Внедрение образовательного модуля робототехника, как средство развития у дошкольников способностей к техническому творчеству

Царегородцева Виктория
Внедрение образовательного модуля робототехника, как средство развития у дошкольников способностей к техническому творчеству

1. Введение

1.1Выбор темы опыта.

Выбор темы моего опыта обоснован тем, что инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Особое значение придаётся дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка. Формирование мотивации развития и обучения у дошкольника, а также развитие у него творческой и познавательной деятельностей — главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федерального государственного образовательного стандарта.

Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Причём, не только с использованием традиционных материалов: кубиков, деталей лего — конструкторов, бумаги и способам работы с ними, но и новых: конструкторов «Первороботов – лего «VEDO», и других современных конструкторов для тренировки мелкой моторики рук, развития первоначальных технических и сенсомоторных навыков, зрительно – моторной координации, а так же развития мыслительных процессов и творческих способностей.

В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству. Однако, отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере.

Кроме того, существуют противоречия между:

— требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада конструкторами, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием Лего-конструкторов и первороботов Lego We DO;

— необходимостью создания в ДОУ инновационной предметно-развивающейсреды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;

1.

— возрастающими требованиями к качеству работы педагогов и недостаточным пониманием педагогами влияния конструкторских технологий на развитие личности дошкольников

Все эти проблемы можно решить с помощью внедрения в современном детском саду работы по робототехнике как первому шагу приобщения дошкольников к техническому творчеству.

1.2. Актуальность опыта

Современный мир ставит перед образованием не простые задачи: учиться должно быть интересно, знание должно быть применимо на практике, обучение должно проходить в занимательной форме, и все это, непременно, должно принести хорошие плоды в будущем ребенка — высокооплачиваемую работу, самореализацию, высокие показатели интеллекта.

В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.

«Инженерное образование в РФ нужно вывести на новый более высокий уровень». Для решения данной задачи требуется утверждение STEM образования в России. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, которые внесут большой вклад в развитие нашего общества и государства. (Президент Р. Ф. В. В. Путин)

1.3. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в адаптации конструкторов нового поколения в образовательный процесс ДОУ.

Предполагаемый конечный результат инновационной деятельности – практическое воплощение в виде нового содержания, методов, форм организации образовательного процесса ДОУ, нового подхода к оказанию социальных услуг в области образования на основе реальных запросов родителей, новых форм дошкольного образования.

1.4. Цели и задачи передового педагогического опыта.

Цель: Способствовать развитию технических способностей детей дошкольного возраста посредством организации работы по техническому

конструированию. 2.

Задачи:

Сформировать у детей устойчивый интерес к техническим играм.

Создать условия в группе для самовыражения личности каждого ребенка посредством технических игр, поддерживать инициативу в области технического образования.

Способствовать развитию и тренировке мелкой моторики рук, первоначальных исследовательских, технических и сенсомоторных навыков, зрительно – моторной координации, а так- же развитию мыслительных процессов и творческих способностей детей.

Апробировать методы и приемы работы с детьми.

Способствовать реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в ДОО с использованием робототехники.

1.5. Характеристика используемых источников

Фундаментальная значимость проблемы технического развития дошкольников привлекала внимание многих педагогов и психологов.

Этой теме посвящено огромное число экспериментов и теоретических исследований /Н. Н. Подцьяков, А. П. Усова, Е. Л. Панько, Лурия А. Р., Рубенштейн, Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Подцъяков., Л. А. Парамонов С. Л. /. Кайе В. А., Комарова Л. Г., Варяхова Т. /

В общем виде их взгляды на техническое развитие детей можно рассмотреть следующим образом:

детское конструирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития (разработки педагогов Н. Н. Подцьякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько);

психолого-педагогические исследования (Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Подцъяков, Л. А. Парамонова и др.) показывают эффективный способ развития интереса у детей к техническому творчеству — практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов в процессе специально организованного обучения в образовательной среде с помощью робототехники.

Исследования учёных и отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерова доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

2. Основная часть

Работа делится на несколько этапов:

1 этап – изучение возможностей внедрения современных видов конструкторов как первая ступень робототехники в образовательный процесс ДОУ, анализ имеющихся условий.

Главная цель на данном этапе: заинтересовать и увлечь детей новой деятельностью.

На первом этапе используются следующие методы и приемы работы:

• Знакомство детей с конструкторами «Перворобот – LEGOWEDO»

• Вовлечение детей в процесс игры с конструкторами;

• Анкетирование родителей с целью выявления их желаний и потребностей занятий с детьми данной деятельностью;

• Подбор и изучение литературы по данному вопросу;

• Моделирование развивающей среды и педагогического процесса в соответствии с задачами по реализации технической деятельности.

На втором этапе работа имеет несколько направлений:

• Индивидуальная работа с детьми, имеющими трудности в осуществлении работы по конструированию;

• Использование коллективных или подгрупповых игр;

• Усложнение игр;

• Работа с родителями по разработке детско-родительских проектов

Система работы заключается в том, что воздействие на каждого ребенка — разностороннее.

Оно оказывается как прямо, так и непосредственно через воспитателя, родителей и группы сверстников.

Основные задачи:

-научить детей сопоставлять реальные детали конструктора с деталями на экране компьютера,

-выполнять действия в определённой последовательности, в соответствии со схемой постройки

Большое внимание уделяется таким приемам, как показ, объяснение, поощрение.

Технические игры на этом этапе усложняются: собранная фигура при помощи датчиков движения, звука, расстояния, наклона приводится в движение, озвучивается и т. д, что позволяет сделать модель маневренной, «умной». Кроме того, дети учатся работать в подгруппах: кто – то собирает фигуру, кто – то озвучивает, кто – то задаёт количество движений.

На данном этапе детям предоставляется возможность составить рассказ об игрушке, о том, каким образом она получилась. Таким образом, развиваются коммуникативные и речевые навыки.

Вырабатываемые технические навыки на втором этапе работы способствуют развитию мелкой моторики рук, первоначальных технических навыков, зрительно – моторной координации, развитию мыслительных процессов и творческих способностей.

А все это, в свою очередь, определяет эффективность работы и на третьем этапе.

3 этап (обобщающий) — осуществление распространения опыта среди ДОУ района, СМИ, на сайте ДОУ, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентации полученных результатов.

3. Заключение

Выводы и оценка продуктивности реализации опыта планируется выявить на основе самоанализа результатов педагогической деятельности.

В результате успешной реализации опыта планируется достижение следующих результатов:

Создание в ДОУ новых условия обучения и развития дошкольников, через организацию целенаправленного образовательного процесса с использованием Лего- конструирования и первороботов Lego WE DO, в рамках реализации вариативной части образовательной программы детского сада.

Выраженная активность родителей в совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству.

У детей:

Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;

Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке моделей; 5.

Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия, творческая инициатива;

Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;

Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Имеются представления:

— о деталях конструктора и способах их соединений;

устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;

— о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;

— о связи между формой модели и ее функциями.

Формами подведения итогов и контроля деятельности являются:

наблюдение за работой детей на занятиях;

участие детей в проектной деятельности;

в выставках творческих работ дошкольников.

Уровни развития:

Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Сформировано: может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

Частично сформировано: может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь, присутствуют неточности.

Не сформировано: не может без помощи воспитателя выбрать необходимую деталь

Умение проектировать по образцу и по схеме:

Сформировано: может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.

Частично сформировано: может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе проектировать по образцу, иногда с помощью воспитателя.

Не сформировано: не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем воспитателя.

Умение конструировать по пошаговой схеме:

Сформировано: может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.

Частично сформировано: может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством воспитателя.

Не сформировано: не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем воспитателя.

В исследовании участвовало 30 воспитанников 6-7 лет

Даты проведения мониторинга 1.09.2018г.

Сформированно 10 детей

Частично сформировано 11 детей

Не сформировано 9 детей

1.05.2019г.

Сформировано 17 детей

Частично сформировано 8 детей

Не сформировано 5 детей

Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится педагогическая диагностика уровня развития конструктивных способностей.

4. Приложения

Перечень используемой литературы

1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 2. — С. 48-50.

2. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 11.-С. 32-38

3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. — М. : Педагогика, 1991. — 480 с.

4. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. — М. : Гардарики, 2008. — 118 с.

5. Емельянова, И. Е., Максаева Ю. А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно игровых комплексов. — Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. — 131 с.

6. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.

7. Кайе В. А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. Методичсекое пособие. -М: ТЦ Сфера. 2015.-128с.

8. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

9. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. — М., 2007. — 37 с.

10. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов/ М. С. Ишмакова. -Всерос. уч. -метод. центр образов. Робототехники. — М. :Изд. -полиграф. центр «маска».-2013.-100с.

11. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 1. — С. 52-54.

12. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. — М. : ИНТ, 1998. -150 с.

13. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. — М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.- 104 с.

14. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. — М. : Академия, 2009. — 97 с.

15. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 10. — С. 112-

16 — Перворобот Lego WeDo — Электронные данные. — Lego Group, 2009. — 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

17. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. — ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.

18. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. — СПб, 2001, — 59 с.

19. Селезнёва Е. А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) — М., 2007.- 44с.

20. Программа дополнительного образования «Роботенок» — Дымшакова Ольга Николаевна (http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotionok.htmE

21. Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехники в учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 20142016гг.» (http://sochi-schools.ru/sut/im/d_114.pd Рабочая программа «Робототехника в детском саду» (http: // detsadl39.ru /doc/рг _ robototechnika. pdf)

22. Урадовских, Е. А. Художественное конструирование из деталей конструктора/ // Дошкольное воспитание. — 2005.-№ 2 — С. 15-22.

23. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / -М. : Сфера, 2012.-144 с.

Список сайтов

1. http://www.int-edu.ru/

2. http://www.lego.com/ru-ru/

3. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school

4.«HC-nopTan»http://nsportal.ru/detskiv-sad/materialv-dlva- roditeley/2013/01/05/konsultatsiva-dlya-roditelev-zdorovoe-pitanie

5. Образовательный портал «фгос-игра. рф» http ://фгос-игра. рф

6-http://kladraz.ru/blogs/olga-georgievna-shalina/proekt-obrazovatelnaia-robototehnika- dli a-doshkolnikov.html

7-http://nsportal.ru/detskiv-sad/konstruirovanie-ruchnov-trud/2015/08/04/perspektivnoe-

planirovanie-po-lego

8. http://www.int-edu.ru/

9. http://www.lego.com

Источник: maam.ru