Авторские пособия по развитию речевого дыхания

Елена Шленева
Авторские пособия по развитию речевого дыхания

Авторские пособия по развитию речевого дыхания.

Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности.

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия детей с речевыми нарушениями

Дышите глубже!

Правильное дыхание поможет быстрее научиться говорить. Пусть кроха вдыхает через нос, «набирая полную грудь воздуха», а выдыхает плавно, складывая губы трубочкой. Но дыхательные упражнения быстро утомляют, поэтому они должны быть короткими. И нескучными!

Создание ситуации интереса к предстоящей деятельности.

Организация сюрпризных моментов. Разворачивание игрового общения от лица игрушки. Формулирование на доступном для детей уровне цели деятельности (например: «Подуй, как ветерок» и т. д.

Это поддерживает интерес к занятиям, облегчает выполнение трудных элементов упражнений,

«Веселый клоун»

Цель: Вырабатывать глубокий вдох и направленный длительный выдох.

Расходные материалы: фигурка Клоуна из картона, разноцветный шарик на ниточке.

Игровое действие: Ребенку предлагается поиграть с клоуном.

Это Клоун. Развесёлый человечек.

Вот в руках он держит мяч. Тебя зовёт с ним поиграть.

«Весёлый клоун, что ты можешь?

Покажи, развесели.

Я – рыжий клоун цирковой.

Я весёлый и смешной,

Завожу своей игрой.

Я жонглирую мячами.

Фокус- покус покажу».

А ты, «Улыбнись и посмотри».

Взрослый от лица Клоуна показывает, как нужно дуть на шарик, чтобы его заставить двигаться (переворачиваться).

Ребенок берется за ниточки и долго дует на шарик, наблюдая за кружением.

«Лошадка»

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Расходные материалы: фигурка лошадки из картона, хвост и грива из полосок тонкой цветной бумаги.

В руках у воспитателя лошадка и взрослый обыгрывает ее.

Воспитатель:

Я лошадка на лугу.

Резвой рысью я бегу.

Я скачу, скачу галопом!

Слышен всем мой громкий топот.

Я трясу кудрявой гривой,

Жеребенок я, игривый.

Мне отрадно и легко.

Я кричу: Иго-го-го!

Воспитатель предлагает ребенку побыть «ветерком» и подуть на гриву и хвостик лошадки. — «Подул ветер». Ребенок дует на полоски (грива, хвост) и они шевелятся.

На лугу стоит лошадка

Машет гривой и хвостом.

Покатай меня лошадка,» —

Попросил малыш ее.

А она: «Садись, мой сладкий,

Отвечает, — И-го-го!»

«Божья коровка».

Цель:

— Развивать речевое дыхание,

— Формировать сильную воздушную струю.

Расходные материалы: бумажная божья коровка, прикрепленная ниткой к листочку из картона.

Игровое действие: Ребенку кладется на ладошку листочек. На нем лежит божья коровка. Ребенок должен сдуть бумажную божью коровку с листочка.

Воспитатель:

Послушай потешку:

Божья коровка,

Черная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого.

Воспитатель дует на божью коровку, показывая ребенку.

«Смотри, полетела! Попробуй и ты подуть».

Ребенок дует так, чтобы божья коровка полетела.

«Птичка, лети!»

Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.

Расходные материалы: скворечник из картона, птичка на ниточке из тонкой бумаги.

Игровое действие: Воспитатель рассказывает:

Сделал я для птиц скворечник.

Из далёких стран весной.

Прилетят они домой.

Птичка в домик прилетела.

Долгожданный гость сидит,

Заливается беспечно,

Его песня вдаль летит!

Взрослый показывает детям, как нужно подуть на птичку, чтобы загнать ее в игрушечный скворечник. Дети по очереди выполняют игровое упражнение.

Воспитатель читает стихотворение.

Птичка летает,

Птичка играет,

Птичка поет;

Птичка летала,

Птичка играла,

Птички уж нет!

Где же ты, птичка?

Где ты, певичка?

«Гостей приглашаем – чаем угощаем!»

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох.

Расходные материалы: Чашка чая из картона, пар (из тонкой бумаги).

Игровая ситуация: Воспитатель обыгрывает ситуацию «Чаепитие».

Приглашает гостей сесть за стол. Гостями могут быть (куклы, мягкие игрушки).

Мы гостей встречаем

Чаем угощаем.

Чашки чайные достала (раздает бумажные чашки)

Угощать гостей я буду

Чаем и печеньем.

Чай горячий, ароматный

И на вкус всегда приятный.

Воспитатель предлагает детям подуть на «пар», идущий из чашки.

В заключение игры воспитатель читает:

Угощайтесь, гости,

И почаще заходите

В этот домик, гости.

Источник: maam.ru