Тема «Значение игровой деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС»
Мордвина Екатерина
Тема «Значение игровой деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС»
Своё выступление хотелось бы начать со слов К, Д, Ушинского. Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго и напрасно будит мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету.
1 слайд
Тема «Значение игровой деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС»
2 слайд Согласно ФГОС ДО: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
3 слайд Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, продуктивной, учебной, трудовой, игровой. Для достижения ребёнком коммуникативной компетенции воспитатель помогает её становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребёнка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту видах деятельности дошкольника.
4 слайд Основной вид деятельности дошкольника – игра. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится. Игра — это не просто развлечение, это творчески вдохновлённый труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.
5 слайд Виды игровой деятельности
Подвижные, сюжетно – ролевые, театрализованные и дидактические игры
6 слайд Подвижные игры
В познавательно – речевом развитии ребёнка подвижные игры играют исключительно педагогическое значение. Ряд учёных отмечают, что игры отражают индивидуальную и творческую деятельность детей, в основе которой обычно лежат унаследованные от прошлого, но приспособленные к современным традиции. К примеру, это такие игры как: «Курочка Хохлатка», «Лиса и зайцы», «Воробушки и автомобиль», «Пеликан» и др.
7 слайд Сюжетно – ролевые игры
Дети постоянно ощущают потребность в игре. Во время игры они как бы «репетируют» разные профессии (врач, продавец, парикмахер, приобретают навыки взаимоотношений в коллективе и трудового сотрудничества. Сюжетно – ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи, в ходе игры ребёнок вслух разговаривает с игрушкой или другими предметами, в результате чего у ребёнка возникает потребность в общении. Например, это такие игры как, «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская».
8 слайд Театрализованные игры
Театрализованная игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация увлекает детей. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Речь становится более выразительной, грамотной. Это такие игры и инсценировки, как «Добрый ёжик», «Волк и семеро козлят», «Пряничный домик», «Два весёлых гуся» и другие.
9 слайд Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменяя образование слов, упражняя в составлении связанных высказываний, развивают объяснительную речь.
Более подробно хотелось познакомить вас с дидактическими играми.
Дидактические игры делятся на настольно – печатные, игры с предметами, словесные игры.
10 слайд Настольно печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания Например: игра «Четвёртый лишний», «Чей малыш», пазлы, мозаики, шнуровки и др.
11 слайд Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с предметами и игрушками, развитие творческого воображения и мышления. Это такие игры, как «найди, что назову», Солдатики», «Опиши игрушку», и многие другие
12 слайд Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а так же развитию связной речи. Например игра «Давай дружить», «Закончи предложение», «Шляпа», Когда это бывает» и др.
13 слайд Хотелось бы выделить игры направленные на развитие дыхания, так как правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система – это ни что иное, как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет звукопроизношение, артикуляцию и голос. Для развития дыхания можно использовать вертушки, мыльные пузыри, воздушные шары, тренажёры например «снеговик» и многое другое.
14 слайд Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы голоса, подвижности и дефференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика поможет быстрее поставить правильное звукопроизношение.
15 слайд В заключении хотелось бы сказать, речь дошкольника развивается в основном в процессе игры. Игра развивает язык, а язык организует игру.
Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает выразить свои чувства и мысли. Все умения и навыки, которые ребёнок приобретает в игре, связаны с развитием речи.
Источник: