Зимние прогулки с детьми в детском саду Консультация для воспитателей

Наталья Бабинцева
Зимние прогулки с детьми в детском саду Консультация для воспитателей

Свежий воздух малышам

Нужен и полезен!

Очень весело гулять нам!

И никаких болезней!

Интересный факт: Стэнфордский университет провел исследования, которые доказали: полуторачасовая прогулка на природе снижает активность той области мозга, которая отвечает за негативные эмоции. Ученые отметили, что люди, проживающие загородом, менее склонны к негативу и депрессиям.

Зима — одно из любимых времен года детворы. Прогулка для дошкольников всегда праздник, а зимняя прогулка — праздник вдвойне. Прогулка в детском саду зимой не только прекрасное время для развлечений на открытом воздухе, но и замечательный способ оздоровления.

Во время прогулки дети получают заряд бодрости и хорошее настроение, к тому же совместная деятельность развивает социальные навыки и воспитывает дружелюбие, чувство ответственности.

Заботясь о здоровье своих детей, желательно выбирать натуральные материалы, которые сохраняют тепло и очень важно, чтобы одежда не стесняла движения детей.

Дети любят зиму, ведь зима — это свежий морозный воздух и волшебное убранство природы.

А сколько радости доставляет малышам катание с горок, игры со снегом, сооружение снежных построек.

Румяные щечки, блестящие глаза и отличное настроение — такой результат прогулок зимой.

Организация и методика проведения прогулки в зимнее время года.

Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе, целью, которой является укрепление здоровья детей, развитие их физических и умственных способностей.

Правильно организованная и продуманная прогулка создаёт условия для:

— оптимизации двигательной активности детей;

— закаливания детского организма в естественных условиях;

— развития наблюдательности и познавательных способностей детей;

— знакомства детей с родным краем, его достопримечательностями, трудом взрослых;

— развития детской самостоятельности.

Санитарные нормы при организации прогулки в зимний период

Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой.

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часов.

При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.

В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду рекомендуется отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут.

Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже — 15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже минус 20 ° С и скорости ветра более 15 м/с;

Возможность выхода на прогулку в зависимости от состояния погодных условий, (температуры воздуха, ветра, осадков) согласовывается со старшей медицинской сестрой, заведующим.

Требования к оснащению территории детского сада

Необходимо ежедневно перед прогулкой осматривать участки:

1. Все оборудование на участке должно быть в исправном состоянии (без острых выступов углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов, малые игровые формы, физкультурные пособия и другое должно отвечать возрасту детей и требованиям СанПиН ;

2. Выносной и дидактический материал для игр детей, должен соответствовать зимнему периоду.

3. Игрушки должны быть гигиеничны, не поломаны, для разных видов игровой деятельности, позволяющие соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года и возрастом детей;

4. Ограждения детского сада не должны иметь дыр, проёмов во избежание проникновения бродячих собак и самовольного ухода детей;

ямы на территории должны быть засыпаны, колодцы закрыты тяжёлыми крышками, места обледенения дорожки засыпаны песком;

5. При обнаружении на участке опасных и подозрительных предметов, немедленно сообщить администрации, детей увести на другой участок или в помещение;

6. Ворота детского сада должны быть закрыты на засов;

в случае самовольного ухода ребёнка на его розыски немедленно отправлять сотрудника и сообщать о случившемся в ближайшее отделение полиции;

7. Должны быть соблюдены требования к изготовлению снежных построек (горок, дорожек для скольжения, снежных фигур и т. д.)

Снежные постройки:

— фигуры для закрепления навыков равновесия

— фигуры для перешагивания;

— фигуры для упражнений в метании;

— фигуры для подлезания;

— горки для скатывания;

— фигуры для украшения участка.

При постройке горок выполняются следующие требования:

В группе для детей 2-3 лет – высота 70-80 см со скатом 3 м, сверху обязательно делается посадочная площадка размером 1,5 м * 1,5 м. Справа от ската – лесенка (высота ступенек 12-14 см, ширина 25см. Ширина горки 50-60 см с бортиками по краю ската до 10 см) + горка для кукол.

В группе для детей 3-4 лет – высота 80-90см.

В группе для детей 4-5 лет – высота 90-100см, со скатом 4-5 м, остальные параметры те же.

В группах для детей 5-7 лет – высота 1-1,2 м, со скатом 5-6 м, высота ступенек 14 см, остальные параметры те же.

Требования безопасности на прогулке в зимний период:

Воспитатель обязан оградить детей от воздействия опасных факторов, характерных для зимнего периода:

— переохлаждение,

— обморожение,

— намокание одежды, обуви.

Проведение прогулки вблизи мест вероятной опасности недопустим, при возникновении опасной ситуации (неизвестный предмет, падение крупных веток и т. п.) воспитатель должен немедленно увести детей с участка или в помещение ДОУ.

Требования безопасности во время катания с горки

Воспитатель обязан:

— обеспечить контроль и непосредственную страховку воспитанников во время катания на санках;

— следить, чтобы при катании на санках следующий ребенок терпеливо ожидал, пока скатывающийся перед ним ребенок не достигнет конца ската, горки;

— не допускать, чтобы при скатывании с горки на санках дети садились спиной к скату.

Требования безопасности во время проведения подвижных игр, игры в снежки.

1. Перед прогулкой необходимо проверить состояние детской площадки, убедиться в целостности различных построек и отсутствие посторонних предметов;

2. Необходимо проверить состояние инвентаря для

организации подвижных игр и упражнений, на предмет их травмоопасности.

3. Проверить состояние одежды и обуви детей (обувь не должна быть скользкой, а одежда слишком тонкой);

4. Следить за тем, чтобы дети не перегревались и не охлаждались.

5. В целях охраны голосового аппарата нельзя в холодную и сырую погоду давать игры на площадке с пением и речитативом;

6. Необходимо чтобы дети были организованны во время игры, не нарушали правил и не толкали друг друга.

7. При обнаружении посторонних предметов или возникновении несчастных случаев, воспитатель должен (оказать первую помощь пострадавшему) сообщить администрации учреждения.

Итак: плюсы прогулок:

• повышает приспособляемость и работоспособность организмов и систем растущего организма;

• содействует закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний;

• формирует здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение;

• формирует правильные навыки выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;

• идет ускоренное развитие речи через движение;

• воспитывает положительное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом;

• развивает способность отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды.

Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Прогулка – это замечательное время, когда воспитатель может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря. Гуляйте больше со своими детьми и получайте от прогулок как можно больше удовлетворения.

Литература:

1. Ануфриева Л. Общефизическая подготовка детей на прогулке//Дошкольное воспитание. 1996.№ 2

2. Васильева А. И. и др. Старший воспитатель детского сада. — М. : Просвещение, 1990. — 143 с.

3. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие. — М. : Айрис-пресс, 2009. — 128 с

4. Змановский Ю. Ф. «Воспитываем детей здоровыми» — Москва. «Медицина» 1989. – 128 с.

Источник: maam.ru