В норме к 5–5,5 годам у ребенка должны «встать» все звуки родного языка

елена рыхтер
В норме к 5–5,5 годам у ребенка должны «встать» все звуки родного языка

в норме к 5-5,5 годам у ребенка должны «встать» все звуки родного языка. За исключением одного, самого сложного – пресловутого «р». Он «имеет право» сам «встать» к 6 годам. Но тянуть с визитом к логопеду все равно не стоит! Потому что, даже если все идет по плану и у ребенка звуки устанавливаются «в срок», логопед может подсказать, как сделать этот процесс наиболее мягким и естественным. Кстати, и некоторые проблемы можно исправить именно «домашней работой». Важно только не заниматься самодеятельностью по чьим-то советам и «умным» логопедическим книжкам (особенно бабушки-интеллигентки это любят): если проблемы есть, «переучивать» кустарно обученного ребенка намного труднее, чем работать «с нуля».

Резюмируем сказанное. В возрасте от 4 до 5 лет показать ребенка логопеду стоит в любом случае! Но особенно должно насторожить, если он после пяти:

— неправильно выговаривает какие-то звуки;

— переставляет слоги в словах;

— неправильно строит фразы грамматически (опускает предлоги, путает падежи, множественное/единственное число, род частей речи);

— не может последовательно и логично передать смысл высказывания («А эти побежали, а тот бах-бух…ууу… А у него такая штука зелененькая…. И поехал. вжжж.», ну и т. д.)

— речь неотчетлива, смазана, у ребенка «каша во рту»

Если ребенок заикается – это отдельный случай, в любом возрасте надо к логопеду! В три года у ребенка еще могут быть «физиологические» повторы слогов, они могут и сами пройти, но могут – и нет. Возможно, здесь родителю предстоит поработать над снятием стрессовых факторов, то есть это проблема не чисто логопедическая.

Если родители по каким-либо причинам не отвели ребенка к логопеду в 4-5 лет, протестировать его перед школой надо обязательно! Вообще-то в наше время — в идеале! — каждому ребенку, даже вроде бы хорошо говорящему, перед школой требуется именно речевая подготовка.

Источник: maam.ru