Тема: «Дикие животные наших лесов, их детёныши» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
Светлана Лыкова
Тема: «Дикие животные наших лесов, их детёныши» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
Цели: Закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, их внешнем виде, образе жизни.
Задачи: Учить детей согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже; образовывать притяжательные прилагательные;
Учить детей отгадывать загадки-определения и загадки-описания о животных;
Учить детей самостоятельно составлять загадки — описание животного по схеме, не называя его;
Развивать память, внимание, логическое мышление.
Воспитывать бережное отношение и любовь к родной природе.
Оборудование:
Необычная почта, конверт с письмом, картинка «лес», корзина с угощениями;
Разнообразные картинки с изображением диких зверей наших лесов, их детёнышей, жилищ, следов;
Цветные магниты, контуры фигурок зверей, карандаши.
1,2,3,4,5 – в круг вставать пора опять!
Вы улыбаетесь, значит, день прошёл не напрасно.
Вдохнём всю радость сегодняшнего дня (глубокий вдох через нос, выдох) и послушаем своё доброе сердечко, подарим его гостям.
Сегодня мы будем говорить красиво и правильно.
-Смотрите, ребята, в нашей необычной почте появилось новое послание. Интересно, откуда письмо? А вы хотите узнать от кого оно? Вместо обратного адреса – загадка, может быть, отгадав её, узнаем, откуда письмо.
«Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешками,
Петю – сыроежками,
Катеньку – малинкой,
Ваню – хворостинкой» (Лес)
-Правильно, письмо пришло из леса. Здесь и картинка есть – это лес. Какой первый звук в слове «лес»? он мягкий или твёрдый?
А кто живёт в наших лесах? Как можно назвать двумя словами? (лесные звери или дикие животные).
Животные, неприученные человеком, называются дикими.
Животные, которые едят траву, ягоды и грибы называются травоядными.
Травоядные животные являются пищей для других животных – хищников.
-Ой, ребята, оказывается, нас просят о помощи. Читаю письмо:
«Дорогие наши дети, вы самые добрые на свете!
У нас настали холода, все разбежались кто куда!
К нам в лес скорее приезжайте, про гостинцы вы не забывайте.
Нам так хочется еды и тепла, помогите нам, пожалуйста!»
-Ну что будем делать, хотите отправиться на помощь? Тогда в путь, заглянем в лес и узнаем, как живут дикие животные. А я возьму с собой гостинцы для зверей. На чём же мы поедем до леса? На машине.
«Завели машину ш-ш-ш.
Накачали шину с-с-с.
Повернулись, улыбнулись,
И поехали.
Ехали, ехали, до окраины леса доехали.
Дальше идём пешком (шлёпы по ногам)
Топали, топали, до тополя дотопали, (пальчиками по коленям)
Дальше потопали. Вот мы и в лесу.»
-Ребята, смотрите, здесь столько следов. Вот пробежал заяц. Чьи это следы? (заячьи). Куда ведут заячьи следы? (под куст)
Волк – волчьи — к логову, лиса – лисьи — к норе и т. д.
Я вижу 2 жилища, к которым почему то нет ни одного следа. Чьи это жилища? (медведя, ежа). Как называются они? (берлога, нора). Чьих следов мы не увидели? Почему нет следов?
-Ребята, животные в своих жилищах думают о том, что они больше всего любят. О чём думает:
Медведь в берлоге?
Ёж в норе?
Белка в дупле?
Волк в логове?
Заяц под кустом?
Лось под деревом?
— Вот и лесные звери нас встречают. А, кто, отгадайте из загадок (загадка – ответ картинка).
1. Серый и косматый, крадётся тенью.
По лесу бродит, глазами блестит.
Весь день иногда он томится бездельем,
Зато тёмной ночью хищник не спит (волк)
2. В пустом лесу под ёлкой, осыпанной листвой,
Спит клубок с иголками,
Колючий и живой (ёж)
3. Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щёлкает орешки мелко, ну конечно это (белка)
4. Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой.
На уловки мастерица
И зовут её …. (лисица)
5. Есть на речках лесорубы,
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины (бобры)
6. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (лось)
7. Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета, для зимы другого цвета (заяц)
8. Косолапый и большой спит в берлоге он зимой.
Летом по лесу гуляет, в рот малину собирает.
Ловит рыбу, муравьёв,
Отгадайте кто таков (медведь)
-Кто с кем пришёл?
Белка с бельчатами, лисица с лисятами и т. д.
-Поиграем с пальчиками.
«Ёж, медведь, барсук, енот,
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису
И зимой найдёшь в лесу»
-Кто с кем пришёл на поляну?
(волчица с волчатами, лиса с лисятами и т. д.)
Здесь я оставлю свою корзину с угощениями, каждый зверь найдёт в ней для себя лакомство по вкусу.
-А мы, ребята, давайте присядем, отдохнём, послушаем лесную тишину и подышим чистым лесным воздухом (3-4 раза вдох-выдох).
Ой, а из-за пенёчков торчат чьи-то ушки, хвостики, носы. Это лесные звери решили с нами поиграть в прятки, но прятки не такие как играете вы, а прятки-загадки. (Ребёнок описывает своё животное по схеме, не называя его, остальные дети должны отгадать о ком он говорит).
-Настала пора сделать лесную зарядку.
«На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Бобрята и енот,
Приходи и ты дружок.
Ставь руки в стороны, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разожми и на бочок»
-Мы сегодня много гуляли по лесу, встречались с животными, играли с ними. И для нас они приготовили свои портреты, но не простые, а с заданием. Надо заштриховать портреты так, как показано стрелками. Мы эти портреты отправим зверям письмом.
-Потрудились мы на славу, пора возвращаться в детский сад. Топали, топали до тополя дотопали, дальше потопали. Сели в машину, завели и поехали.
Вот мы и дома. Где мы были? С кем встречались? Кого видели в лесу? Все сегодня молодцы!
Источник: