Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Ольга Шкода
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ — в широком смысле слова — процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

В более узком смысле слова — это специально организованное в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения.

Педагогическая технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании— это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

-медико-профuлактические;

-физкультурно-оздоровительные;

-здоровьесберегающие образовательные технологии ;

-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

-здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

-валеологического просвещения родителей.

Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании призваны обеспечивать сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств К ним относятся следующие технологии:

— организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

-организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;

-организация и контроль физического развития дошкольников, закаливания;

-организация профилактических мероприятий в детском саду;

-организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

-организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Валеологическое просвещение родителей.

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей. Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии целенаправленной совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Для реализации всех направлений работы по здоровьесбережению необходимо создание в ДОУ единого здоровьезберегающего пространства.

Для этого должны быть созданы соответствующие условия:

-медицинский кабинет;

— физиотерапевтический кабинет (тубусный кварц, лампы «Соллюкс», аппарат УВЧ, ароматерапевтические приборы, кварцевые лампы для групповых и специальных помещений и т. д.);

— прививочный кабинет (холодильник, кварцевая лампа);

— массажный кабинет;

— спортивный зал (гимнастические стенки, гимнастические мячи, различные тренажеры и т. д.);

— зимний плавательный бассейн (различное оборудование для плавания);

— зал ЛФК;

-площадка для спортивных занятий на улице (беговые дорожки, мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование);

— создание предметно-развивающей среды в группе: уголок физического саморазвития, уголок уединения (постройки из мягких модулей, домики-палатки, различные ширмы, все имеющиеся в группах пособия и материалы (дидактические игры по ЗОЖ, безопасности поведения в различных ситуациях, ПДД и т. п.) всегда находятся в распоряжении детей — т. е. среда должна быть естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами;

— расстановка мебели в соответствии с ростом детей, освещение помещений, режим проветривания и т. п. (в соответствии с СанПиН);

— наличие наглядной информации для родителей, информационных стендов (о режиме дня, оздоровительных мероприятиях, о пропаганде здорового образа жизни и т. п.).

Профилактические работы, направленные на оздоровление детей.

А. Лечебно-профилактическое направление:

– ЛФК – два раза в неделю;

– лечебно-профилактический массаж;

– точечный массаж лица, рук, стопы;

– физиопроцедуры;

– фитотерапия: фитопитание (чаи, отвары); аромаподушки; аромамедальоны.

– дыхательная гимнастика – ежедневно;

– закаливающие процедуры – ежедневно;

– профилактические и реабилитационные мероприятия – ежедневно.

— гигиенические и водные процедуры: умывание; мытье рук; игры с водой; обеспечение чистоты среды.

— свето-воздушные ванны: проветривание помещений (в том числе сквозное); сон при открытых фрамугах; прогулки на свежем воздухе; обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

— специальное закаливание: босохождение; игровой массаж; обширное умывание;. -диетотерапия: рациональное питание; индивидуальное меню (при аллергии, ожирении, хронических заболеваний).

— свето- и цветотерапия: обеспечение светового режима; цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм: питьевой режим, смена постельного белья, переодевание в специальную форму перед занятиями, соблюдение режима проветривания.

Строгое соблюдение режима дня в образовательном учреждении и дома.

Комплекс оздоровительных мероприятий по профилактике ОРВИ:

– прием витаминов «Ревит»;

– кисель иммуномодулирующий «Золотой шар»;

– ароматерапия (увлажнение воздуха пихтовым маслом);

– кварцевание групп на период повышения заболеваемости ОРВИ и гриппа;

– натуропатия (чесночные бусы на период заболевания гриппом, ОРВИ);

– искусственная витаминизация третьего блюда аскорбиновой кислотой;

– оксалиновая мазь в нос;

– ионизация воздуха (люстры Чижевского);

– фиточай «Крепыш» с сиропом шиповника.

Б. Физкультурно-оздоровительное направление:

1. Учебная:

– физкультурные занятия в зале и на улице – ежедневно;

– физкультминутки – ежедневно;

– подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулке – ежедневно;

– гимнастика после сна – ежедневно;

– утренняя гимнастика в зале и на улице – ежедневно.

Обеспечение здорового ритма жизни: щадящий режим (адаптационный период); гибкий режим; организация микроклимата.

Музыкотерапия: музыкальное сопровождение режимных моментов; музыкальное оформление фона занятий.

Физические упражнения: корригирующая гимнастика; подвижные и динамичные игры; профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, для улучшение осанки, профилактике плоскостопия, нарушение зрения); терренкур (дозированная ходьба); пешие прогулки (туристические походы).

2. Секционно-кружковая работа: в зависимости от возможностей ДОУ

– ритмическая гимнастика – три раза в неделю;

– художественная гимнастика – два раза в неделю;

– группа «Здоровейка» – один раз в неделю;

– хореография – два раза в неделю;

– фитнес – два раза в неделю;

– детский баскетбол – два раза в неделю;

– каратэ – два раза в неделю.

3. Активный отдых:

– физкультурные досуги – один раз в месяц;

– физкультурные праздники – один раз в квартал;

– день здоровья – один раз в месяц;

– самостоятельная двигательная деятельность – ежедневно.

В. Воспитательно-образовательная работа регламентируется расписанием занятий, составленным с учетом программы и возрастных особенностей детей. Занятия познавательного цикла на протяжении всех пяти дней чередуются с прогулками на свежем воздухе, физкультурными занятиями, играми, лечебной гимнастикой. Учебная нагрузка не превышает предельно допустимой нормы. Занятия длятся от 15 до 35 минут в зависимости от возрастной группы. Ежедневно обязательными являются две прогулки (в первую и вторую половину дня, дневной сон, четыре приема пищи, игровая деятельность малой и большой подвижности, утренняя гимнастика, гимнастка после сна.

Г. Психо-коррекционное направление:

Аутотренинг и психогимнастика: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы; игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний; арттерапия; сказкотерапия; технология музыкального воздействия; технология воздействия цветом; технологии коррекции поведения. Работа осуществляется психологом и воспитателем.

Д. Работа с родителями:

– консультации со специалистами – один раз в неделю;

– день открытых дверей – два раза в год;

– «папа, мама, я – спортивная семья» – один раз в год;

– поход выходного дня – один раз в квартал;

– информационный уголок здоровья – один раз в месяц;

Проведение санитарно-просветительной работы для родителей по темам:

• «Режим дня для часто болеющих детей»;

• «Закаливание ребенка дома»

• «Питание ребенка дома и в детском саду»

• «Профилактика глистных заболеваний»

• «Вредные привычки у родителей, курение, употребления алкоголя – их влияние на детей»

• «Организация зрительного режима в вечернее время и в выходные дни у детей»

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, педагогов ДОУ и родителей.

Источник: maam.ru