросназываласьяртуваметаллическаямиркаснитьерба.

Мастералбоссвытягивалинучиканительеизбунлаараскаленнойгурпапроволоки.

Канительимыприменяласьяквурукоделимати.

2 команда.

Вытягиватьисакметаллическуюрмбарунитьиакувышиватьютееюмавыбылотиноченьяреструдного.

Этомигабыласыбукропотливаямикнаработана, монаритребовалакепумногорытувременисум. Немолкаждыйчутомогирсправитьсязосапорученнойфывработой.

Конкурс «Театр».

Задание. Командам необходимо повторить предложения с различной интонацией, изменяя логическое ударение, темп, силу голоса.

• Осенью падают разноцветные листья.

• У моря дует холодный ветер.

• Давай поиграем в футбол.

• Пруд покрылся льдом.

• Птички радуются тёплому ясному утру.

• Какие чудесные грибы под деревьями.

3. Заключительный этап.

Уважаемые коллеги, игра закончена. Мы вспомнили правила словообразования, сравнения, слова-«неприятели», работали в командах, придумывали загадки. Многие из заданий вы сможете проводить с дошкольниками. Это обогатит их лексический словарь, будет способствовать развитию дикции, формированию слогового анализа.

• Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является

опыт — похлопайте в ладоши;

• Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем

теоретическая — потопайте ногами;

• Если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения

-дотроньтесь до кончика носа;

• Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети — кивните головой;

• Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов — помашите рукой;

• Если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны — закройте глаза;

• Если вам нравиться обучаться и быть учеником — улыбнитесь.

Подведение итогов. Слово членам жюри.

Источник: maam.ru