Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

Надежда Карамышева
Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

Возрастные и индивидуальные особенности детей

дошкольного возраста.

Возрастные особенности детей раннего возраста

от 2 до 3 лет[/b]

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее («Я сам», формируется образ Я, кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений, может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет).

Продолжает развиваться предметная деятельность (усвоение культурных способов действия с различными предметами, развитие соотносящих и орудийных действий).

Ситуативно-деловое общение взрослого и ребёнка (продолжает развиваться понимание речи, слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение, возрастает количество понимаемых слов).

Совершенствуются речь (к трём годам дети осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000 – 1500 слов, речь становится средством общения ребёнка со сверстниками);

Начальные формы произвольного поведения (у детей появляются чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем, полом,

Новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование (игра носит процессуальный характер, к середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями, появление собственной изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет, человек — «головоног»)

Наглядно-действенное мышление (особенность в том, что возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами).

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

от 3 до 4 лет.

Ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга

Общение становится внеситуативным

Игра становится ведущим видом деятельности (главная особенность игры – условность, основное содержание –действия с игрушками и предметами-заместителями, продолжительность игры небольшая, простые, неразвёрнутые сюжеты, одна-две роли, начинают формироваться игры с правилами)

Изобразительная деятельность зависит от представлений о предмете (отсутствие деталей или более детализированы, использование цвета, лепка простых предметов, простейшие формы аппликации)

Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу или по замыслу (освоение сенсорных эталонов)

Развивается память, внимание (к концу года дети могут запомнить значительные отрывки из любимы произведений)

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление (способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами)

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами (ярко проявляются в игровой деятельности, пока играют рядом, могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения, конфликты преимущественно по поводу игрушек)

Поведение ещё ситуативное (сознательное управление поведением только начинает складываться)

Начинает развиваться самооценка (в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя)

Продолжает развиваться половая идентификация (характер выбираемых игрушек)

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста

от 4 до 5 лет

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия (в процессе игры роли могут меняться, игровые действия выполняются не ради них самих, а ради смысла игры, разделение игровых и реальных взаимодействий детей)

Значительное развитие получает изобразительная деятельность (совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности – рисование основных геометрических фигур, вырезание ножницами, наклеивание изображения на бумагу, рисунок предметный и детализированный, человек – туловище, глаза, рот, нос, волосы, иногда одежда и детали)

Усложняется конструирование (постройки включают 5-6 деталей, конструирование по собственному замыслу, планирование последовательности действий)

Двигательная сфера характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики (развивается ловкость, координация движений)

Возрастает объем памяти, начинает складываться произвольное запоминание (запоминают до 7-8 предметов, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение)

Начинает развиваться образное мышление (дети способны использовать простые схематизированные изображение для решения несложных задач, развивается предвосхищение – на основе пространственного расположения объектов могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия)

Продолжает развиваться воображение (могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему

Увеличивается устойчивость внимания (сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут)

Речь становится предметом активности детей (Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифма, развивается грамматическая сторона речи – словотворчество, при общении со взрослым речь становится внеситуативной, при общении со взрослым ведущим становится познавательный мотив)

Возрастной феномен – повышенная обидчивость

Выделяются лидеры, появляется конкурентность, соревновательность (детализируется образ Я)

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

от 5 до 6 лет

Развитие игры (распределение ролей до начала игры, построение своего поведения в игре, придерживаясь роли, освоение социальных отношений, одни роли более привлекательны, чем другие – могут возникать конфликты)

Развивается изобразительная деятельность (возраст наиболее активного рисования, рисунки приобретают сюжетный характер, многократно повторяющиеся сюжеты, человек – более детализирован и пропорционален)

В конструировании овладевают обобщённым способом обследования образца, конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу, по условию (конструирование из различных видов конструкторов, из бумаги, из природного материала)

Продолжает развиваться образное мышление (продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления)

Развивается воображение (сочинение достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй, требуется специальная работа по активизации воображения

Развивается устойчивость, распределение, переключение внимания

Совершенствуется речь (звуковая сторона – шипящие, свистящие, сонорные звуки, развивается фонематический слух, интонационная выразительность, совершенствуется грамматический строй, активное словотворчество, развивается связная речь)

Возрастные особенности детей

от 6 до 7 лет

В сюжетно-ролевой игре дети начинаю осваивать сложные взаимодействия людей (игровые действия более сложные, несколько игровых центров, которые поддерживают свою сюжетную линию, дети способны отслеживать поведение партнёров по всему игровому пространству, могут взять на себя несколько ролей)

В изобразительной деятельности появляются сюжеты из окружающей жизни, литературных произведений (рисунок приобретает более детализированный характер, обогащенный цветовой гаммой, более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек, человек более детализирован – пальцы, брови, подбородок, одежда украшена различными деталями)

В конструировании владеют обобщённым способом анализа изображения и постройки (способны выполнить различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям, осваивают более сложные формы сложения из бумаги и придумывать собственные при специальном обучении – это очень важно для углубления их пространственных представлений, композиции из природного материала по предварительному замыслу, самостоятельно могут подбирать материал)

Развивается образное мышление (однако воспроизведение метрических отношений затруднено – девять точек)

Продолжает развиваться воображение

Развивается внимание, оно становится произвольным (дети могут сосредоточиться до 30 минут)

Продолжает развиваться речь (в высказываниях отражается как расширяющийся словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в данном возрасте, развивается диалогическая речь и некоторые виды монологической речи)

Формируется позиция школьника (обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволит ему успешно учиться в школе).

Источник: maam.ru