Урок обучения грамоте «Звук [А], буквы «А» в 1 классе

Татьяна Адасенко
Урок обучения грамоте «Звук [А], буквы «А» в 1 классе

Программа «Школа России» Учебник «Русская азбука» Автор: В. Г. Горецкий

Тема урока: Звук [а ], буквы Аа.

Тип урока: Изучение нового материала.

Предметная цель: Познакомить с гласным звуком [а] и буквами Аа.

Задачи урока:

1. Формировать умение выделять звук [а] из речи, его характеризовать, распознавать в словах.

2. Формировать навык чтения.

3. Развивать фонематический слух, речь, внимание, память логическое и

ассоциативное мышление, развивать мелкие мышцы пальцев.

4. Прививать интерес к чтению, воспитывать любовь и бережное

отношение к цветам.

5. Формировать регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные Универсальные Учебные Действия.

Познавательные УУД:

• принимать учебную задачу;

• решать учебную задачу под руководством учителя;

• дети научаться выделять звук [а] в начале, середине и конце слова;

• познакомятся с заглавной и строчной буквами Аа;

• научатся определять место звука [а] в слове, отображать этот звук в схемах;

• учить читать слоги – слияния, слова и тексты с буквой А;

• учить работать с книгой и иллюстрациями;

• усвоят знание о слогообразующей роли гласных звуков и обозначение звука квадратом красного цвета в схеме;

• определить место изучаемой буквы в ленте букв.

Личностные УУД:

• вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся;

• осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

• осваивать новые виды деятельности;

• участвовать в творческом процессе;

• учиться свободно высказывать свои мысли.

Коммуникативные УУД:

• отвечать на поставленные вопросы по содержанию текста.

Регулятивные УУД:

• определять цель учебного задания;

• контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки;

• отвечать на итоговые вопросы.

Коррекционные УУД:

• Работа по уточнению сенсорных эталонов и их использование на практике;

• Развитие соотнесения звуков с буквой;

• Развитие овладения своего тела (координации движений);

• Развитие связанной речи;

• Развитие зрительного восприятия и мышления.

Оборудование: учебник «Азбука»; демонстрационные карточки с печатными буквами Аа; элементы букв Аа; схемы звуков, слов, предложений; счётные палочки; пластилин; рисунок с изображением цветка – астры; тетради в клеточку для печатания букв; простой карандаш; цветные карандаши (красный, синий, зелёный); алфавит; лента букв; медальки для активных детей (изображено улыбающееся солнышко и надпись «Молодец!»); медальки для каждого ребёнка (изображены буквы Аа).

Ход урока:

I. Организация начала урока.

II. Гимнастика для глаз по тренажёру.

III. Повторение изученного материала.

— Какую тему изучили на прошлом уроке? (Изучили тему «Звуки»).

— Что можете сказать о звуках? (Звуки слышим и произносим).

— Что можете сказать о буквах? (Буквы читаем и пишем).

— На какие две группы можно разделить все звуки? (На гласные и согласные).

— Что узнали про гласные звуки? (При произношении гласных звуков не встречаются преграды; их можно пропеть; они бывают ударными и безударными; гласные звуки обозначают красным цветом).

— Что узнали про согласные звуки? (При произношении согласных звуков встречаются преграды; их нельзя пропеть; они бывают мягкими и твёрдыми; глухими и звонкими; парными и непарными; твёрдые согласные обозначают синим цветом, а мягкие согласные – зелёным цветом).

IV. Подготовка к новой теме.

— С праздником, ребята!

— Что я произнесла? (Предложение).

— Как догадались, что это предложение? (Предложение имеет законченную мысль, в предложении несколько слов).

— Сколько слов в этом предложении? (Три слова).

— Какое первое слово? (С).

— Второе слово? (праздником).

-Третье? (ребята).

— Алина, пойдёт к доске и запишет это предложение схемой. А все остальные поработают в тетрадях.

— С какой интонацией произнесла это предложение? (С восклицательной).

— Какой знак препинания поставим в конце предложения? (Восклицательный знак).

На доске схема:!

(Проверка по тетрадям).

V. Сообщение темы и цели урока.

— Ребята, сегодня у вас необычный день. Сегодня у вас праздник «День первой буквы».

— На уроке вы познакомитесь с гласным звуком [а], узнаете, какими буквами обозначается этот звук. Научитесь выделять в речи звук [а].

— Узнаете, что буква А обозначает твёрдость предшествующего согласного звука.

VI. Изучение нового материала.

1. Занимательный материал об астре.

— Ребята, что изображено на рисунке? (Цветок).

— Как называется этот цветок? (Астра).

— Астра с греческого языка означает «звезда». По старинной легенде астра выросла из пылинки, упавшей звезды. Астры бывают различной окраски. Цветут астры с конца мая до морозов. Нельзя рвать цветы! Цветы нужны для того, чтобы мы любовались ими.

2. Слого – звуковой анализ слова.

— Астра — слово или предложение? (Слово).

— Андрей запишет на доске слово «астра» схемой. Все остальные работают в тетрадях.

На доске схема:

(Проверка по тетрадям).

— Сколько слогов в слове «астра»? (Два).

— Какой первый слог? (Аст).

— Второй слог? (ра).

— Настя разделит это слово на слоги. Все остальные у себя в тетрадях.

На доске:

— Какой слог ударный? (Первый).

— Поставьте ударение на первый слог.

— Какой звук слышите в начале слова? ([а]).

— Дайте характеристику этому звуку. (Гласный, ударный).

— Каким цветом обозначим? (Красным).

— Этот звук одиночный. Покажем на схеме красным квадратиком.

На доске:

— Какой следующий звук слышите? ([с]).

— Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда).

— Звук [с] твёрдый или мягкий? (Твёрдый).

— Каким цветом обозначим твёрдый звук? (Синим).

— Этот звук одиночный. Покажем на схеме этот звук синим квадратиком.

На доске:

— Какой следующий звук слышится? ([т]).

— Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда).

— Звук [т] твёрдый или мягкий? (Твёрдый).

— Каким цветом обозначим твёрдый звук? (Синим).

— Этот звук одиночный. Покажем на схеме этот звук синим квадратиком.

На доске:

— Какой следующий звук слышите? ([р]).

— Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда).

— Как вы думаете, а этот звук [р] твёрдый или мягкий? (Твёрдый).

— Каким цветом обозначим твёрдый звук? (Синим).

— Покажем на схеме этот звук синим треугольником.

На доске:

— Этот звук сливается с каким звуком? ([а]).

— Покажем на схеме этот звук красным треугольником.

— Дайте характеристику этому звуку. (Гласный, безударный).

— Запомните ребята «Буква А обозначает твёрдость предшествующего согласного звука».

На доске:

— Сколько звуков в слове «астра»? (5).

— Сколько согласных звуков? (3).

— Сколько гласных звуков? (2).

— Какой звук слышится в начале и в конце слова «астра»? (Звук [а]).

3. Фонетическая зарядка.

— Какой звук издаёт человек, когда врач просит открыть рот, чтобы осмотреть горло? (Звук [а]).

— Какой звук издаёт мама, когда укачивает ребёнка? (Звук [а]).

4. Упражнение в нахождении звука [а].

— Звук [а] можно услышать в начале слова, в середине слова, в конце слова.

— Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в начале слова. (Дети приводят примеры: арбуз, аист,).

— Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в середине слова. (Дети приводят примеры: палка, парта,).

— Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в конце слова. (Дети приводят примеры: ученица, книга,).

— Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в начале и конце слова. (Дети приводят примеры: астра, азбука, айва,).

5. Упражнение в нахождении ударного и безударного слога в словах: астра, азбука, айва.

— Катя запишет на доске слово «Астра» схемой. Все остальные работают в тетрадях.

На доске схема:

(Проверка по тетрадям).

— Сколько слогов в слове «Астра»? (Два).

— Какой первый слог? (Аст).

— Второй слог? (ра).

— Катя разделит это слово на слоги. Все остальные у себя в тетрадях.

На доске:

— Какой слог ударный? (Первый).

— Поставьте ударение на первый слог.

На доске:

— Миша запишет следующее слово на доске «Азбука» схемой. Все остальные работают в тетрадях.

На доске схема:

(Проверка по тетрадям).

— Сколько слогов в слове «Азбука»? (Три).

— Какой первый слог? (Аз).

— Второй слог? (бу).

— Третий слог? (ка).

— Миша разделит это слово на слоги. Все остальные у себя в тетрадях.

На доске:

— Какой слог ударный? (Первый).

— Поставьте ударение на первый слог.

На доске:

— Таня запишет на доске слово «Айва» схемой. Все остальные работают в тетрадях.

На доске схема:

(Проверка по тетрадям).

— Сколько слогов в слове «Айва»? (Два).

— Какой первый слог? (Ай).

— Второй слог? (ва).

— Таня разделит это слово на слоги. Все остальные у себя в тетрадях.

На доске:

— Какой слог ударный? (Второй).

— Поставьте ударение на второй слог.

На доске:

6. Физминутка.

А — начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

7. Знакомство с буквами Аа.

— Звук [а] обозначается буквой Аа (показ карточки с буквами Аа).

— Эти буквы печатные. Буква А – заглавная, большая; буква а – строчная, маленькая. Постепенно вы узнаете, какие слова принято печатать с заглавной большой буквы, а какие — с маленькой, строчной буквы. Печатные буквы встречаются в книгах, журналах, газетах.

— Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

— На что похожа буква А? (На ракету, на столбы,).

8. Микроитог.

— Какой звук изучили? (Звук [а]).

— Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами Аа).

VII. Закрепление изученного материала.

1. Беседа по картинке в учебнике (с. 20).

— Кто изображён на картинке? (сова, ёжик, лисичка, белочка, зайчик).

— В слове «Сова» слышите звук [а]? (Да.)

— Где слышите звук [а]? (В конце слова).

— В слове «Ёжик» слышите звук [а]? (Нет.)

— В слове «Лисичка» слышите звук [а]? (Да.)

— Где слышите звук [а]? (В конце слова).

— В слове «Белочка» слышите звук [а]? (Да.)

— Где слышите звук [а]? (В конце слова).

— В слове «Зайчик» слышите звук [а]? (Да.)

— Где слышите звук [а]? (В середине слова).

— Что делают герои? (Учатся в лесной школе).

— Какую изучают букву? (Букву Аа).

— Как себя ведут ученики? (Они очень внимательно слушают своего учителя).

— А вы, ребята, хотите учиться? (Да).

— Что держит в крыле учитель Сова? (Табличку с печатными заглавной буквой А и строчной буквой а).

— А что написано на доске? (Прописные заглавная буква А и строчная буква а).

— Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами Аа).

2. Работа с пословицами – чтение по учебнику.

— Пословица – это логически законченное изречение (предложение) с поучительным смыслом, содержит мораль.

В учебнике: Азбука – к мудрости ступенька.

— Кто сможет прочитать эту пословицу? (Читает читающий ребёнок, затем повторяет учитель).

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

В учебнике: Аккуратность красит человека.

— Кто сможет прочитать эту пословицу? (Читает читающий ребёнок, затем повторяет учитель).

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

В учебнике: Чтение – вот лучшее учение.

— Кто сможет прочитать эту пословицу? (Читает читающий ребёнок, затем повторяет учитель).

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

3. Упражнение в нахождении букв Аа в пословицах.

— Найдите в пословицах буквы Аа, под ними поставьте точку простым карандашом. Проверка.

4. Обучение чтению.

На доске: А – а – а! (чтение двумя — тремя учащимися, хоровое чтение, чтение слабыми учащимися).

5. Микроитог.

— Какой звук изучили? (Звук [а]).

— Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами Аа).

VIII. Физминутка.

Буква А, буква А –

Алфавиту голова.

Знает Саша, знает Света,

А похожа на ракету.

IX. Обобщение изученного материала.

1. Заучивание стихотворения в учебнике.

Астра, азбука, айва

Начинаются на А,

И кончаются на А

Астра, азбука, айва.

2. Самостоятельная работа (по вариантам).

I вариант: — Из счётных палочек соберите печатную заглавную, большую букву А.

II вариант: — С помощью пластилина сделайте печатную строчную, маленькую букву а.

3. Проверка выполнения. (Показ лучших работ, награда медальками «Молодец!»).

4. Игра на внимание «Найди букву Аа».

— Сколько букв Аа нашли в квадрате? (3).

X. Подведение итогов.

— Что нового узнали на уроке?

— Какие задания были самыми интересными и лёгкими? Почему?

— Что вызывало затруднение? Почему?

— Какие новые слова узнали?

— Что общего у этих слов? (Звук [a], буквы А а).

— Найдите в алфавите букву Аа. (Ученик выходит к доске и показывает в алфавите букву Аа).

— С сегодняшнего дня изученные буквы будем помещать на «ленту букв». (Учитель вставляет букву «а» под аплодисменты детей).

а

XI. Награждение.

— На память об этом уроке – празднике «Первой буквы», я дарю вам всем медальки (вручаю каждому ребёнку медальки с изображением буквы Аа).

— Хочу отметить детей, которые хорошо работали на уроке. (Вручаю медальки с изображением улыбающегося солнышка и надписью «Молодец!»).

— На следующих уроках мы с вами продолжим путешествие в страну Звуков и Букв, потому что, зная ЗВУКИ и БУКВЫ, которыми они обозначаются, вы сможете научиться читать и писать.

XII. Организация на перемену.

— Спасибо за урок! Молодцы!

Источник: maam.ru