Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме: Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

Шмидт Надежда
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме: Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме:

Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».

Цель: развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картине.

Задачи:

1. Образовательные:

— расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы;

— учить рассказывать о содержании сюжетной картины;

-стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине.

2. Развивающие:

— продолжать развивать речь как средство общения;

-активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Зима»;

-обогащать речь прилагательными;

-совершенствовать диалогическую форму речи.

3. Воспитательные:

-формировать дружеские отношения между детьми, совместное взаимодействие;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: картина «Зимние развлечения», белая бумага, красочки, гуашь, цветные восковые мелки.

Предварительная работа:

• чтение стихов о зиме,

• рассматривание иллюстраций,

• беседы по данной теме;

• наблюдение за погодой на прогулке.

Ход образовательной деятельности.

Вводная часть:

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями и в этот зимний день подарим им своими улыбками радость и тепло.

Воспитатель: А хотите угадать загадку?

Дети: Да!

Воспитатель: Запорошила дорожки, разукрасила окошки, радость детям подарила и на санках прикатила…

Дети: Зима!

Воспитатель: Молодцы! Я не случайно загадала вам именно эту загадку. Сегодня в детский сад пришло письмо от Зимы. Послушайте, что она пишет: «Здравствуйте, дети! Я знаю, что вы все ждёте весну, но вы так мало знаете обо мне, что я решила не уходить и остаться ещё на три месяца. Если вы хотите, чтобы весна всё-таки наступила, тогда расскажите о зиме всё, что вы знаете».

Воспитатель: Ну что, дети, расскажем о зиме всё, что мы знаем?

Дети: Да!

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики, следите, чтобы спинки были прямые.

В. Назовите зимние месяца. (Декабрь, январь, февраль.)

В. Что происходит в природе зимой?

(Становится холодно. Солнце греет мало. На улице сильный мороз. Кругом снег.)

В. Молодцы. Какие стоят деревья? (Белые.)

В. Что лежит на крышах домов и на улице? (Снег.)

В. Что надевают люди зимой? (Шапку, шубу, теплые сапоги.)

В. Как живется зверям и птицам зимой? (Трудно.)

В. Почему? Как можно им помочь? (Сделать кормушки, давать им корм.)

В. Верно. Мы должны заботиться о зимующих птицах.

В. Какие вы знаете зимние игры? (Можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, с горки.)

В. Молодцы! А сейчас отгадайте загадки.

-Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня

Езжу сразу на обоих

Что за кони у меня (коньки)

-Бегут по дорожке

Доски да ножки (лыжи)

-Ой, насыпало снежка

Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду

Через двор коня веду

С горки вниз на нём лечу

А назад его тащу. (санки)

-Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век

Морковка-нос. В руке- метла

Боится солнца и тепла. (снеговик)

— Этой палкой бей смелей,

Чтоб удар был как из пушки,

Это палка – для хоккея

И она зовётся …. (клюшка)

Игра – снеговик.

В. Зима — чудесное время года для игр. А давайте поиграем с вами в снежки. Я буду бросать вам снежок и задавать вопрос. А вы должны поймать его и ответить на вопрос.

В. Итак, начнём.

Зима какая? (Снежная, холодная, суровая, морозная)

Снег какой? (Белый, пушистый, холодный, скрипучий, жесткий, рассыпчатый, мягкий, липкий, лёгкий)

Настроение какое? (весёлое, радостное, прекрасное)

В. А хотите посмотреть, как проводят время зимой другие дети? (Да.)

(педагог демонстрирует картину «Зимние развлечения») .

Задание «Закончи предложение». Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью:

– Осенью бывает листопад, а зимою … (снегопад).

– Летом… дождь., а зимой бывает… снег

–Весной снег тает, а зимой …падает,

– Летом катаются на велосипеде, а зимой…на санках.

–Весной лес просыпается, азимой лес …спит.

–Летом катаются на роликах,а зимой ….на коньках

–Летом бывает жарко, азимой холодно

–Осенью деревья жёлтые, а зимой белые.

–Летом растут цветы, азимой …сугробы

–Летом лепят песочные пирожки, азимой снеговика

– Весной насекомые вылезают, азимой прячутся

Физминутка

Основная часть:А хотите посмотреть, как проводят время зимой другие дети? (Да). (педагог демонстрирует картину «Зимние развлечения») .

— Рассмотрим картину, какое время года изображено на картине?

— Почему вы думаете, что зима?

— Что вы на ней видите, расскажите (дети катаются на санках с горки, катаются на лыжах, на коньках по льду, несколько детей лепят снеговика) .

— Каким был снег в тот день, когда гуляли дети? (белым, чистым, липким) .

— Почему думаете, что снег липкий? (потому, что лепят снеговика) .

— Какие лица у детей? (веселые, радостные, улыбчивые) .

— Дети замерзли когда гуляли? (нет, у всех щеки красные, дети много двигаются, одеты в теплую, зимнюю одежду).

В. — Итак, послушайте мой рассказ:

Стоит чудесный зимний денёк. Всё покрыто белым, пушистым снегом. Ребята тепло оделись и выбежали на улицу. Всем нашлось дело по душе.

Ваня и Саша начали играть в снежки. Максим на лыжах радостно мчится с горки. За ним осторожно, боясь упасть, на саночках съезжает Лена и Тимур.

Коля уверенно прокладывает лыжню. Вера, Андрей и Дима слепили огромного снеговика! Снеговик получился смешной: вместо носа морковка, вместо рук — веточки.

Весело ребятам зимой!

В. А теперь вы ребята попробуйте рассказать мне свой рассказ. (Воспитатель слушает рассказ 4 -5 детей, помогает, если возникают трудности, добивается полного и развернутого ответа, следит за грамотным построением предложений).

В. Молодцы.

В. — Ребята, вы хорошо поработали, а сейчас предлагаю нарисовать, снежинку.

— Итог. Какие вы молодцы, а наше занятие подошло к концу. Сегодня мы вспомнили, какое весёлое время года — зима. Как много игр и забав она нам приготовила. Ребята, а что вам понравилось на занятии? Запомнилось?

Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ.

Детский сад –это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.

Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов, а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.

ИКТ включает в себя:

компьютер и интернет

телевизор

видеомагнитофон

видеокамера и фотоаппарат

DVDи C

радио

игровые приставки

мобильные телефоны

магнитофоны

мультимедиа и интерактивная доска.

Цель ИКТ в дошкольном образовании:

повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи ИКТ в дошкольном образовании:

обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;

обеспечение взаимодействия с семьёй;

обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вышестоящих (контролирующих) организаций;

повышение уровня безопасности детей (видеонаблюдения);

облегчение реализации образовательной деятельности (за счёт интернет-ресурсов, медиатеки, радио и телевидения,аудиосистем);

облегчение методической работы (электронные методические библиотеки);

обеспечение коммуникации, переписка (электронная почта);

возможность самореализации;

возможность самообразования.

Области применения ИКТ педагогами в ДОУ:

Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;

Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и других стран;

Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;

Создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

Использование ИКТ для проведения родительских собраний или консультаций специалистов для родителей;

Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их;

Использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);

Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям деятельности;

Использование электронной почты, ведение сайта ДОУ;

Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:

Помогает привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

Помогает формировать информационную культуру у детей;

Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;

Предоставляет возможность индивидуализации обучения; помогает реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, половодье, круговорот воды в природе….);

Помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);

ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности;

Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их;

С помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития педагога.

Проблемы по внедрению ИКТ в образовательный процесс:

Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.

В детских садах далеко не каждый педагог на должном уровне владеет компьютерными технологиями и наблюдается недостаточный уровень готовности педагогов к массовому применению информационных технологий в образовательном процессе.

Недостаточная обеспеченность компьютерной и коммуникационной техникой.

Недостаточное количество компьютеров в учебном процессе, недоступность использования компьютерной и коммуникационной техникой воспитателями в детском саду.

Отсутствие методики использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ.

Поскольку ИКТ-технологии сравнительно недавно вошли в нашу деятельность, на данный момент не разработано методической литературы по использованию ИКТ в практике ДОУ.

Не сформулированы единые программно-методические требования к применению ИКТ в образовательной деятельности.

Педагогам приходится самостоятельно изучать технологию и внедрять её в свою деятельность.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео- записей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Однако, внедрение ИКТ в образовательный процесс не даёт полноценного общения с другими людьми, не учит согласовывать свои желания с желаниями других детей, не позволяет выразить свои чувства, смоделировать своё видение мира, поэтому, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Источник: maam.ru