Тревожные сигналы возможных нарушений психомоторного развития на ранних этапах онтогенеза

Мария Агаева
Тревожные сигналы возможных нарушений психомоторного развития на ранних этапах онтогенеза

Одни дети говорят много и активно, другие — меньше, но если к трем годам ребенок не заговорил, это вызывает серьезное беспокойство и является обязательным поводом для консультации у логопеда, при необходимости — у невролога, дефектолога. Но не только речь является важным показателем развития в этом возрасте. Ребенок пассивный, не проявляющий интереса к игре, к сверстникам, не освоивший игровые действия с игрушками, не подражающий маме в ее повседневных хлопотах, тоже вызывает тревогу. Не способный сосредоточиться на каком-либо действии, не выполняющий цепочки последовательных действий в сюжетной игре, хаотично переключающийся с одного предмета и действия на другое — вызывает тревогу не меньшую. Встречается и такая ситуация — ребенок произносит редкие слова, вызывая восторг и умиление близких, но теряется при необходимости самому надеть ботинки, не умеет сам есть и садиться на горшок, не способен сделать куличик из песка или забраться на лестницу, не проявляет интереса к сверстникам. Такой ребенок, вопреки родительским восторгам, также нуждается в коррекционной помощи, иначе его дальнейшее развитие может оказаться негармоничным. Итак, в каких же случаях желательна комплексная консультация специалистов для определения особенностей развития ребенка?

Это те случаи, когда какое-либо очевидное неблагополучие может влиять на развитие в целом, сопровождаться другими нарушениями, до поры до времени неочевидными для людей, не компетентных в специальной психологии и педагогике. Далеко не всегда они являются проявлениями отставания в психическом развитии или указывают на психическое заболевание, однако могут привести к стойким учебным трудностям и поэтому должны быть поводом для комплексной диагностики особенностей развития. Это те случаи, когда:

*ребенок появился на свет в результате неблагополучных беременности и родов (тяжелые заболевания или стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье в родах);

*имел много проблем в первый год жизни (серьезные заболевания, крики, беспокойство, плохой сон и т. д.);

*в настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья, которые влияют на его общее состояние; поздно начал сидеть, стоять, говорить и его речевое и двигательное развитие беспокоит и сейчас;

*у него выявлено снижение слуха или выраженное нарушение зрения;

он наблюдался и получал лечение в связи с нарушенным состоянием нервной системы;

*не может следовать инструкции (не может сосредоточиться на своей деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается);

импульсивен (сначала делает, потом думает);

* склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигательной активности;

* неловок, у него плохо развиты движения руки, не любит рисовать, лепить, не *справляется с мелкими деталями конструктора;

*медленно двигается, говорит, ест, пассивен;

*неуютно чувствует себя в обществе сверстников, склонен замыкаться или, наоборот, агрессивен;

*быстро устает, пресыщается даже той деятельностью, которая привлекает его

* плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не проявляет интереса к окружающему;

*у ребенка появились новые, не свойственные ему до этого особенности поведения или внезапно усилились какие-то особенности характера, его поведение стало странным, непонятным. Эти проявления, а тем более их сочетание, могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия. И чем раньше ребенок получит помощь, тем эффективнее будет проведенная специалистами работа с ребенком.

Поэтому, как только ребенок оказывается в стенах нашего центра, первостепенной задачей специалиста становится сбор данных, для этого мы используем карту, состоящую из нескольких разделов: анамнестическая часть, в последнее время которой отводится большое значение, т к этиология некоторых заболеваний напрямую связана с этими данными.

Источник: maam.ru