Воспитание экологической культуры у детей. «Прикоснитесь к природе сердцем»

Ольга Никитична Гавриленко
Воспитание экологической культуры у детей. «Прикоснитесь к природе сердцем»

Воспитание экологической культуры у детей.

«Прикоснитесь к природе сердцем»

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало

экологической культуры – осознано-правильного отношения к явлениям, объектам неживой и

живой природы, которые составляют их не

посредственное окружение в этот период жизни» (С. Николаева)

Формы организации познавательной деятельности с детьми

Занятие

Беседы

Экскурсии

Наблюдения с детьми

Рассказы воспитателя

Чтение худ. литературы

Чтение познавательных сказок

Отгадывание загадок

Настольно-печатные игры и упражнения

Прослушивание музыкальных произведений

Рассматривание полотен художников-пейзажистов.

Содержание познавательной информации для детей основывается на их опыте и имеющихся представлениях об окружающем мире.

В ходе мероприятий по созданию целостных систем детских представлений о мире решаются различные задачи развития:

Расширение кругозора детей;

Упорядочивание накопленных сведений о мире;

Утверждение ребёнка в его позиции созидателя;

Формирование у него осознанного, бережного, сочувственного отношения к миру природы, к рукотворному миру.

Научить детей видеть красивое – дело сложное.

Я сама искренне люблю природу и стараюсь бережно относиться к ней, пытаюсь передать свои чувства детям.

Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого. Они быстро видят положительное и подражают своему наставнику

Экологическое воспитание детей моей группы основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксацией.

Я не отделяю этот раздел воспитания от других видов деятельности.

Что бы достичь начальных целей экологического воспитания, т. е. любви к живой и не живой природе,стараюсь просветить ребёнка, дать ему минимум знаний о среде, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение.

В общении с детьми стараюсь показать, как разнообразны комнатные растения по внешнему виду, окраске, происхождению, требованию к теплу, влаге, почве, как тот или иной организм приспособлен к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид, учу видеть его красоту, формирую понимание зависимости жизни растений от действий человека, в том числе и самого ребёнка.

Что бы активность детей не ослабевала, наряду с ясными отчётливыми знаниями оставляю зону неопределённых. Пусть дети самостоятельно ищут решения поставленных перед ними задач, пробуют, экспериментируют, ошибаются и получают неожиданный ответ на свои вопросы.

Удовлетворение любознательности сочетается с нетерпением узнать, что же будет на следующем занятии, с попыткой высказать свои гипотезы и предположения. Такая стратегия проблемного обучения выстраивается по принципу «развивающей интриги».

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги – практики.

Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Свою роль в этот момент вижу в том, чтобы помочь детям приоткрыть завесу

прекрасного.

В работе использую циклические наблюдения в группе и на участке.

Возможно, став взрослыми, мои дети не будут с такой лёгкостью раскидывать по берегу реки пластиковые бутылки и разводить костры в лесу.

И если уж кто заговорит о любви к Родине, то прежде должен будет спросить себя, какие следы оставил он на земле: деревце, цветочную клумбу, ухоженный кусочек леса или мусор,уродующий её лицо. Никто не помешает нам на расстоянии вытянутой руки помочь живому выжить, вернуть ЗЕМЛЕ красоту.

Источник: maam.ru