Викторина «Знатоки природы»

Роза Мякишева
Викторина «Знатоки природы»

«Знатоки природы» (игровая викторина)

Подготовительная группа

Программное содержание:

1. Формировать у детей осознанно правильное отношение к объектам живой и неживой природы, формирование элементов экологического сознания и культуры;

2. Привитие любви к природе, воспитание бережного отношения к ней;

3. Развитие коллективных и творческих способностей, воображения, кругозора в процессе игры;

4. Воспитание доброжелательности друг к другу.

5. Обобщить представления детей о животном и растительном мире родного края.

Задачи — закрепить знания детей о животных; развивать у детей логическое мышление, внимание, воображение, зрительную память; формировать уважительное отношение к животным.

Предварительная работа:

1. Заучивание стихов, загадывание загадок о природе и погоде;

2. Беседы с детьми об исчезающих животных и растениях, которые занесены в красную книгу;

3. Настольные и дидактические игры о природе и погоде:

«Съедобное и несъедобное»;

«Поле, лес, огород»;

«Рыбаки и рыбки»;

Лото «Домашние и дикие животные».

4. Игра «Четвёртый лишний»

5. Рассматривание энциклопедии «Животные и растения нашей природы»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оборудование:

Демонстрационный материал: Картинки – слайды «Правила поведения в природе», песни «Край наш родной».

Раздаточный материал: эмблемы; карточки к игре «Четвёртый лишний»; карточки для конкурса «Пантомима»; карточки с названиями птиц, животных.

Ход: Выход детей (2 команды) под музыку «Край наш родной»

Воспитатель:» Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

«Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!»

А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям». (Дети улыбаются.)

Воспитатель: «Дорогие ребята! У каждого из нас есть свой дом. У каждого животного, насекомого, цветка, дерева тоже есть свой дом».

— Как же можно назвать наш общий дом? (Земля)

-Земля-это общий чудесный дом для всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений. Послушайте, какие красивые стихи написал Л. Дайнеко.

Есть на земле огромный дом, под крышей голубой

Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты, и все твои друзья.

Куда б дороги не вели, всегда ты, будешь в нём.

Природою родной земли, зовется этот дом.

-Природу надо не только любить, охранять, беречь и приумножать, но её надо изучать и этим мы сегодня займемся.

-Приглашаю вас на викторину о природе: «Знатоки природы».

-Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы нашего родного края. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства природы. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира. В викторине примут участие две команды.

Первая команда «Волчата», вторая команда «Лисята». В каждой команде есть взрослый (родитель) – «Волчица» и «Лисица». Посмотрим, чья команда правильно и быстро выполнит все задания, проявит находчивость и смекалку. Команда, набравшая большее количество очков и будет победительницей. Следить за всей игрой будет наше жюри.

Представление жюри:

За каждый конкурс жюри будет присуждать один балл, который равен 1 фишке (жёлтые кружочки символизирующие – солнце, голубые – небо).

-Итак, команды готовы? Тогда начнём!

— А сейчас команды поприветствуют друг друга.

«Волчата»-Девиз: Мы «Волчата» просто класс,

Победи попробуй нас!

«Лисята»-Девиз: Наш девиз: Не унывать!

Все пройти и все узнать!

1 конкурс — » Загадки».

Ведущий: — «Загадки эти будут непростые. Все они о природе. Отгадкой может быть название животного, птицы или растения. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл».

(Загадки по очереди предлагаются командам.)

1. Мордочка усатая, шерстка полосатая,

Лапкой умывается, а с водой не знается (кошка).

2. Гладишь — ласкается, дразнишь – кусается (собака).

3. По веткам скачет, а не птица,

Рыжая, а не лисица (белка).

4. Что за зверь лесной встал передо мной?

Он стоит среди травы, уши больше головы (заяц).

5. Кто в беретке ярко- красной, в чёрной шапочке атласной?

Он без дела не сидит, всё стучит, стучит, стучит. (дятел)

6. Спинкой зеленоватая, грудкой желтоватая,

Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)

7. Не зверь, не птица, а нос как спица.

Летит — кричит, сядет — молчит,

Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (комар)

8. Четыре ноги, пятый — хвост, шестая — грива. (лошадь)

9. Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъёмный,

Только этот кран живой, с настоящей головой. (жираф)

10. Разлинованы лошадки словно школьные тетрадки,

Разлинованы лошадки от копыт до головы. (зебры)

2 конкурс «Кто быстрее ответит на вопрос»

Правила игры: «Кто знает ответ, хлопните в ладоши. А если ответить затрудняетесь, посовещайтесь внутри команды».

1. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)

2. Что делает ёж зимой? (спит)

3. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)

4. Сколько ног у паука? (восемь)

5. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)

6. Кто носит свой дом на спине? (улитка)

7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

8. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)

9. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

10. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)

11. У какого дерева белый ствол? (береза)

12. Как называется дом у муравья? (муравейник)

13. Какой гриб носит название лесного хищника? (личиска)

14. Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)

15. Трава, которую и слепой знает. (Крапива)

16. Если это растение приложить к ранке, она быстрее заживет. (Подорожник)

17. Как называются цветы, которые растут на лугу? (луговые)

18. В этой ягоде много витамина С. А куст, на котором она растет, колючий. (Шиповник)

19. Как называются цветы, которые растут в лесу? (лесные).

20. Лекарственное растение, которое используется при заболеваниях, а еще на его цветках можно гадать. (Ромашка)

21. Чем выделяется береза от других деревьев (стволом)

22. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

3 конкурс

Ведущий: — Животные очень часто становятся героями сказок. Поэтому наш следующий конкурс называется «Сказочный».

— Подскажите, в кого превращались.

1. князь Гвидон (сказка А. С. Пушкина) — в комара, муху, шмеля;

2. великан — людоед (сказка Ш. Перро) — в льва, в мышь;

3. одиннадцать братьев — принцев (сказка Г. X. Андерсена) — в лебедей;

4. гадкий утёнок (сказка Г. X. Андерсена) — в лебедя.

— Назовите недостающие имена животных — известных сказочных героев.

1. Муха. (Цокотуха) 4. Черепаха. (Тортилла)

2. Курочка. (Ряба) 5. Оленёнок. (Бемби)

З. Уточка. (Серая Шейка) 6. Медведь. (Балу).

4 конкурс «Конкурс капитанов»

Показ презентации: «Правила поведения в природе»

(Для каждой команды по очереди будет показан слайд. Если команда знает ответ о каком правиле показано на слайде, можно ответить сразу. А если не знаете ответ, то обсудите внутри команды и дайте ответ.

«Уноси из леса только фотоснимки, осталяй в лесу только следы, убивай в лесу только время».

Воспитатель: «Молодцы, капитаны, с этим заданием вы справились успешно».

Разминка (подвижная игра «Птичья полечка»)

Звучит веселая музыка, дети свободно двигаются. После прекращения звучания музыки дети внимательно слушают, какую птицу назовет воспитатель – зимующую или перелетную. Если перелетную (скворец, ласточка, соловей, жаворонок, утка, лебедь, гусь, грач, журавль, кукушка, аист) – нужно побегать и помахать крыльями, а если зимующую (дятел, воробей, синица, голубь, ворона, сова, тетерев, рябчик, галка, клёст,сорока, снегирь)– присесть.

«Все звери и птицы – это часть живой природы. Они умеют петь, рычать, гоготать».

5 конкурс называется «Кто как кричит?

Родитель противоположной команде называет животное или птицу, а дети из этой команды называют как они кричат.

1. Голубь – воркует

2. Утка – крякает

3. Филин – ухает

4. Журавль – курлычет

5. Ворона – каркает

6. Воробей – чирикает

7. Медведь – ревет

8. Конь – ржет

9. Овца – блеет

10. Пчела – жужжит

11. Сверчок – стрекочет

12. Комар – пищит.

Молодцы хорошо давали ответы. Пора отдохнуть.

6 конкурс «Пантомима» (ползёт длинная змея, жираф достаёт листочки с высокого дерева, медведь сосёт лапу зимой, птичка купается в песке, волк воет (показ без звука, собака плывёт в воде…

Каждой команде дается карточка с заданием изобразить животное. Затем детьми показывается пантомима, а команда – соперница угадывает животное.

7 конкурс «Четвертый лишний».

Командам даются карточки с изображением различных растений, животных. Нужно определить лишнее, объяснить свой ответ.

8 конкурс для родителей.

(Родители тоже зарабатывают баллы в свою команду)

1 команда

Что можно услышать, но никогда не увидеть? (Эхо).

У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (Гриб).

На какое дерево садится ворона после дождя? (На мокрое).

Как можно воду принести в решете? (Заморозить).

Что никогда не возвращается? (Время).

Где бывают реки без воды, города, без домов? (на карте)

Отчего утка плавает? (от берега)

Сосновый лес по-другому можно назвать… (сосняк, сосновый бор)

Пришел на день, а ушел через год? (Новый год)

Названия каких ядовитых растений связаны с названием птицы, зверя (вороний глаз, волчье лыко).

Цветок, убивающий зверя? (Зверобой)

2 команда

Какое крыло без перьев? (Самолета).

На что похожа половина яблока? (На другую половину).

Что у цапли впереди, а у зайца сзади? (Буква «ц»).

Сколько минут нужно варить крутое яйцо? (Нисколько).

Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней (Вчера, позавчера, сегодня, завтра, послезавтра).

Дубовый лес… (дубрава)

Про каких животных можно сказать, что они «вылезают из кожи вон» (змея)

Почему после дождя воздух чище? (дождевые капли уносят с собой пыль и микроорганизмы, которые носились в воздухе)

Как можно узнать, сколько лет дереву? (по кольцам на спиле ствола)

Природная зона, находящаяся под особой охраной? (Заповедник)

Кто встречает лето в шапке меховой? (Одуванчик)

Пока наше жюри подводит итоги нашей викторины все вместе ответим на следующие вопросы:

«Игра «Подбери слова»

-Лес может быть густым, а может быть и (редким)

-Волк зверь большой, а ёж (маленький)

-Весна бывает ранняя, а бывает (поздняя)

-Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины (горькие)

-Январь год начинает, а декабрь год (кончает)

— Лошадь в детстве? (Жеребенок).

-Жгучая трава? (Крапива). (Почему она жгучая? (в ее состав входит муравьиная кислота)

-Когда дети идут в школу? (Осенью).

-На каком дереве растут жёлуди? (Дуб).

-Его зимой и летом мы видели одетым. А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (дерево)

— На березе выросло 3 большие и 2 маленькие шишки. Сколько всего шишек выросло на березе?

-В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет и всех разбудит. (солнце)

— Закончите пословицу «Дерево держится корнями, а человек (друзьями)

— Чем лечатся лоси? (Мухоморами)

-Какая птица селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье в дом? (Аист)

— Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы)

— Какой травой лечат раны? (Подорожник).

— Не вода, не хлеб, но без него никто не проживет? (воздух)

— Какая птица никогда не вьет гнезда? (кукушка).

-Под водой живет народ, ходит задом наперед. (раки)

— Закончите пословицу «Дерево ценят по плодам, а человека (по делам).

Жюри объявляет победителя. Вручение медалей детям и «Советы об охране природы» — родителям.

Источник: maam.ru