Воспитание и образование. Развитие систем воспитания

Татьяна Мацелевич
Воспитание и образование. Развитие систем воспитания

Статья «Воспитание и образование». Рекомендовано для всех возрастных групп дошкольных учреждений

Воспитание и образование.

В современном понимании воспитание и образование детей неотделимо друг от друга, и эти два направления дополняются и обогащаются. Никто из современных родителей не будет спорить на тему- хочет ли он или нет, чтобы его ребенок стал смелым, благородным, прямодушным, учёным, сильным, хладнокровным в любой ситуации, имел опрятный внешний вид, был деликатным и приятным в общении с другими людьми.

«Словарь русского языка» С. И. Ожегова определяет воспитание как навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Образование- единый целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Проблемами воспитания человечество интересовалось давно. Идея ясна- воспитание человека идеального во всех отношениях. Разумеется, что аристократия, средний класс и бедный люд должны были воспитываться по разным критериям и, следовательно, методикам. Бедному люду и вообще некогда было думать о воспитании детей- хворостину в руки в 5 лет, и иди- паси гусей. А по мнению Рабле- знаменитого французского писателя начала XVl в., одна из главных функций образования и воспитания состоит в том, чтобы молодые аристократы росли «как растения на солнце. Современному же человеку трудно понять это высказывание. Если только как- цветок, как известно, не вырабатывает собственных путей решения своих проблем, чтобы ему было максимально комфортно расти. Исключение- подсолнечник, который поворачивается к солнцу, да ещё некоторые другие цветы, например бархатцы. Шотландской королеве Марии Стюарт, жившей почти пятьсот лет назад (родилась в 1542г., очень понравилась идея Рабле, и она сделала цветок бархатцев своей эмблемой. Она, не проявляя и не стремясь проявлять выдающиеся способности в учёбе, была живой и сообразительной, быстро училась и обретала уверенность в себе. Она с детства следовала только собственным инстинктам и сосредотачивалась только на том, что ей лично нравилось. Её родственница королева Англии Елизавета l свободно говорила на французском и итальянском языках, знала и испанский, хорошо изъяснялась на латыни и «средне на греческом». Она виртуозно владела клавесином, а Мария Стюарт уверенно, хотя и не блестяще, но любила играть на лютне. У них были отличные учителя, посвятившие их детству и отрочеству все свои лучшие годы.

Один из наставников сына Марии Стюарт Джеймса Стюарта в качестве метода воспитания включил регулярные физические наказания, те мальчика регулярно пороли, чтобы «поощрять его стремление к учёбе», и это средство оказалось таким действенным, что Джеймс (будущий король Англии и Шотландии) до конца своей жизни помнил наизусть отрывки из произведений классических авторов. По свидетельству современников, он получил лучшее по тем временам образование и воспитание. В частности, латынь он освоил раньше, чем научился разговаривать. Также он свободно говорил с детства по-французски и по-гречески.

У нас, в России, тоже детей пороли. Максима Горького и его двоюродных братьев самолично порол родной дедушка Каширин по субботам.

Таким образом, известно, что секли почти всех королевских детей, детей лавочников, простолюдинов. Императрица Мария Фёдоровна — жена Павла l велела генералу Ламсдорфу- воспитателю младших сыновей (будущего императора Николая 1 и его брата Михаила) сечь их по «надобности». Дочерей же она не велела сечь, но они так были вымуштрованы маменькой, что в её присутствии не смели не то, что слово вымолвить, но даже сесть.

В романе М. Твена «Принц и нищий» введен персонаж- мальчик для битья, которого пороли, когда наследник престола провинится. Посмотрите на благонравных юных девиц Марию Стюарт и Елизавету Тюдор! Как кратко и воспитанно они выглядят в своих 13-15 лет! Они являли миру свои безукоризненные манеры, они преклоняли колени перед родителями, они были прекрасно воспитаны, что не мешало им, повзрослев, интриговать, ненавидеть, изменять мужьям, заводить фаворитов. И всё это было итогом безупречного воспитания. «Кроткая милая сестрёнка»-так мальчик, король Эдуард называл свою сводную сестру Елизавету. Не тогда ли- в отрочестве Елизавета научилась лицемерию? Мария Стюарт же хотела получить именно то, что нравилось ей лично, а не другим.

Когда она выросла, многие считали её чуть ли не исчадием ада, участвующим в убийстве мужа, отца её сына. Другие же не скупились на нелестные эпитеты для Елизаветы l. Несомненно, что обе часто вели себя отнюдь не так, как полагается поступать разумным, воспитанным и имеющим совесть женщинам. Понятие же «совесть» не меняется с веками и является одним из признаков правильно воспитанного человека. Елизавета Петровна, дочь императора Петра l, будучи несомненно набожной женщиной, не стеснялась бить приближённых по щекам и отрезать украшения на их платьях и прическах, если они ей не нравились или она завидовала этим удачным чужим украшениям.

Итак, до конца XlX века детей воспитывали по- старинке, применяя установившиеся методики, смотря для каких целей воспитывалось то или иное чадо. Ход педагогического мышления в ХХ веке в основном определялся коротким списком выдающихся педагогов-всего 4 педагога:

-Джон Дьюи (1859 – 1952гг)

-Георг Кершенштейнер (1854-1934гг)

-Антон Макаренко (1854-1934гг)

-Мария Монтессори (1870-1952гг).

В XXl веке наиболее популярна последняя. Кто же это Мария Монтессори и в чем чудо её идей воспитания?

У нас в руках книга Е. И. Тимошенко «Чудо Монтессори или учение без мучение и воспитание без оценок, наград и наказаний» (заметки для родителей, изд-во ФОРУМ, М. ; 2014).

Мария Монтессори была ровесницей многих педагогов новаторов — конца XlX -XX вв. она была родом из состоятельной итальянской семьи и с детства отличалась целеустремленностью и пытливостью. В 26 лет она стала первой в Италии женщиной- врачом, но уже в 1998 году стала возглавлять первую римскую школу для коррекции поведения, созданную на базе приюта для умалишённых детей- а это были страшные заведения, судя по отзывам современников. И она в кротчайшие сроки полностью изменила порядки в этом карцере, а сами дети сумели сдать обычные школьные экзамены по программе для нормальных детей. Она начала изучать проблемы лечения и обучения детей с ограниченными возможностями и пришла к выводу- проблемы подобных детей скорее педагогические, а не медицинские. Отсюда вывод-необходимо создавать детские сады и школы. Далее она посвятила свою жизнь разработке собственной педагогической системы.

В 1900 году она возглавила первую свою школу для детей с ограниченными возможностями. Результаты были удивительными уже через 3 месяца.

В 1907 году в Риме открылся первый в мире «Дом ребенка», реализующий принципы Монтессори- для бедных детей окраин Рима. Невзирая на поведение детей, она учит их вежливости, уходу за собой, пытаеться раскрыть личность каждого ребенка.

В 1908 году открылась вторая школа, а затем через год- проведен курс по подготовке монтессори-учителей, что приводит к проникновению идей М. Монтессори в многие страны.

Далее вышла книга «Дом ребенка. Метод научной педагогики», а в Санкт-Петербурге (ул. Шпалерная,7)- открылся монтессори -сад. В 1929 году она открывает Международную Монтессори Ассоциацию.

Увы, в 1926 году в России сады Монтессори были запрещены; также в Германии, Италии и Испании. После войны Мария Монтессори вернулась в Европу. В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета, а она пишет свои главные труды и много выступает до 1952 года.

Что-же такое система Монтессори?

Её основу составляет три фундаментальных понятия:

1. РЕБЕНОК (и особое отношение к нему,

2. УЧИТЕЛЬ-НАСТАВНИК (но совсем не такой, как в традиционной школе,

3. СРЕДА (т. е. обстановка, которая ребенка окружает,

И в книге «Чудо Монтессори» три её главы посвящены РЕБЕНКУ, НАСТАВНИКУ, СРЕДЕ.

В приложении в книге приведены практические рекомендации по организации отдельных занятий с детьми дома.

В настоящие время отмечен рост интереса к педагогической системе М. Монтессори. Писатель Габриэль Гарсия Маркес, Жаклин Кеннеди, внуки английской королевы, Франсуа Миттеран, актер Джорж Клуни, миллиардеры Сергей Брин и Лэри Пэйдж, внуки Льва Толстого и Билла Клинтона, Зигмунта Фрейда, Томаса Эдисона- все они или лично или их дети и внуки воспитывались по методу М. Монтессори или были его сторонниками и активно пропагандировали её идеи свободной педагогики.

Методика это учит:

-период от рождения человека до 6 его лет очень важен;

-свобода малышу очень нужна;

-надо воспитывать, не наказывая и не поощряя;

-следует учить малыша, не исправляя его ошибок;

— воспитывать самостоятельность и ответственность;

— использовать педагогические принципы системы М. Монтессори, ежедневно общаясь со своим ребенком.

Всё это несомненно интересно для родителей, однако у, педагогов и воспитателей неизбежно возникает множество вопросов:

— как использовать эту методику в нашей стране; где традиционно используется только классическая методика воспитания?

-годится ли эта методика для всех имущественных прослоек общества или была разработана в основном только для элиты?

-почему некоторые из вышеуказанных личностей явно не являются высоконравственными людьми с нашей (русской, народной) точки зрения, хотя и воспитывались в Монтессори-школах?

И многие другие вопросы.

Например, что такое свобода ребенка?

Вот показывают по телевизору наследника трона европейской страны, учившегося в мантессори- школе, а сейчас ему хорошо за 40 лет — но не в брюках, а в плавках. Он на светском приеме, в орденах. Ведь его учили быть свободной личностью! Он и свободен на всю оставшуюся жизнь!

Как обстоит дело со свободой в нашей русском детском саду?

Пример: Саша (2 года 11 месяцев) бьет Мишу (3 года 2 месяца) по голове деревянной лопаткой. Воспитатель спрашивает.

-Ты за что его бьёшь? Что он тебе сделал?

Ответ будет такой:

-Он нехолосый. Он отоблал у Саши мячик.

Воспитатель опять спрашивает:

-А если он тоже будет драться?

И так до бесконечности. А если удар по голове приведет к синяку? Ведь в нашей стране будут отвечать взрослые- воспитатели или родители. Интересно, кто будет в этом случае отвечать в мантессори-саду?

Пример 2. :шестилетняя внучка с радостью показывает русской бабушке грамоту за участие в концерте. Вы что- должны её не поздравить, не порадоваться за неё, вытащить шоколадку и не вручить её девочке?

Пример 3. трехлетний мальчик любит мучить котенка, тот мяукает жалобно, пытается улизнуть. Что, папа не должен приструнить негодника? А что будет потом, когда шалун вырастет?

В заключение приведем высказывания Марии Монтессори:

«…Главная задача ребенка — это строительство человека, в которого ему суждено превратиться»:

«Нам потребовалось бы 60 лет напряженного труда, чтобы добиться того, к чему ребенок приходит всего за три первых года своей жизни».

«Разум человека не появляется на пустом месте. Он строится на фундаменте, который ребенок закладывает во время своих сенситивных периодов!»:

«Воля не сможет развиваться, если в сознании не созреет порядок, ясность, если мы будем туманить ум ребенка нагромождением идей, уроками, которые приходится учить наизусть, если мы помешаем детям принимать решения, решая всё за них».

Монтессори рано ставить точку.

Мацелевич Татьяны Николаевны

Источник: maam.ru