Занимательная картотека игр

Валентина Вильчинская
Занимательная картотека игр

Игры на формирование умения выявлять подсистемные связи.

«Что это, если у него есть?»

Правила игры: Ведущий называет части объекта, а ребенок говорит, что это за объект.

Ход игры:

Развитие речи

— Что это, если у него есть шляпка и ножка?

Дети: Гриб.

— Какие грибы вы знаете?

Дети: А еще гвоздь со шляпкой и ножкой.

Математика

-Что это, если у него есть углы?

Дети: Квадрат, треугольник…

Изобразительная деятельность

— Что это, если объект имеет разные цвета?

Дети: Карандаши, краски, пластилин, радуга…

Ознакомление с окружающим

— Что это, если у него есть ручка?

Дети: Дверь, человек, дверца шкафа, кастрюля.

Живая система

— Что это, если у него есть корни?

Дети: Трава, дерево, цветок, куст.

Неживая система (с 4-х лет)

— Что это, если в нем есть вода?

Дети: Река, озеро, стакан, кран.

«Догадайся» (с 4-х лет)

Правила игры: Ведущий показывает несколько картинок с частями объекта (в последующем их можно просто называть, а дети должны догадаться, что за объект имеет все эти части.

Ход игры:

Развитие речи

Показываются картинки с такими изображениями: колесо, руль, педаль.

— Догадайтесь, что это может быть?

Дети: Машина, велосипед, мотоцикл…

— А какой ещё транспорт вы знаете?

Математика

Показываются картинки с такими изображениями: углов, прямых линий.

-Догадайтесь, что это может быть?

Дети: Квадрат, треугольник, дом…

Изобразительная деятельность

На картинках: коробка, небольшие брусочки разных цветов.

— Что это?

Дети: Пластилин, краски, мелки в коробке…

Ознакомление с окружающим

— Крышка, ручка, дно. Что это может быть?

Дети: Кастрюля, кувшин с крышкой, стиральная машинка.

Живая система

— Догадайтесь, кто имеет все эти части: длинный пушистый хвост, 4 лапы, чуткий нос, усы.

Дети: Лиса, белка, кошка, собака…

«Что можно сказать о предмете, если там есть?»

Правила игры: Ведущий называет части объекта, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

Ход игры:

Развитие речи

— Что можно сказать о системе, в которой нет света?

Дети: Закрытый шкаф, ящик, пещера, чулан, глубокая впадина в океане…

— Что можно сказать о живом объекте, если от него вкусно пахнет?

Дети: Повар, кулинар, цветок.

Ведущий задает вопросы с целью получить более подробную характеристику объекта.

Математика

— Что можно сказать о предмете, если он имеет размер?

Дети: Все предметы имеют размер, они могут быть маленького, большого размера.

— Назовите предметы по размеру меньше стола.

Дети: Иголка, ручка, книга.

— Назовите предметы по размеру больше стола.

— Что можно сказать об объекте, если на нем есть деления?

Дети: Весы, деления нужны, чтобы определить вес. Еще деления есть на градуснике, линейке. Эти предметы тоже что-то измеряют…

Музыкальное развитие

— Что можно сказать о системе, если в ней есть ноты?

Дети: Это может быть музыка, нотная тетрадь…

— А если есть ноты и слова?

Дети: Песня, которую поют, или написанная в тетради.

Ознакомление с окружающим

— Что можно сказать о системе, где много книг?

Дети: Это может быть библиотека, книжная полка, шкаф, магазин, а еще портфель ученика…

Живая система

— Что можно сказать об объекте, имеющем большие глаза?

Дети: Это может быть животное или птица, ведущая ночной образ жизни.

— Что можно сказать об объекте, имеющем лист?

Дети: Дерево, цветок, куст, а еще листы есть в книге и тетради…

Неживая система

— Что можно сказать о системе, где есть дождь, почки на деревьях, таяние снега, повышение температуры?

Дети: Это весна.

«Назови части системы»

Правила игры: Ведущий называет систему.

Дети называют части живой системы и части неживых систем или объектов рукотворного мира. Главная задача детей — не ошибиться и назвать как можно больше частей. Обязательно сделать вывод о цельности системы.

Ход игры:

Развитие речи

— Система — алфавит.

Дети: А, Б, В, Г, Д.

— А если я уберу букву «К»? Это будет система?

Дети: Нет. С таким алфавитом слова будут неточные, изменится их значение.

— Верно. Эта система уже не будет выполнять свою функцию. Продолжаем. Система-лес.

Дети: Деревья, птицы, трава, звери, насекомые.

— Если убрать птиц, это будет система?

Дети: Нет, без птиц насекомые съедят листья, деревья погибнут.

Математика

— Весы. Назовите части этой системы.

Дети: Шкала с делениями, цифры на ней, корпус, механизм внутри. Он тоже состоит из мелких частей.

— Если я уберу механизм, это будет система?

Дети: Нет, уже нельзя будет взвеситься.

Физическое развитие

— Назовите составные части системы — подвижная игра.

Дети: Правила, сама игра, а еще в конце подводятся итоги — кто выиграл, а еще нужны медальки.

— Все верно, еще мы забыли отметить, что у каждой игры есть цель, то есть, мы ее проводим, чтобы стать ловкими, сильными. А если убрать правила, то игра получится?

Дети: Нет, без правил играть нельзя.

Ознакомление с окружающим

— Система — стул.

Дети: Спинка, ножки, сиденье.

— Какая часть главная?

Дети: Сиденье, если его не будет, то на стуле нельзя будет сидеть,

— Система — человек.

Дети: Голова, туловище, руки, ноги, органы внутри человека. Человек придумывает разные вещи, строит дома, машины.

— А если у него не будет ног?

Дети 1-й команды: Он будет придумывать сидя, он не сможет двигаться.

— А если нет головы?

Дети: Тогда не сможет человек жить, голова — важная часть.

Живая и неживая система

-Гриб.

Дети: Корни, ножка, шапочка.

— Система будет функционировать без корня?

Дети: Наверное, нет. Корни помогают питаться.

— Да, правильно. Другая система — вода.

Дети: Человечки жидкого вещества.

— А если нет таких человечков в воде?

Дети: Это уже не вода, ей не напьешься. Если человечки воды твердые, то это лед. Его облизывать нельзя, а то простудишься.

«Чем похожи?»

Правила игры: У ведущего карточки с изображением двух объектов.

Детям предлагается сравнить их и найти признаки сходства по подсистеме. Сравниваются объекты в пределах одной или разных систем.

Ход игры:

Развитие речи

— Чем похожи эти слова: колосок и лесок?

Дети: Заканчиваются на -сок.

— Чем похожи слова: улитка и утро?

Дети: Начинаются со звука «У», в середине есть звук «Т».

Математика

— Чем похожи трапеция и треугольник?

Дети: У них есть стороны, вершины, углы.

— Какие похожие части есть у чисел и цифр «10» и «12».

Дети: Числа состоят из единиц. Цифры «10» и «12» состоят из 2-х цифр, у обоих 1 -я цифра – «1».

Музыкальное развитие

— Что общего между песней и марщем?

Дети: Песня и марш — это музыка, они состоят из звуков, записываются нотами. У песни и марша есть начало и конец.

Ознакомление с окружающим

— Что общего между одноэтажным и многоэтажным домом?

Дети: У них есть крыша, стены, потолок, пол, есть окна, двери, комнаты.

— Что общего между врачом и аптекарем?

Дети: У них есть белые халаты, лекарства, шприцы.

Живая система

— Чем похожи волк и мышь?

Дети: У них 4 лапы, хвост, чуткий нюх, они хорошо слышат. У волка и мыши серая шкура. У мыши острые зубы, у волка тоже.

Неживая система

— Чем похожи глина и земля?

Дети: Они состоят из твердых человечков, в глине и земле могут водиться разные существа

Источник: maam.ru