«Зачем и почему дети рисуют?»

Олеся Демидова
«Зачем и почему дети рисуют?»

Зачем и почему дети рисуют?

«Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег

Особое место в жизни ребёнка занимает рисование.

Рисование — любимое занятие детей, на котором они через образы познают окру-жающий мир. Это вид изобразительной деятельности, которое способствует развитию эстетического восприятия – восприятия того, что красиво.

По мнению учёных, рисовать ребёнку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь не случайно они называют умение говорить – устной речью, умение писать – письменной речью, а умение рисовать – графической речью.

Итак, зачем и почему дети рисуют?

Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. И что удиви-тельно, спустя продолжительное время ребёнок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайными переплетениями ли-ний и закорючек.

Замечено, что детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали – в этом проявляется эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности. Нередко они придумывают себе темы и сюжеты, используя имеющиеся у них представления.

Рисунок — это проекция чувств и переживаний ребёнка. Преобладание чёрного и серого цветов – пугливость, застенчивость, скрытые страхи, оранжевый и красный – чувствительность и потребность в душевной теплоте, зелёный – испытывает потреб-ность в безопасности, защищённости. Каждый цвет имеет своё значение. Красный – символ огня, оранжевый – символ радости, жёлтый – символ солнца, зелёный – сим-вол жизни, голубой – символ неба, синий – символ мудрости, фиолетовый – символ дружбы.

Как рисуют девочки, а как мальчики?

1. Тематика (идеи и фантазии, т. е. рисование по замыслу.)

Девочки: более уверенно выбирают тему и сюжет, чаще рисуют цветы, деревья, бабо-чек, животных, людей, сказочных персонажей.

Мальчики: колеблются, сомневаются при выборе темы, придумывают необычные сюжеты, такие как подводный мир, город будущего, замки, дворцы, любят рисовать тех-нику, архитектурные сооружения, космические объекты.

2. Детализация рисунка, прорисовка, техника.

Девочки: большое внимание придают украшательству, прорисовке деталей.

Мальчики: чаще в их работах присутствуют крупные объекты, линии чёткие, прямые, толстые.

3. Чувство цвета, разнообразие цветовой гаммы.

Девочки: используют всю предложенную цветовую гамму, предпочитают яркие, соч-ные оттенки, как правило, заполняют цветом весь лист.

Мальчики: ограничиваются несколькими цветами, чаще выбирают тёмную цветовую гамму, заполняют лист цветом частично, пятнами.

4. Продуктивность (темп, умение работать самостоятельно и законченность работы.)

Девочки: быстрее и увереннее в своих действиях, завершают работу самостоятельно.

Мальчики: часто незаконченную работу считают уже завершённой, медлительны, не уверены в себе.

Мальчика и девочку нельзя воспитать одинаково. И наша задача раскрыть и раз-вить у детей любые задатки, не сломать, не навредить.

1. На занятиях предлагается детям занимать места мальчик – девочка.

2. Использовать словесную помощь.

3. В каждом рисунке есть что-то необычное, интересное и это обязательно надо выделить и подчеркнуть.

4. Ребёнок должен осознать мудрость: не ошибается тот, кто ничего не делает.

Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью, мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Оно помогает упо-рядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления о мире.

Подготовила педагог ИЗО МДОУ «Детский сад № 94» Демидова Олеся Сергеевна

Источник: maam.ru