Тема: «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим.»

Вера
Тема: «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим.»

ТЕМА: «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим!»

Форма проведения : заседание семейного клуба круглый стол.

Участники: Педагоги группы, родители детей посещающие группу «Звёздочки»

Цель:

— ознакомление родителей с особенностями воспитания заботливого отношения детей к окружающим.

Задачи:

1. Формировать у родителей практические умения в области взаимодействия с детьми.

2. Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.

3. Содействовать эмоциональному сближению всех участников образовательного процесса, организации их общения.

План собрания:

1. Вступительная часть. (приветствие родителей, пожелания друг другу, комплименты)

2. Выступление воспитателя – «Особенности воспитания заботливого отношения детей к окружающим».

3. Игра «Добрые слова»

4. Заключительная часть.

5. Решение собрания.

Ход:

Вступительное слово.

Воспитатель: Добрый вечер, мы очень рады видеть вас,уважаемые родители!

Сегодня мы собрались на собрание за нашим круглым столом, в ходе которого я предлагаю поразмышлять на тему «Давайте воспитывать в детях заботливое отношение к окружающим». Каждый день, воспитывая своих детей, мы дарим им частичку своего тепла, частичку своего доброго сердца. Давайте зажжем сердечко, которое станет эмблемой, символом нашего мероприятия, передавая его, скажем друг другу что-то приятное, комплимент, доброе слово. (Родители зажигают свечу и передают друг другу)

— А сейчас предлагаю Вам подумать над тем, что значит быть добрым и записать свои мысли на сердечках, которые сделали наши дети (Звучит фонограмма инструментальной музыки.)

2. Выступление воспитателя на тему: «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим».

Заботливое отношение к окружающим — ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Гуманная направленность личности ребенка складывается на основе отношений,

-Уважаемые родители, я прошу Вас по очереди зачитать свои записи на сердечках и прикрепить их вокруг большого сердца.

А вот как определяет доброго человека С. И. Ожегов.

(Переворачивая большое сердце в центре воспитатель читает):

Добрый 1. Делающий добро другим. 2. Несущий благо, добро. 3. Хороший, нравственный. 4. Дружеский, близкий, милый. 5. Безукоризненно честный. Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

-А теперь послушайте, как понимают доброту наши дети.

(Звучит магнитофонная запись с высказываниями детей).

Наши дети правильно понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки.

— Прошу Вас чаще говорите своему ребенку слова нежности, любви. Не бойтесь, они не испортят его.

связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием. Заботливость, выражаемая ребенком, может основываться на разных мотивах: один ребенок хочет доставить взрослому радость, облегчив его труд и заботу. Эгоистические тенденции возникают у детей в тех случаях, когда родители все делают для ребенка сами, ничего не требуя от него взамен.

Заботливость как нравственное качество содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Поведение и деятельность ребенка более целеустремленны, осознаны и эмоционально насыщены, если в основе их лежит заботливое отношение к окружающим. Можно выделить некоторые этапы развития этого нравственного качества у детей. Первый этап — охотное выполнение ребенком просьб, поручений, заданий старших, желание и стремление оказать помощь другим; затем — проявление внимания, чуткости не только в поведении, но и словесно. При этом учитывается умение и стремление ребенка сдерживать импульсивные желания, которые идут вразрез с интересами и потребностями других. Важным является и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям как общий психологический фон. Завершающий этап развития этого качества — проявление заботливости в отношениях к близким людям (родителям, родственникам).

Уровень развития заботливого отношения ребенка к окружающим определяют следующие показатели: степень самостоятельности в проявлении заботы о других, активность ребенка в оказании помощи, проявлении сочувствия, сопереживания; устойчивость проявления заботливости при некотором изменении обычных жизненных ситуаций; наличие мотивов, которые обеспечивают общественную направленность проявляемой заботы.

Проявления заботливого отношения к окружающим значительно углубляются и приобретают общественную направленность, если ребенок посещает детский сад, школу, центр и является членом детского коллектива.

Детские учреждения благотворно влияют на воспитание у детей трудолюбия, коллективизма, заботливости.

Важно сформировать у детей правильные представления о том, какого человека можно назвать заботливым.

Большое значение для формирования такого нравственного качества, как заботливость, имеют обсуждение с детьми явлений окружающей жизни, событий в центре, рассказы о семьях, товарищах, взаимной помощи в сложных ситуациях, о совместных переживаниях. Такие беседы побуждают детей совершать добрые поступки, проявлять интерес к людям, и к их труду; стремиться быть полезными для них. Если ребенок активно включен в трудовую жизнь, то у него есть возможность ежедневно проявлять заботу об окружающих.

Включая детей в трудовую деятельность, через постоянные поручения, обязанности у детей постепенно формируется самостоятельное и относительно устойчивое проявления заботливости.

Обязательно нужно поощрять ребенка за положительный результат труда, учитывая приложенные ребенком усилия и не порицать за неудачно выполненную работу, если ребенок старался, но у него не хватило умения.

Поощряя полезную деятельность детей нужно исходит из того, что решающим в формировании личности ребенка является не только правильная организация его деятельности, накоплении им опыта заботливого отношения к окружающим, но и развитие нравственно направленных мотивов поведения. В противном случае встречаются дети, которые стараются казаться добрыми только по тому, что их похвалят перед товарищами.

Постепенно дети осознают нравственный смысл своей помощи. У них появляется желание быть нужным и полезным, ответственность за порученное дело, стремление не только довести его до конца, но и выполнить так, чтобы было приятно видеть их самостоятельными и умеющими все делать.

Особую роль в воспитании нравственных качеств у детей играет художественная литература. Для восприятия художественных произведений у детей развивают эмоциональную отзывчивость на содержание литературных произведений, умение правильно оценить поступки героев. Можно организовать чтение с обязательной беседой по содержанию. Такие беседы позволяют ознакомить детей с элементарными нормами морали, упражняют их в нравственных поступках, воспитывают у них яркое, эмоциональное отношение к окружающим, учат их словесному выражению сочувствия, сопереживания.

Включая ребенка в активную жизнь (постоянные трудовые поручения, участие в подготовке к праздникам, совместные прогулки, чтение художественной литературы, мы должны стремиться к тому, чтобы научить ребенка не только внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим, но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимать настроение окружающих и близких.

Проявление заботливости у детей особенно зависит от условий семейного воспитания: эмоциональной атмосферы в семье; понимания родителями целей и задач воспитания и воплощения их на практике; отношения родителями к участию ребенка в домашнем труде.

Воспитание нравственных качеств, в том числе и заботливости, успешно проходит в тех семьях, где существует взаимное уважение членов семьи, интерес к окружающим людям.

Ну, а сейчас мы предлагаем ответить на вопросы и рассказать на сколько вы знаете своих деток. (на столе лежат листочки с вопросами) родители по очереди отвечают.

1. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к вам и другим членам семьи?

2. Как он его совершает: самостоятельно или по вашему совету, просьбе, требованию?

3. Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание? Приведите примеры.

4. В каких конкретных поступках проявляется активность и инициатива ребенка в оказании помощи, заботы?

5. К кому в детском саду проявляет ваш ребенок заботливое отношение?

3. игра «Добрые слова».

(Перед родителями лист бумаги, на котором им предлагается обвести правую руку и написать на каждом пальце ласковые слова, на пальцах левой руки – слова, которыми ругаете детей.)

— Думаю, Вы согласитесь со мной, что родитель, дающий любовь, всегда воспитывает доброту.

А родительская любовь учит ребенка быть внимательными к окружающим, умению сочувствовать и утешать, совершать добрые поступки. — Вы служите для ребенка авторитетом, эталоном, образцом для подражания. Ребенок, как губка впитывает манеру вашего общения и поведения и бессознательно копирует его. — Добрые чувства закладываются с детства. Это восхищение красотой окружающей природы, забота о людях и животных.

4. Заключительная часть — Мы много сегодня говорили и размышляли о воспитании доброты в детях. И мне хотелось бы Вам предложить опыт психолога А. Толстых, который сформулировал советы разумному воспитателю

Советы

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении. 2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните ему это, а также узнайте, что он думает по этому поводу. 3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг. 4. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельный поступки – не одно и тоже. 5. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность. 6. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

-И сейчас, уважаемые родители, предлагаю Вам продолжить фразу: «Сегодня я понял (а, что…»

(Передается свеча и каждый родитель комментирует свой ответ)

5. Решение родительского собрания.

· В отношениях с ребенком следовать советам разумного воспитателя, сформулированных А. Толстых.

· Воспитывать в детях доброту через любовь к животным, природе, внимательное отношение к окружающим, учить совершать добрые дела и поступки.

-Закончить наше собрание — размышление хотелось бы замечательным стихотворением А. Кулиева «Доброта»

На мир смотрите добрыми глазами, Чтоб добрым было слово, добрым труд, Пусть дураки сочтут вас дураками, Злодеи малодушными сочтут. Нам, людям, лишь добро приносит счастье. Оно в конце сильнее зла всегда, Погибает в яме волк с кровавой пастью, Пожар погасят ветер и вода. Пусть у глупца спокойней жизнь и краше, Пусть в жизни сам злодей не знает зла, Добро вовеки будет богом нашим, Ему – молитва наша и хвала.

Решение собрания:

1. Принять к сведению выступления воспитателя.

2. Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи — созданию благоприятных условий для образования детей в сложившемся коллективе.

Источник: maam.ru