Творческая мастерская: «Новогодний сюрприз для Деда Мороза». Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе

Светлана Александровна Мажова
Творческая мастерская: «Новогодний сюрприз для Деда Мороза». Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе

Дети 5-6 лет, имеющие недостатки речевого развития, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми и замкнутыми. Наша задача- помочь им раскрыться и стать полноценными членами нашего общества. Д. Эльконин отмечал, что «постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие малыша, он всё совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно- познавательной деятельности». Обучая на своих занятиях старших дошкольников с общим недоразвитием речи самостоятельному связному и последовательному изложению мыслей, я помогаю им подбирать слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом. В старших группах я использую такую форму работы с детьми, как творческая мастерская, которая помогает приобщить их к детскому творчеству.

Цель творческой мастерской: развитие творческого рассказывания на заданную тему.

Задачи:

• активизировать творческое воображение;

• развивать логическое мышление и память;

• развивать интерес к языковым явлениям;

• формировать связную, грамматически правильную речь;

• воспитывать умения слушать своих товарищей и договариваться с ними;

• воспитывать чувство уважения к старшим и близким людям;

• продолжать эстетически оформлять свой рассказ рисунками.

Предварительная работа: выразительное чтение и заучивание стихотворений о Дедушке Морозе и новогоднем празднике; чтение русской народной сказки «Морозко» и сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»; просмотр мультипликационного фильма «Дед Мороз и лето» и художественного фильма «Морозко».

Материалы: картотека стихотворений о Дедушке Морозе и новогоднем празднике, иллюстрации к загадкам по теме, аудиозапись музыки Г. Свиридова «Метель», подушечки-пеньки.

Ход творческой мастерской

1 этап работы творческой мастерской

1. Рассказ педагога

Звучит музыка Г. Свиридова «Метель».

Дети. Сидят на пенёчках (подушках) и слушают музыку с закрытыми глазами, рисуя картины в уме по представлению, затем озвучивают их.

Педагог. Предлагает отгадать загадку о зиме.

Я тепла не потерплю:

Закручу метели,

Все поляны побелю,

Разукрашу ели,

Замету снежком дома,

Потому что я.

Дети. Дают свои ответы (зима)

Педагог. Предлагает ребятам рассказать, какой у них любимый зимний праздник, передавая снежок им из рук в руки.

Дети. По — очереди берут снежок и отвечают на вопрос.

Педагог. Предлагает отгадать загадку о новогоднем празднике.

Если лес укрыт снегами,

Если пахнет пирогами,

Если ёлка в дом идёт,

Что за праздник? …

Дети. Отвечают (Новый год)

Педагог. Предлагает отгадать загадку о Дедушке Морозе.

Мы весной его не встретим,

Он и летом не придёт,

Но зимою к нашим детям

Он приходит каждый год.

У него румянец яркий,

Борода, как белый мех,

Интересные подарки

Приготовит он для всех.

С Новым годом поздравляя,

Ёлку пышную зажжёт,

Ребятишек забавляя,

Встанет с ними в хоровод.

Дружно мы его встречаем,

Мы большие с ним друзья.

Но поить горячим чаем

Гостя этого нельзя! (Н. Найдёнова)

Дети. Отгадывают загадку (Дедушка Мороз)

Педагог. Интересуется у ребят, почему Новый год так называется? Откуда приходит к нам Дед Мороз? Почему его называют волшебником? Какие чудеса с вами приключались под Новый год?

Дети. Отвечают на вопросы, рассуждают.

Педагог. Предлагает подумать, может ли тоже случиться что- то необычное с Дедом Морозом в новогоднюю ночь?

Дети. Рассуждают на тему: «Почему Дедушке Морозу никто не дарит подарков на Новый год?»

Как-то раз под Новый год

У ребят возник вопрос:

Почему же Дед Мороз

Всем подарки нам принёс?

А себе он никогда не подарит и снежка?

И решили дети сами

Сделать подарок своими руками.

Тут и сказка к ним пришла и сюрпризы деду принесла (текст сочинили дети).

2. Формулировка творческого задания

Педагог. Услышав вопрос от детей о подарке для Деда Мороза, педагог предлагает сделать новогодний сюрприз для дедушки, смастерив своими руками книжку- самоделку, куда они вложили бы свои новогодние рассказы- сказки.

Дети. Соглашаются с педагогом.

3. Планирование последовательного изложения своих мыслей по реализации творческого задания

Педагог предлагает ребятам план, по которому им легче будет придумывать сказку.

• С каких слов начинается сказка?

• Что придумали ребята?

• Как отправили подарок?

• Что случилось с посылкой?

• Как подарок оказался у Деда Мороза?

• Как дедушка встретил сюрприз?

• Какими словами обычно заканчивается сказка?

4. Составление детьми коллективной сказки на заданную тему.

Дети. Составляют сказку, поочерёдно придумывая предложения.

Педагог. Используя метод «письменной речи», записывает сказку в творческую тетрадь.

Дети. Далеко- далеко, на крайнем севере, в ледяной избушке на лесной опушке жил добрый Дедушка Мороз. Целый год он трудился: получая письма от ребят, готовил им подарки и упаковывал их в красивые коробочки, чтобы в новогоднюю ночь все были радостными и счастливыми. А помогала дедушке только внучка его Снегурочка. Вот однажды собрались ребята все вместе в детском саду и решили приготовить новогодний сюрприз для Деда Мороза. Долго думали они, чем же удивить самого главного дедушку страны, и решили создать книжку со своими рассказами о зиме, чтобы Дед Мороз читал их и вспоминал своих внучат — ребят.

Каждый малыш придумал историю про свои зимние приключения, в которую вложил частичку своей души и тёплого сердца для любимого дедушки. Затем упаковали книгу в красивую коробочку с блёстками и отправили на серебристом самолёте прямо на север. Но поскольку на полюсе во льдах самолёт не может произвести посадку, лётчики скинули подарок на землю с парашютом. Но вот беда, коробка попала на глаза Злодею — Леденею, которого очень заинтересовало её содержимое. Он быстро утащил подарок в своей Дворец- Леденец. Распечатав посылку и прочитав детские рассказы, Злодей- Леденей растрогался и решил вернуть подарок адресату. Поднялся он на самую высокую гору в своём царстве льдов и скатился прямо на опушку к избушке Деда Мороза. Оставил посылку на крыльце и улетел с вьюгой домой.

Вернулся вечером с работы Дедушка Мороз и очень удивился, увидев красивую коробочку у дома. Сначала дедушка подумал, что это он случайно потерял чей-то подарок, забыл его дома. Но затем разглядел на коробочке свой адрес. Распечатав подарок, и, прочитав все детские рассказы, Дед Мороз улыбнулся, поняв, что это дети очень скучают по нему, и поэтому решили преподнести ему новогодний сюрприз. Такой приятный подарок взбодрил дедушку и вдохновил на новые дальнейшие встречи с детворой.

Вот так ребята поздравили Деда Мороза с Новым годом!

Вот и сказке конец, а кто слушал- молодец!

5. Подведение итогов 1 этапа творческой мастерской.

Педагог. Предлагает ответить детям на вопросы.

• Чем мы сегодня занимались? (Составляли сказку на заданную тему.)

• Что вам в этом помогло? (План сказки.)

• Когда вы вместе сочиняли сказку, с какими трудностями вы столкнулись? (Трудно было договориться со всеми.)

Педагог. Подводит детей к тому, что в результате их совместной творческой деятельности получилась интересная сказка, вечером они сделают к ней рисунки- иллюстрации и оформят книжку- сюрприз для Деда Мороза. Оформить сказку можно в виде книжки- самоделки.

2 половина дня- 2 этап работы творческой мастерской.

В самостоятельной деятельности педагог предлагает детям нарисовать иллюстрации к своим сказкам. В конце дня оформляется книжка для Деда Мороза.

Источник: maam.ru