Взаимодействие с родителями. Исследовательско-творческий проект «Огород на подоконнике». Младшая группа

Татьяна Красникова
Взаимодействие с родителями. Исследовательско-творческий проект «Огород на подоконнике». Младшая группа

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям

большое человеческое счастье».

В. А. Сухомлинский

Проектная деятельность дает большую возможность привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, оказывает положительное влияние на развитие ребёнка-дошкольника, а именно расширяются знания детей об окружающем мире; развиваются познавательные, коммуникативные способности детей и развиваются детско-родительские отношения.

Дети младшего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности нужно развивать.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Поэтому педагогу важно в воспитательно-образовательном процессе развивать и поддерживать познавательную активность детей, создавать условия для самостоятельного поиска информации.

Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на подоконнике», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.

Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого, целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Ребёнок, только с помощью взрослых может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива, и начинает видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому.

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Задачи:

Обучающие:

— расширять представления детей о культурных растениях;

— продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, чеснок, укроп, свекла, фасоль, горох, цветы.) и формировать умение детей сажать и ухаживать за растениями в комнатных условиях при помощи воспитателя;

— обогащать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;

Развивающие:

— развивать логическое мышление и зрительную память, совершенствовать навыки диалогической речи;

— привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий;

— развивать интерес к растительному миру;

— развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;

Воспитательные:

— воспитывать интерес к труду взрослых, привлекать внимание детей на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия;

— поощрять желание помогать взрослым;

— воспитывать бережное отношение к растениям, желания и умения заботиться о них;

— формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Описание предметно – развивающего пространства: групповое помещение младшей группы «Колокольчик»; оборудование для оформления «Огорода на подоконнике» (картон для рисования забора, деревянные палочки для изготовления забора, имитация травы, конструктор, «пугало», формы для посадки растений, изготовленные родителями; семена для посадки (лук, чеснок, фасоль, горох, свёкла, салат и др.) и почва.

Активизация словаря: лук, чеснок, фасоль, семена, земля, вода, солнце, трава, сажать, поливать, смотреть, наблюдать.

Работа над проектом с родителями:

— привлечь родителей к организации и реализации проекта;

— рекомендации по созданию мини-огорода в домашних условиях.

Работа над проектом с детьми:

Познавательно – исследовательская деятельность (НОД):

— рассматривание растений (понятия большой — маленький; один — много);

— наблюдение за посадкой, первыми всходами;

— развитие речи (беседы, чтение художественной литературы);

— игровая деятельность (игры, игровые ситуации).

Работа с педагогами:

Обобщение опыта работы по теме «Огород на подоконнике».

Предполагаемый результат:

1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают.

2. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.

3. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

4. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.

Этапы проекта:

1 Этап – подготовительный:

1. Создание условий для проекта «Огород на подоконнике»;

2. Изучение методических пособий и литературы по теме;

3. Подбор художественной литературы (пословицы, стихи, загадки, игры);

4. Обсуждение с родителями на тему: участвуем в проекте «Огород на подоконнике»;

5. Составление перспективного плана мероприятий.

2 Этап – основной:

1. НОД;

2. Беседы;

3. Рассматривание картин, иллюстраций;

4. Чтение литературы;

5. Дидактические игры;

6. Художественно – эстетическое развитие (лепка, раскрашивание).

3 Этап – заключительный.

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.

4 Этап — презентационный:

— Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».

— Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта.

Этапы реализации проекта.

План реализации проекта:

1 ЭТАП – подготовительный.

В нашей группе детского сада разбили «Огород на подоконнике». Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о растениях. Обсудили с родителями участие в проекте «Огород на подоконнике». Родители вместе с детьми оказали помощь в изготовлении необходимого оборудования, материала (контейнеры, различные формы и др., приобрели семена, грунт для посадки растений.

2 ЭТАП – исследовательский: дети участвовали в посадке растений.

Устанавливали связи: растения — земля, растения — вода, растения – человек.

В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой о растениях: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картинки. Проводилась непосредственная образовательная деятельность, дидактические игры, беседы. Дети вместе с воспитателями сажали растения и вели наблюдения за их ростом.

Занимались художественным творчеством (лепка, рисование).

3 ЭТАП – заключительный. Подведение итогов.

Подведение итогов реализации проекта.

Выводы: В результате работы над проектом у детей сформировался интерес к опытно-экспериментальной деятельности по выращиванию растений, сформировалось умение ухаживать за растениями – поливать, рыхлить, дети получили представление о необходимости света, воды, почвы для роста растений; стали бережнее относиться к миру растений; усовершенствовали художественные навыки; в группе был создан «Огород на подоконнике»; увеличилось число родителей, принимающих участие в жизни детского сада. Родители стали принимать активное участие в профилактике простудных заболеваний детей народными средствами (лук, чеснок). Все эти мероприятия снизили уровень заболеваемости детей в группе.

4 Этап — презентационный:

— Фотоотчёт «Огород на подоконнике».

— Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта.

Действительно, без активного участия родителей в жизни детского сада невозможно организовать всестороннее воспитание, обучение и развитие детей. Поэтому работа по вовлечению родителей в жизни группы и детского сада занимает важное место.

Источник: maam.ru