Что такое психологическая песочница и как она помогает в решении задач ФГОС до

02.06.2020

Марина Мурадян
Что такое психологическая песочница и как она помогает в решении задач ФГОС до

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Арт-терапия

«Арт-терапия» понимается как акт изобразительного творчества, целью которого является воздействие на психоэмоциональное состояние пациента, клиента.

Методика арт-терапии основана на понимании того, что содержание внутреннего «я» индивидуума отражается в визуальных образах каждый раз, когда он рисует или, например, лепит скульптуру. В результате этого процесса происходит гармонизация состояния психики.

Арт-терапевты создают для клиента безопасную среду, каковой могут являться кабинет или студия, и обеспечивают его различными изобразительными материалами — красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства. Арт-терапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными материалами и продукцией, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одну из форм диалога.

Песочная терапия – один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Она даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному «я», восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Что такое психологическая песочница?

Она появилась на базе аналитического подхода Карла Густава Юнга, и в настоящее время широко применяется в психотерапии, арт-терапии, коррекционной работе, досуговой деятельности. В отличие от других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, недолговечностью существования создаваемых образов.

Психологическую песочницу используют для индивидуальных и совместных занятий в группе детского сада, кабинете психолога, специализированных дошкольных учреждениях.

В портативную песочницу засыпается кварцевый песок естественного оттенка или цветной. Песок с улицы не подойдет – кварцевый не липнет к рукам и не содержит каких-либо токсинов, что обеспечивает безопасность комнатных занятий.

Ребенок расставляет на песке декоративные фигурки или природные материалы. Создаваемая таким образом предметная среда является проекцией его внутреннего мира.

Как это помогает решать задачи ФГОС ДО:

1. Ребенок снимает стресс, выражает свои отрицательные эмоции и переживания, что помогает ему восстановить внутреннюю гармонию и целостность. Сам по себе этот процесс повышает уверенность в себе и коммуникативную открытость.

В свою очередь педагог или психолог может сделать выводы о психологическом состоянии ребенка. И предпринять дополнительные усилия для улучшения его эмоционального благополучия.

Если с песочницей играют несколько детей, то это еще способствует формированию социального и эмоционального интеллекта, навыков слаженной командной деятельности.

2. Такие занятия раскрывают воображение и креативные способности детей, расширяют кругозор.

3. Имея возможность самовыражения, ребенок становится более свободным в речевом общении.

4. Формируется эстетическое отношение к окружающей среде, развивается умение выстраивать художественную композицию.

5. Улучшается тактильное восприятие, активизируется мелкая моторика обеих рук.

«На полях» психологической (педагогической) песочницы играют в:

– дидактические игры (игровые ситуации, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения, исследовательские игры, игры-презентации);

– развивающие игры (ролевые игры, игры-упражнения, творческие игры);

– коррекционные игры (игры-манипуляции, игры-путешествия, квесты, игры-инсценировки, сюжетно-тематические игры).

Источник: maam.ru