Учимся играя! Игры на развитие ВПФ, для детей дошкольного возраста

Ксения Гребенюк
Учимся играя! Игры на развитие ВПФ, для детей дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь – это высшие психические функции человека. Следует отметить, что процесс их развития начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё в младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т. д.

Ниже приведены основные упражнения, игры и технология, используемы в развитии высших психических функций у детей дошкольного возраста.

Как развивать произвольное внимание?

Развитие произвольного внимания происходит постепенно и тесно связанно с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания — как интересного, так и неинтересного. Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:

«Сравни картинки, назови все их различия(2 пары картинок, содержащие 10-15 различий)»

«Покажи что перепутал художник? (демонстрация картинок нелепого содержания)»

«Раскрась вторую половинку картинки точно так же, как раскрашена первая половина»

Упражнение на развитие устойчивости внимания.

Попросите ребёнка продолжить узор в тетради в клетку (или нарисовать рядом точно такой же рисунок). После того, как узор будет закончен, можно попросить ребёнка раскрасить каждую клеточку в рисунке разным цветом и т. д.

Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой, девятый треугольники (Дан бланк с 10-ю треугольниками). Инструкция дается только один раз. Если справился, инструкцию можно усложнить.

Как развивать восприятие?

Восприятие цвета, формы у детей старшего дошкольного возраста на достаточном уровне. Трудным является восприятие времени — ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, часы, времена года и т. д.)

Упражнение на развитие восприятия.

1. Узнай, кто это? (предлагается фрагмент рисунка, по которому необходимо определить то целое, к которому эти части относятся).

2.«Узнай что нарисовано? (в рисунках не хватает существенных деталей, надо узнать, каких)»

3. «Залатой коврик» (залатать на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались)

4. «Найти все одинаковые фигуры» (5 совершенно одинаковых и 5 немного отличающих фигур)

5. «Что ты делаешь утром, днем, вечером, ночью?»

7. «Назови приметы осени, зимы, весны, лета» (по картинкам времена года).

К 6-7 годам формируется словесно – логическое мышление.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т. д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как общение, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимости, способность рассуждать. Ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки. Можно проводить игры «Четвертый лишний» Цель: научить ребёнка исключать лишнее и объединять предметы по признаку.

Ребенка просят найти среди предложенных карточек изображение лишнего предмета и объяснить свой выбор (к примеру, серия: «юбка, сапоги, брюки, пальто»; лишнее – «сапоги», т. к., это обувь, а всё остальное – одежда). Следует подчеркнуть, что ответ ребёнка должен быть полным и развёрнутым. Ребёнок должен не угадать, а осмысленно сделать свой выбор и уметь его обосновать.

«Раздели на группы» Цель: научить малыша находить общие признаки предмета.

Перед ребёнком раскладывается ряд карточек, на которых изображены предметы, ему необходимо выбрать те, которые объединённые по одному общему признаку (к примеру, серия: «яблоко, банан, груша, слива»). Малыша просят назвать все эти предметы одним словом (в данном случае это – «фрукты») и объяснить свой ответ. «Разложи картинки по порядку» (что было сначала, а что было потом — необходимо установить причинно-следственные связи)

Игры, развивающие мышление и сообразительность

Игра «Как это можно использовать».

Слово «карандаш» — ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет (рисовать, писать, как градусник для куклы, удочка, скалка и т. д.)

Игра «Говори наоборот»

Предложи ребенку игру: «Я буду говорить ребенку слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой — маленький (веселый — грустный, быстрый -медленный)»

Как развивать память?

Память подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Для тренировки краткосрочной памяти перед ребенком, к примеру, предъявляется устно ряд слов (как правило, 10 слов, которые он должен запомнить и воспроизвести сразу после предъявления в произвольном порядке.

Для тренировки долгосрочной памяти можно, к примеру, прочитать ряд слов несколько раз (так, чтобы ребёнок их запомнил как следует) и попросить его воспроизвести все слова через 15-40 минут. Задачу можно усложнить, попросив ребёнка воспроизвести все слова по порядку. Такое же упражнение можно проводить с набором не связанных между собой по смыслу картинок (для развития зрительной памяти).

Норма для дошкольника – 7-8 слов.

Упражнение на развитие зрительной памяти.

Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте простую фигуру (домик, квадрат) попросите посмотреть внимательно на эту фигуру в течении 2 секунд, затем закройте и попросите ее повторить, сложить также. Усложните это упражнение, складывая эту фигуру из палочек разного цвета.

Игра «Я- фотоаппарат».

Предложите представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека. Внимательно рассмотрев, что находится на столе, ребенок закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Так можно развивать у детей не только зрительную память, но и внимание.

Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку.

Игры на развитие речи

К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма. Прежде всего, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться.

Игра «Потерянные вещи»

Необходимо дать полную характеристику каждому «утерянному предмету» (качественную: какой он? и по назначению: что им можно делать, а остальные дети угадывают.

Игра «Слово заблудилось»

Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используется не подходящие по смыслу слова. Надо правильно подсказать слово.

*На полу из плошки молоко пьет ложка (кошка)

*На поляне у дубочка собрала кусочки дочка (грибочки)

*Вкусная сварилась Маша (каша,где большая крошка (ложка) наша.

*На дворе большой мороз, отморозить можно хвост (нос).

Рассмотренные игры и задания игрового типа позволяют в увлекательной форме развивать у детей такие качества, как внимание, сообразительность, мышление, восприятие, память, речь.

Источник: maam.ru