«В нашем театре» Методическая разработка по театральной деятельности в детском саду

Любовь Коростелева
«В нашем театре» Методическая разработка по театральной деятельности в детском саду

Этапы подготовки к спектаклю:

Подготовительный этап длится на протяжении длительного времени в процессе и после постановки. Включает всю работу по развитию речи творческой активности в театрализованной деятельности:

1. Просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д.

2. Разыгрывание разнообразных песенок и стихов, игры драматизации

3. Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. д.

4. Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации импровизации

5. Упражнения в целях социально – эмоционального развития детей

6. Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и

7. Подвижные речевые игры с персонажами сказок.

8. Элементы сказкотерапия: придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена характера или действия.

Первый этап включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю. В это время идет работа над формированием заинтересованности детей к содержанию произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение произведения воспитателем, а грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы воспроизведению текста детьми (пересказ, дают возможность быстро запомнить текст будущего спектакля. На данном этапе проводятся игры с настольным или кукольным театром по сказкам. Далее предлагается разыграть произведение или отрывок из сказки.

Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовки к проведению самого спектакля, выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью:

1. Выразительное чтение литературного произведения

2. Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в ней главные)

3. Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.).

4. Художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога и т. п.)

5. Анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль

6. Распределение ролей.

7. Подготовка атрибутов, бутафории и костюмов для инсценировки.

8. Работа над ролью:

составление словесного портрета героя

фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр, импровизация.

сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой, анализ придуманных поступков героя

работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача — помощь ребенку в смысле слов и текста

работа над речью

работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпо ритма исполнения, мимики, интонации

работа над характером роли работа над согласованием движений, речью, интонацией, мимикой и характером роли

Третий этап работы над спектаклем посвящен организации самого представления. Подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши, проведение консультаций для родителей и т. д. Оформление группы к представлению, последние репетиции и примерка костюмов. Проведение самого мероприятия.

Заключительный этап. Подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде коллажей «В нашем театре» для родителей, выступления в соседнем детском саду, презентация опыта на педагогическом совете, методических объединениях.

Дети на данном этапе в индивидуальной и групповой форме отрабатывают выразительность образов своих персонажей, разыгрывают музыкальные этюды, разучивают сольные и общие танцы и песни. Это этап, так называемых тренингов, которые дети в дальнейшем перенесут в самостоятельную деятельность.

Модульная организация театральной деятельности

1. Модуль. «Что такое театр»? Включает игры, упражнения, творческие задания, исследования, создание совместных мини – проектов, экскурсии, выставки детских работ. Развивает словарный запас детей театральными терминами, развивает у детей театральный этикет. Дает знания по основам кукловождения

2. Модуль. «Волшебный мир эмоций». Знакомит с основными эмоциями.

3. Модуль «Актерский тренинг» Направлен на тренировку речевого аппарата, различных групп мышц, артикуляционного аппарата, дикции, интонации.

Заключительный этап. Творческий.

Цель: Творческое применение практического и познавательного опыта детей, полученного на этапах проекта.

Задачи:

1. Мотивировать выдвижения замысла, осуществлять его на основе своих инициативных действий;

2. Побуждать детей обмениваться имеющимся опытом с другими сверстниками и взрослыми.

3. Принимать активное участие в создании рисованных и анимационных фильмах, мастер классах;

4. Развивать умения составлять мини сочинения, творческие рассказы на тему: «Я и мой театр», «Что для меня театр»?

5. Создать атмосферу сотоварищества с родителями и детьми в создании коллажей «В нашем театре»

Заключительный этап – самый важный и интересный этап, в котором все дети демонстрируют свои знания, свои достижения, творческие способности.

На заключительном этапе возникла идея создания мультфильмов своими руками. Эта идея связана с такой важной особенностью детей 6 – 7 лет, как стремление получить ощутимый практический результат своей работы.

На начальном этапе мы решили отдать предпочтение простым в исполнении и планировании, непродолжительным сюжетам. Например, тема занятия: «Мои друзья», она наиболее доступная и на наш взгляд важная проблема взаимоотношения детей в коллективе

Занятие №1. «Когда мои друзья со мной». Формирование умения составлять небольшой рассказ о своем друге.

Занятие №2. «Вместе весело шагать». Нарисуй своих друзей на прогулке, в лесу, или в другом месте.

Занятие №3. «Озвучивание мультфильма». Здесь важно, придумать способ рассказывание о своем друге, который бы устроил всех детей.

Занятие №4.» Сочини сказку про злого Тролля и как он стал добрым». Здесь мы использовали различные выразительные средства в создании образа героя, составляли коллективный рассказ. https://youtu.be/vyJMr2-D6_o

Занятие 5. Нарисуем сказку. Дети организуют микро группы и рисуют свою версию.

Для организации работы над мультфильмом мы разработали следующий алгоритм:

1. Предполагаемое совместное построение сценария мультфильма.

2. Выбор произведения или самостоятельное продумывание текста.

3. Обсуждение поступков персонажей будущего фильма; как они выглядят

4. Интеграция образовательных областей (Художественное творчество, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Музыка и т. д.)

5. Создание декораций, персонажей, работа с текстом

6. Драматизация будущего сценария

7. Озвучивание мультфильма.

8. Непосредственное участие детей и взрослых в съемках мультфильма

9. Итог. Просмотр мультфильма. Обсуждение:

. чему научился во время работы;

. с каким материалом понравилось работать во время работы над персонажем, декорации;

. что было самым интересным?;

. расскажи о чувствах, которые испытывал при просмотре созданного мультфильма

. сформулируйте пожелание себе и товарищам, связанные с дальнейшей работой

Театрализация процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятого настроения.

Таким образом, создавая и «оживляя» героев мультфильма, ребята учатся определять и передавать настроение персонажей, задумываются о смысле поступков.

Источник: maam.ru