Урок обучения грамоте «Звук [А], буквы «А» в 1 классе
Татьяна Адасенко
Урок обучения грамоте «Звук [А], буквы «А» в 1 классе
Программа «Школа России» Учебник «Русская азбука» Автор: В. Г. Горецкий
Тема урока: Звук [а ], буквы Аа.
Тип урока: Изучение нового материала.
Предметная цель: Познакомить с гласным звуком [а] и буквами Аа.
Задачи урока:
1. Формировать умение выделять звук [а] из речи, его характеризовать, распознавать в словах.
2. Формировать навык чтения.
3. Развивать фонематический слух, речь, внимание, память логическое и
ассоциативное мышление, развивать мелкие мышцы пальцев.
4. Прививать интерес к чтению, воспитывать любовь и бережное
отношение к цветам.
5. Формировать регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные Универсальные Учебные Действия.
Познавательные УУД:
• принимать учебную задачу;
• решать учебную задачу под руководством учителя;
• дети научаться выделять звук [а] в начале, середине и конце слова;
• познакомятся с заглавной и строчной буквами Аа;
• научатся определять место звука [а] в слове, отображать этот звук в схемах;
• учить читать слоги – слияния, слова и тексты с буквой А;
• учить работать с книгой и иллюстрациями;
• усвоят знание о слогообразующей роли гласных звуков и обозначение звука квадратом красного цвета в схеме;
• определить место изучаемой буквы в ленте букв.
Личностные УУД:
• вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся;
• осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
• осваивать новые виды деятельности;
• участвовать в творческом процессе;
• учиться свободно высказывать свои мысли.
Коммуникативные УУД:
• отвечать на поставленные вопросы по содержанию текста.
Регулятивные УУД:
• определять цель учебного задания;
• контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки;
• отвечать на итоговые вопросы.
Коррекционные УУД:
• Работа по уточнению сенсорных эталонов и их использование на практике;
• Развитие соотнесения звуков с буквой;
• Развитие овладения своего тела (координации движений);
• Развитие связанной речи;
• Развитие зрительного восприятия и мышления.
Оборудование: учебник «Азбука»; демонстрационные карточки с печатными буквами Аа; элементы букв Аа; схемы звуков, слов, предложений; счётные палочки; пластилин; рисунок с изображением цветка – астры; тетради в клеточку для печатания букв; простой карандаш; цветные карандаши (красный, синий, зелёный); алфавит; лента букв; медальки для активных детей (изображено улыбающееся солнышко и надпись «Молодец!»); медальки для каждого ребёнка (изображены буквы Аа).
Ход урока:
I. Организация начала урока.
II. Гимнастика для глаз по тренажёру.
III. Повторение изученного материала.
— Какую тему изучили на прошлом уроке? (Изучили тему «Звуки»).
— Что можете сказать о звуках? (Звуки слышим и произносим).
— Что можете сказать о буквах? (Буквы читаем и пишем).
— На какие две группы можно разделить все звуки? (На гласные и согласные).
— Что узнали про гласные звуки? (При произношении гласных звуков не встречаются преграды; их можно пропеть; они бывают ударными и безударными; гласные звуки обозначают красным цветом).
— Что узнали про согласные звуки? (При произношении согласных звуков встречаются преграды; их нельзя пропеть; они бывают мягкими и твёрдыми; глухими и звонкими; парными и непарными; твёрдые согласные обозначают синим цветом, а мягкие согласные – зелёным цветом).
IV. Подготовка к новой теме.
— С праздником, ребята!
— Что я произнесла? (Предложение).
— Как догадались, что это предложение? (Предложение имеет законченную мысль, в предложении несколько слов).
— Сколько слов в этом предложении? (Три слова).
— Какое первое слово? (С).
— Второе слово? (праздником).
-Третье? (ребята).
— Алина, пойдёт к доске и запишет это предложение схемой. А все остальные поработают в тетрадях.
— С какой интонацией произнесла это предложение? (С восклицательной).
— Какой знак препинания поставим в конце предложения? (Восклицательный знак).
На доске схема:!
(Проверка по тетрадям).
V. Сообщение темы и цели урока.
— Ребята, сегодня у вас необычный день. Сегодня у вас праздник «День первой буквы».
— На уроке вы познакомитесь с гласным звуком [а], узнаете, какими буквами обозначается этот звук. Научитесь выделять в речи звук [а].
— Узнаете, что буква А обозначает твёрдость предшествующего согласного звука.
VI. Изучение нового материала.
1. Занимательный материал об астре.
— Ребята, что изображено на рисунке? (Цветок).
— Как называется этот цветок? (Астра).
— Астра с греческого языка означает «звезда». По старинной легенде астра выросла из пылинки, упавшей звезды. Астры бывают различной окраски. Цветут астры с конца мая до морозов. Нельзя рвать цветы! Цветы нужны для того, чтобы мы любовались ими.
2. Слого – звуковой анализ слова.
— Астра — слово или предложение? (Слово).
— Андрей запишет на доске слово «астра» схемой. Все остальные работают в тетрадях.
На доске схема:
(Проверка по тетрадям).
— Сколько слогов в слове «астра»? (Два).
— Какой первый слог? (Аст).
— Второй слог? (ра).
— Настя разделит это слово на слоги. Все остальные у себя в тетрадях.
На доске:
— Какой слог ударный? (Первый).
— Поставьте ударение на первый слог.
— Какой звук слышите в начале слова? ([а]).
— Дайте характеристику этому звуку. (Гласный, ударный).
— Каким цветом обозначим? (Красным).
— Этот звук одиночный. Покажем на схеме красным квадратиком.
На доске:
— Какой следующий звук слышите? ([с]).
— Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда).
— Звук [с] твёрдый или мягкий? (Твёрдый).
— Каким цветом обозначим твёрдый звук? (Синим).
— Этот звук одиночный. Покажем на схеме этот звук синим квадратиком.
На доске:
— Какой следующий звук слышится? ([т]).
— Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда).
— Звук [т] твёрдый или мягкий? (Твёрдый).
— Каким цветом обозначим твёрдый звук? (Синим).
— Этот звук одиночный. Покажем на схеме этот звук синим квадратиком.
На доске:
— Какой следующий звук слышите? ([р]).
— Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда).
— Как вы думаете, а этот звук [р] твёрдый или мягкий? (Твёрдый).
— Каким цветом обозначим твёрдый звук? (Синим).
— Покажем на схеме этот звук синим треугольником.
На доске:
— Этот звук сливается с каким звуком? ([а]).
— Покажем на схеме этот звук красным треугольником.
— Дайте характеристику этому звуку. (Гласный, безударный).
— Запомните ребята «Буква А обозначает твёрдость предшествующего согласного звука».
На доске:
— Сколько звуков в слове «астра»? (5).
— Сколько согласных звуков? (3).
— Сколько гласных звуков? (2).
— Какой звук слышится в начале и в конце слова «астра»? (Звук [а]).
3. Фонетическая зарядка.
— Какой звук издаёт человек, когда врач просит открыть рот, чтобы осмотреть горло? (Звук [а]).
— Какой звук издаёт мама, когда укачивает ребёнка? (Звук [а]).
4. Упражнение в нахождении звука [а].
— Звук [а] можно услышать в начале слова, в середине слова, в конце слова.
— Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в начале слова. (Дети приводят примеры: арбуз, аист,).
— Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в середине слова. (Дети приводят примеры: палка, парта,).
— Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в конце слова. (Дети приводят примеры: ученица, книга,).
— Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в начале и конце слова. (Дети приводят примеры: астра, азбука, айва,).
5. Упражнение в нахождении ударного и безударного слога в словах: астра, азбука, айва.
— Катя запишет на доске слово «Астра» схемой. Все остальные работают в тетрадях.
На доске схема:
(Проверка по тетрадям).
— Сколько слогов в слове «Астра»? (Два).
— Какой первый слог? (Аст).
— Второй слог? (ра).
— Катя разделит это слово на слоги. Все остальные у себя в тетрадях.
На доске:
— Какой слог ударный? (Первый).
— Поставьте ударение на первый слог.
На доске:
— Миша запишет следующее слово на доске «Азбука» схемой. Все остальные работают в тетрадях.
На доске схема:
(Проверка по тетрадям).
— Сколько слогов в слове «Азбука»? (Три).
— Какой первый слог? (Аз).
— Второй слог? (бу).
— Третий слог? (ка).
— Миша разделит это слово на слоги. Все остальные у себя в тетрадях.
На доске:
— Какой слог ударный? (Первый).
— Поставьте ударение на первый слог.
На доске:
— Таня запишет на доске слово «Айва» схемой. Все остальные работают в тетрадях.
На доске схема:
(Проверка по тетрадям).
— Сколько слогов в слове «Айва»? (Два).
— Какой первый слог? (Ай).
— Второй слог? (ва).
— Таня разделит это слово на слоги. Все остальные у себя в тетрадях.
На доске:
— Какой слог ударный? (Второй).
— Поставьте ударение на второй слог.
На доске:
6. Физминутка.
А — начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
7. Знакомство с буквами Аа.
— Звук [а] обозначается буквой Аа (показ карточки с буквами Аа).
— Эти буквы печатные. Буква А – заглавная, большая; буква а – строчная, маленькая. Постепенно вы узнаете, какие слова принято печатать с заглавной большой буквы, а какие — с маленькой, строчной буквы. Печатные буквы встречаются в книгах, журналах, газетах.
— Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
— На что похожа буква А? (На ракету, на столбы,).
8. Микроитог.
— Какой звук изучили? (Звук [а]).
— Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами Аа).
VII. Закрепление изученного материала.
1. Беседа по картинке в учебнике (с. 20).
— Кто изображён на картинке? (сова, ёжик, лисичка, белочка, зайчик).
— В слове «Сова» слышите звук [а]? (Да.)
— Где слышите звук [а]? (В конце слова).
— В слове «Ёжик» слышите звук [а]? (Нет.)
— В слове «Лисичка» слышите звук [а]? (Да.)
— Где слышите звук [а]? (В конце слова).
— В слове «Белочка» слышите звук [а]? (Да.)
— Где слышите звук [а]? (В конце слова).
— В слове «Зайчик» слышите звук [а]? (Да.)
— Где слышите звук [а]? (В середине слова).
— Что делают герои? (Учатся в лесной школе).
— Какую изучают букву? (Букву Аа).
— Как себя ведут ученики? (Они очень внимательно слушают своего учителя).
— А вы, ребята, хотите учиться? (Да).
— Что держит в крыле учитель Сова? (Табличку с печатными заглавной буквой А и строчной буквой а).
— А что написано на доске? (Прописные заглавная буква А и строчная буква а).
— Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами Аа).
2. Работа с пословицами – чтение по учебнику.
— Пословица – это логически законченное изречение (предложение) с поучительным смыслом, содержит мораль.
В учебнике: Азбука – к мудрости ступенька.
— Кто сможет прочитать эту пословицу? (Читает читающий ребёнок, затем повторяет учитель).
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?
В учебнике: Аккуратность красит человека.
— Кто сможет прочитать эту пословицу? (Читает читающий ребёнок, затем повторяет учитель).
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?
В учебнике: Чтение – вот лучшее учение.
— Кто сможет прочитать эту пословицу? (Читает читающий ребёнок, затем повторяет учитель).
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?
3. Упражнение в нахождении букв Аа в пословицах.
— Найдите в пословицах буквы Аа, под ними поставьте точку простым карандашом. Проверка.
4. Обучение чтению.
На доске: А – а – а! (чтение двумя — тремя учащимися, хоровое чтение, чтение слабыми учащимися).
5. Микроитог.
— Какой звук изучили? (Звук [а]).
— Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами Аа).
VIII. Физминутка.
Буква А, буква А –
Алфавиту голова.
Знает Саша, знает Света,
А похожа на ракету.
IX. Обобщение изученного материала.
1. Заучивание стихотворения в учебнике.
Астра, азбука, айва
Начинаются на А,
И кончаются на А
Астра, азбука, айва.
2. Самостоятельная работа (по вариантам).
I вариант: — Из счётных палочек соберите печатную заглавную, большую букву А.
II вариант: — С помощью пластилина сделайте печатную строчную, маленькую букву а.
3. Проверка выполнения. (Показ лучших работ, награда медальками «Молодец!»).
4. Игра на внимание «Найди букву Аа».
— Сколько букв Аа нашли в квадрате? (3).
X. Подведение итогов.
— Что нового узнали на уроке?
— Какие задания были самыми интересными и лёгкими? Почему?
— Что вызывало затруднение? Почему?
— Какие новые слова узнали?
— Что общего у этих слов? (Звук [a], буквы А а).
— Найдите в алфавите букву Аа. (Ученик выходит к доске и показывает в алфавите букву Аа).
— С сегодняшнего дня изученные буквы будем помещать на «ленту букв». (Учитель вставляет букву «а» под аплодисменты детей).
а
XI. Награждение.
— На память об этом уроке – празднике «Первой буквы», я дарю вам всем медальки (вручаю каждому ребёнку медальки с изображением буквы Аа).
— Хочу отметить детей, которые хорошо работали на уроке. (Вручаю медальки с изображением улыбающегося солнышка и надписью «Молодец!»).
— На следующих уроках мы с вами продолжим путешествие в страну Звуков и Букв, потому что, зная ЗВУКИ и БУКВЫ, которыми они обозначаются, вы сможете научиться читать и писать.
XII. Организация на перемену.
— Спасибо за урок! Молодцы!
Источник: