Выступление на педагогическом совете «Уголки природы в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах»

Гопко Олеся Александровна
Выступление на педагогическом совете «Уголки природы в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах»

Уголки природы в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах

Воспитатели:

Гопко О. А.

Школа№1373

Дошкольные группы

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. Это возможно путем создания разнообразных уголков природы в группах.

При оформлении необходимо знать:

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.

уголок природы должен быть ярким и красочным;

стеллажи, полки обязательно закреплены;

календарь природы в каждой возрастной группе;

недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;

цветы располагаются на уровне глаз ребенка;

оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;

природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;

оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.

Требования к отбору растений для уголка природы:

1. Растения должны быть подписанными, здоровыми, аккуратными.

2. Уход за растениями  по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя).

3. Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

4. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения.

Значение уголков природы в ДОУ Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность. Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение. Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе). Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность. Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

Уголок природы в младшей группе. Природный материал: песок, вода, глина, камни, ракушки, деревяшки, различные плоды (все предметы крупные). Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки резиновые и пластмассовые для игр с водой. Зеркала для игр с солнечным зайчиком. Предметы для игр с тенью. Лупы, «волшебные» очки – цветные «стеклышки» (из пластмассы). Уголок природы: «Зеленый уголок» 1. Комнатные растения: 3-4 вида с крупными кожистыми листьями, прямостоячим стеблем, крупными яркими цветами. Рекомендуемые растения: фикус – хороший очиститель воздуха, бегония вечноцветущая – борется с заболеваниями верхних дыхательных путей, бальзамин, колеус, фуксия гибридная. 2. Растения, характерные для различных времен года: — осенью — выставка ярких, крупных овощей и фруктов; — зимой — ветви хвойных деревьев; — весной: огород: посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений; — летом: букеты из декоративных растений: астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др. ; 3. Аквариум (макет) с улитками и ярко окрашенными рыбками. 4. Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисти, фартуки (дети не дежурят, только выполняют небольшие поручения воспитателя).

Календарь природы:

Состоит из 2-4 страниц: картина с изображением времени года; лист наблюдений за погодой – используют сюжетные картинки или фотографии с изображением деятельности детей в разное время года; лист наблюдения за птицами – карточки с птицами, которых видели, ставят в кормушку. Перед выходом на прогулку одевают дидактическую куклу по сезону и ставят ее в календарь природы.

Дополнительно: тематические альбомы по сезону и теме недели, алгоритмы для центра воды и песка, игровые макеты фермы, леса и др.

Уголок природы в средней группе

Растения:

5-6 видов по 2-3 экземпляра одного растения, — с разной формой и величиной листьев; — с мясистыми листьями, имеющими зазубрины по краям; — с узорчатыми опущенными листьями; — разные виды растений одного семейства; — требующие большого количества воды и поливающиеся редко. (бальзамин, фикус, колеус, хлорофитум, примула, агава;бегония-Рекс, аспарагус; душистая и зональная герань, виды бегоний; сансевьера)

Фенологический уголок:

посадки, срезанные ветки деревьев и кустарников в воде, букеты. лук (январь-февраль); фасоль, овес (март); яблони, черемухи, сирени, вербы (декабрь-февраль); осенние листья.

Календарь погоды и природы:

календарь наблюдения за сезонными явлениями, дневник наблюдения за ростом и развитием живых существ. Картинки с изображением типичных для сезона состояний погоды; рисунки детей, отражающие увиденное.

Наглядно- иллюстративный материал:

набор картинок с изображением животных, птиц; — книги с иллюстрациями животных, птиц; — картинки о труде взрослых в природе; — альбомы (собака, кошка, корова, лошадь, заяц, лиса;голубь, воробей, утка, курица, снегирь, синица; «Времена года»).

Дидактический материал:

— дидактические игры экологического содержания; — муляжи овощей и фруктов. («Животные», «Растения», «Птицы», «Времена года», «Оденем куклу на прогулку»)

Материал для развития трудовых навыков:

— инвентарь;

— природный и бросовый материал для конструирования из природного материала. (лейки, тазики, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульвелизатор, щетки; ящики и стаканчики для посадок; шишки, желуди, веточки, камушки, ракушки; крышки, пластиковые бутылочки, коробочки).

Дидактический компонент:

Песок, глина;

— набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

— материалы для игр с мыльной пеной,

красители — пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

— семена бобов, фасоли, гороха

Простейшие приборы и приспособления:

— Лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

— «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

Уголок природы в старшей группе

Растения:

6-7 видов по 2-3 экземпляра одного растения. С разной формой и величиной листьев; — с разнообразным строением стебля (прямостоящий, стелющийся, вьющийся); — с разными способами размножения (клубни, луковицы, усы, стебли, листы, черенки); — с разнообразными потребностями в степени освещенности и поливе; — обладающие лекарственными свойствами. (традесканция, плющ, колеус, цикламен, фикус, примула, фуксия, сансевьера, кливия, бегония, драцена, бальзамин, лимон, герань).

Фенологический уголок:

Посадки, пересадка комнатных растений, срезанные ветки деревьев и кустарников в воде, букеты (овса, гороха, лука, петрушки, фасоли, рассада овощей.

Календарь погоды и природы:

Календарь погоды (наблюдений за сезонными явлениями природы, дневник наблюдения за ростом и развитием живых существ. Обозначение погодных явлений с помощью условных изображений (6-7); определение времени (день, неделя, месяц, время года); рисунки детей, модели; за посадками, за срезанными ветками в воде.

Дидактический материал:

Дидактические игры экологического содержания, муляжи овощей и фруктов.

Материал для развития трудовых навыков:

инвентарь, природный и бросовый материал для конструирования из природного материала. лейки, тазики, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульвелизатор, щетки; ящики и стаканчики для посадок; кисточки, тряпочки, фартуки; шишки, желуди, веточки, камушки, ракушки, семена растений; крышки, пластиковые бутылочки, коробочки.

Наглядно- иллюстративный материал:

набор картинок с изображением диких и домашних животных, животных жарких стран, птиц; — книги с иллюстрациями животных, птиц; — картинки о труде взрослых в природе; — альбомы; — условные обозначения комфортного произрастания растений; — схемы-модели строения растений и животных.

Уголок природы в подготовительной группе

Растения:

7-8 видов растений, у которых отчетливо видны части (лист, стебель, цветок)

Аукуба, Бегония, Бальзамин, Герань, Китайский розан, Аралия, Хлорофитум,

Фикус, Драцена, Плющ, Традесканция, Алоэ. Камнеломка.

Количество растений увеличивается за счет внесения разновидностей уже знакомых растений: с разными стеблями (прямостоячие, вьющиеся, свисающие и др., а также растения, требующие сложного ухода.

Фенологический уголок:

Посадки, пересадка комнатных растений, срезанные ветки деревьев и кустарников в воде; — букеты.

Модели

Модель – это материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами Виды моделей: — предметные (воспроизводят структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений, например, аквариум, заводная игрушечная рыбка и др.); — предметно-схематические (признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов); — графические (передают обобщенно (условно)признаки, связи и отношения природных явлений, например, календари природы и погоды)

«Огород на подоконнике»

Цель: организация целенаправленных, систематических, планомерных наблюдений в процессе несложных опытов с растениями (например, посадка лука)

Календарь природы Подготовительная группа

В календаре природы делается акцент не только на типичных для сезона года природных явлениях, но и на изменение температуры воздуха и фиксации температурных изменений в течение суток. Фиксируется это на отдельном – температурном – листе, расчерченным по количеству дней недели.

В уголке природы в подготовительной группе календарь природы должен быть более сложным. В нашей группе настенный общий календарь природы (где стрелкой можно отметить то или иное время года,

температуру воздуха, часть суток, год, число) .

Каждый день дежурные по уголку природы-отмечают погоду в течение всего дня.

Материал для развития трудовых навыков:

Фартуки, нарукавники, клеенки. Лейки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, емкости разной вместимости, лопатки, тряпочки. Трубочки для коктейля, воронки, сито, различные формочки, емкости для воды. Песок, глина. Контейнеры с крышками для природного материала. Формочки для песка, льда, снега. Стаканчики и ящики для рассады. Бросовый материал. Лупа.

Наглядные пособия.

Наглядный материал пополняется в соответствии с растущим кругозором детей. Это могут быть как приобретённые в специализированных магазинах наборы рисунков и фотографий, так и скачанные из интернета самим воспитателем изображения, красивые и захватывающие: явления неживой природы (иней, морозные узоры, звёздное небо, извержение вулкана, гроза); пейзажи различных климатических зон, таких как тропический лес, пустыня, льды Арктики; увеличенные изображения маленьких живых существ (улитка, муравей, божья коровка); фотографии экзотических животных с детёнышами (коала, львица, кенгуру); картины открытого космоса В рамках краеведческой работы можно вместе с родителями воспитанников изготовить фотоальбомы «Природа моего города», «Мой цветущий родной посёлок».

Дидактические игры.

«Мы — экологи», «Охрана природы», «Живая пирамида», «Природа и человек», «Большая цепочка», «Воздух, земля, вода», «Кто где живёт?», «Польза-вред», «Что в корзинку мы берем», и т. п.

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Спасибо за внимание!

Источник: maam.ru