Занятие по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине» «Волшебница зима» в подготовительной группе

Татьяна Евдокимова
Занятие по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине» «Волшебница зима» в подготовительной группе

Цель: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине.

Задачи:

Учить детей давать полный ответ и самостоятельно составлять рассказ по картине из пяти, шести предложений, соблюдая композицию рассказа.

Использовать в речи разные синтаксические выражения и образные слова.

Развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное художником в своей картине;

рассказывать связно, эмоционально;

узнавать образы осенней сказки в звуках музыки, стихах, картине художника; обогащать словарь детей.

Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.

Воспитывать любовь к природе, эстетическое восприятие ее, интерес к произведениям искусства.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам посетить художественную выставку, тема которой «Зима». Здесь представлены картины о зиме. Посмотрите на них. (Дети ходят по залу, рассматривают картины)

Воспитатель: Эти картины мы с вами уже рассматривали. Все они на одну тему. Но беседовать сегодня мы будем по одной из них. А о какой из них вы догадайтесь сами. Сейчас прозвучит музыка, которая расскажет вам об этой картине. (Звучит музыка, отражающая содержание картины К. Ф. Юона «Волшебница зима»; дети называют картину)

— Как вы думаете, как она называется?

— Кто её написал? (ответы детей)

Воспитатель: У нас на выставке сегодня много посетителей, а вот искусствоведа, который расскажет нам о картине, нет. Давайте спросим у наших гостей, нет ли среди них искусствоведа? — Уважаемые гости, среди вас есть искусствовед?

Гости: Нет.

Воспитатель: А среди вас ребята есть искусствовед? (нет)

Что же делать? Кто поможет рассказать об этой замечательной картине?

Дети: Мы сами можем рассказать!

Воспитатель: Тогда нам необходимо потренироваться составлять рассказы красиво и интересно. Для этого вам нужно удобно расположиться и ответить на вопросы. (Дети садятся полукругом перед картиной).

Воспитатель: Итак, о чём эта картина?

Дети: Картина К. Ф. Юона о волшебнице зиме, которая рассказывает нам о деревенской окраине. О том, как дети проводят время зимой, о зимних забавах и развлечениях.

Воспитатель: Да, ребята, я согласна с вами. И глядя на всё это, кажется, что не только люди, но и природа сама рада зиме.

«И вот сама

Идёт волшебница зима,

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов»

Воспитатель: Ребята, а что красивого и удивительного передал художник в образах природы, людей?

Дети: Художник очень красиво изобразил бархатные от инея ветви деревьев, необычный цвет снега: жёлто-розовый.

А ещё интересно передана неторопливость взрослых, позы детей: кто-то катается на коньках, кто-то пытается удержать равновесие.

Воспитатель: Верно, ребята, меня тоже поразило и удивило, как К. Ф. Юон очень интересно, яркими цветовыми пятнами выделил лошадей с санями, красные платки деревенских женщин, катающихся детей. Удивителен и цвет неба и снега на картине. А как изобразил художник красивое и удивительное в природе и людях?

Дети: Художник изобразил это белёсыми мазками, рисуя иней, цветом передал разные оттенки снега: от розовых до жёлтых. На улице много прохожих. Люди вышли на улицу, они рады зиме, резвятся дети на пруду, играют в снежки, катаются на коньках.

Воспитатель: Ребята, художник в картине изобразил целое царство деревьев, окутанных бархатным инеем, расположенных стеной за деревенькой. Небо, снег, иней написаны живописцем в основном спокойными тонами: светло-жёлтыми и розовыми. Зима в картине мягкая, пушистая, волшебная. Ребята, а как вы думаете, о чём бы рассказа нам картина, если бы художник не изобразил не ней детей?

(Фигурки детей закрываются листом бумаги)

Дети: На картине не было бы радости, восторга. Картина рассказала бы нам о тихом вечере в небольшой деревеньке. Она рассказа бы нам о жизни людей после трудового дня.

Воспитатель: Я согласна с вами. Не изобразил бы Юон пруд с резвящимися ребятишками, не исходило бы от картины чувство живости, радости, настоящего восторга, волшебства от зимы. А какое настроение вызывает эта картина, о чём думаете, когда смотрите на нею?

Дети: Думаем, как хорошо и красиво зимой, настроение игровое, задорное, шаловливое, радостное. Вспоминается, как проводили каникулы у бабушки в деревне. Как ходили на каток.

Воспитатель: А у меня эта картина вызывает умиротворённое настроение. Когда смотрю на неё – на душе спокойно, не хочется никуда бежать, а хочется бесконечно смотреть на эту картину.

Так почему же картина называется «Волшебница зима»? Всмотритесь ещё раз в репродукцию картины и скажите, почему художник так её назвал?

Дети: Зима нарядила деревья в невиданные наряды, увеличила их размеры. Небо и снег на картине сказочного и волшебного цвета.

Воспитатель: Замечательная беседа у нас получилась. Но я вижу, что вы немного устали. Предлагаю вам пойти на прогулку и немного подвигаться. А во время прогулки мы будем выполнять игровые упражнения.

Физминутка.

Упражнение «Кто забавнее покажет жестами как играл на улице зимой»

Воспитатель: Да, хорошо и весело играть на заснеженной полянке. Ребята, посмотрите, с этого дерева из-за ветра облетел весь иней. Давайте дерево снова оденем в нарядную бахрому с помощью слов.

Упражнение «Подбери слово»

Зима (какая) – волшебная, сказочная, сверкающая, весёлая.

Зимний лес (какой) – спящий, неподвижный, таинственный, величественный.

Иней (какой) – блестящий, сверкающий, искрящийся.

Снег (какой) – пушистый, мохнатый, мягкий, чистый.

Как можно сказать слово «дети» по-другому? (детишки, ребятишки, детвора, мальчики и девочки)

Упражнение «Закончи предложение»

А теперь поиграем в другую игру. Я скажу начало предложения и брошу кому-то из вас снежный комочек. Вы его поймаете и продолжите предложение, только не забудьте повторить моё начало.

Воспитатель: Картина К. Ф Юона называется «Волшебная зима», потому что …

Дети: Картина К. Ф Юона называется «Волшебная зима», потому что, проснувшись утром дети увидели, что за одну ночь зима превратила улицу в волшебную сказку.

Картина К. Ф Юона называется «Волшебная зима», потому что художник изобразил просторную деревенскую окраину, укрытую снежным покрывалом.

Воспитатель: Зима на картине изображена пушистая, мягкая, потому что …

Дети: Зима на картине изображена пушистая, мягкая, потому что и снег, и иней, и зимнее небо написаны художником тёплыми красками – жёлтой, розовой.

Воспитатель: Когда смотришь на картину, настроение весёлое, шаловливое, потому что …

Дети: Когда смотришь на картину, настроение весёлое, шаловливое, потому что художник изобразил беззаботно играющих на пруду детей, от которых исходит резвость, радость, веселье.

Воспитатель: Вот мы и отдохнули. Мы справились со всеми заданиями, и вы уже готовы стать настоящими искусствоведами. И нам интересно послушать ваши рассказы. Кто хочет стать искусствоведом, тому мы прикрепим бейджик, чтобы все видели, кто наш искусствовед. Но не забудьте рассказать:

В начале рассказа: как называется картина, кто автор картины;

В середине: что изображено на полотне, как изображено, почему зима названа волшебницей в этой картине. И в конце рассказа не забудьте рассказать, чем картина понравилась, о чём думается, вспоминается, что хочется делать, глядя на эту картину.

Рассказы детей.

После каждого рассказа воспитатель становится корреспондентом, анализируя каждый детский рассказ.

Воспитатель: Замечательные искусствоведы получились у нас. Я предлагаю Агате побеседовать с нашими гостями и задать им несколько вопросов.

1. Что Вам вспоминается, о чём думается, когда Вы смотрите на эту картину? А Вам, что думается?

2. Какое настроение вызывает у Вас эта картина? А у Вас?

Воспитатель: Никого из присутствующих не оставила равнодушным это репродукция. Наши искусствоведы поведают свои рассказы всем детям детского сада, которых мы пригласим на художественную выставку «Зима».

Источник: maam.ru