Технология деятельностного метода «Ситуация» в дошкольном образовании

Светлана Краева
Технология деятельностного метода «Ситуация» в дошкольном образовании

Ж. Ж. Руссо, писал, что для любой деятельности, в том числе нашей педагогической, необходим инструмент. Таким инструментом — универсальным механизмом, ключиком для открытия детьми нового, развития их познавательной сферы служит технология деятельностного метода Л. Г. Петерсон «Ситуация». Технология описывает конкретные шаги, позволяющие каждому педагогу достичь поставленной образовательной цели в совместной с детьми деятельности. Основана технология на дидактических принципах:

• Принцип психологической комфортности предполагает создание атмосферы доверия, радости новых открытий, уверенности в своих силах. Задача педагога – быть организатором и помощником, развивать и поддерживать детскую жажду познаний, живой интерес, активность, самостоятельность, чувство значимости и уникальности каждой личности.

• Принцип деятельности предполагает организацию детских «открытий» в разнообразных видах детской деятельности.

• Принцип минимакс. Все дети разные, у каждого свой неповторимый путь развития, необходимо учитывать это, моделируя образовательные ситуации, и предлагать детям задания на достаточно высоком посильном для них уровне сложности. Кто-то из детей сможет решить задачу, выполнить задание самостоятельно; кому-то потребуются наводящие вопросы; а кто-то из детей пока сможет выполнить задание только «по показу». Но каждый ребенок сам, пытаясь дотянуться до своего максимума, легко освоит базовые основные знания предусмотренные программой.

• Нельзя ограничивать образовательный процесс только регламенти-рованными занятиями в детском саду, игнорируя общение с семьей, досуги, праздники, самостоятельную деятельность дошкольников, процесс образования должен быть целостностным.

• При создании проблемных ситуаций, необходимо поощрять детей к выдвижению все новых и новых гипотез, предлагая высказаться каждому. Важно, чтобы дети не просто предлагали разные варианты решения, но старались обосновать свой выбор, в этом состоит принцип вариативности

• Игра, пение, танцы, рисование, аппликация, конструирование, театрализация, общение – необходимые условия развития творческих способностей, воображения каждого ребенка. Дети участвуют в творческой деятельности, придумывая и создавая что-то новое. Таким образом, реализуется принцип творчества

• Принцип непрерывности предполагает формирование общих подходов к воспитанию и развитию ребенка на уровне общественных институтов, в частности семьи.

Нельзя учить ребенка чему-то, что ему не интересно, необходимо помогать детям делать свое открытие в сотворчестве с взрослым. В этом педагогам ДОО поможет технология деятельностного метода «Ситуация» пройдем по ее этапам.

На первом этапе введение в ситуацию создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности — мотивации включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать, так называемую, «детскую» цель. Для этого, они включаются в беседу, связанную с их жизненным опытом, личностно значимую для них. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы. Ключевыми вопросами для завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?». Как подчеркивал Л. С. Выготский, самым характерным для волевого действия, является свободный выбор цели своего поведения, мотивированной самим ребенком. Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной «взрослой» целью педагога. Задавая вопросы в последовательности «Хотите?» – «Сможете?», воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. В результате ребенок усваивает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, и приложу усилия то обязательно смогу!», «Я верю в свои силы!», «Я все сумею, все преодолею, всего добьюсь!».

Таким образом, на этапе «Введение в ситуацию» включается методологически обоснованный механизм («надо» – «хочу» – «могу»).

На этапе актуализации знаний и умений воспитатель направляет деятельность детей, актуализирует мыслительные операции, актуальные знания и опыт детей, необходимые им для нового «открытия». У детей формируется опыт понимания цели своей деятельности, путей взаимодействия со сверстниками, выявления и коррекции своих ошибок, а педагог как грамотный организатор ведет их к новым «открытиям».

Третий этап затруднение в ситуации является ключевым, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации. В рамках выбранного сюжета, моделируется ситуация в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Для достижения своей «детской» цели детям требуется выполнить некое действие, назовем его «пробным», выполнение этого действия опирается на то новое знание, которое им только предстоит «открыть» и которое на данный момент у них пока отсутствует. В связи с этим возникает затруднение. Воспитатель с помощью системы вопросов: «Смогли?» – «Почему не смогли?», помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида, не отказ от деятельности, а поиск причины и путей ее устранение. У детей вырабатывается важное качество — умение видеть свои ошибки, признавать: «я чего-то пока еще не знаю, не умею». Затруднение является личностно — значимым для каждого ребенка ведь оно препятствует достижению его «детской» цели, возникает желание преодолеть его, то есть теперь уже новая цель, связанная с познанием, соответствующая «взрослой» цели. Воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто» новое. Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они только что сами во взаимодействии со взрослым назвали причину затруднения.

На этапе «Открытия» нового знания (способа действий) воспитатель, вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решение вопросов проблемного характера. Вначале он побуждает детей выбрать путь преодоления затруднения. В младшем дошкольном возрасте основные способы преодоления затруднения — «попробовать догадаться самому» и/или «спросить у того, кто знает». В старшем дошкольном возрасте добавляется новый способ – «посмотреть в интернете, энциклопедии», «придумать самому, а потом проверить себя по образцу». Используя различные приемы и методы: побуждающий диалог, подводящий диалог, педагог организует построение нового знания, способа действий, которые фиксируются детьми в речи или, в знаках. Таким образом, дети получают опыт выбора способа преодоления затруднения, выдвижения и обоснования гипотез, «открытия» нового знания – пока путем догадки.

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка

Происходит в различных видах деятельности, в них новое знание, способ действий используется совместно с освоенными ранее, или в измененных условиях. Педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность. Дети приобретают первичный опыт самоконтроля своих действий и контроля действий сверстников. На этом этапе целесообразнее строить работу в команде, в парах или малых группах.

Шестой этап осмысление — необходимый элемент любой деятельности, ведь он позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных учебных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили этой цели добиться. С помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» – воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Далее, с помощью вопросов: «Как это удалось?», «Что делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества, способности) пригодились?» – подводит детей к выводу, что своей «детской» цели они достигли потому, что что-то узнали, чему-то научились, проявили себя. Это сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели: «Удалось … потому что узнали (научились…».

Технология деятельностного метода «Ситуация», является доступным инструментом для системного и целостного формирования у дошколят предпосылок универсальных учебных действий, которые определяются как умение учиться, способность личности к самоизменению, саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Опыт работы показывает, что использование технологии «Ситуация» позволяет педагогу соблюсти в своей работе все требования ФГОС ДО, а главное, достичь высоких результатов в развитии дошкольников. Благодаря использованию описанной выше технологии, наши дети научились рассуждать, размышлять, делать самостоятельные выводы, они не бояться выдвигать свои идеи, предположения, проявляют желание научиться новому. Процесс познания превратился в увлекательное занятие, дети чувствуют себя уверенно, знают, что у них все получится и их ждет успех в любой деятельности.

Литература

1. Петерсон Л. Г. Теория, методические положения и результаты апробации деятельностного метода обучения «Школа 2000. » — М, 2007г.

2. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Мазурина С. Е., Зайцева И. В. Что значит «уметь учиться» Методическое пособие для учителя. — М,2006г.

3. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» под общ. ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой-М. : БИНОМ. Лаборатория знаний,2018. – 352 с.

4. Материалы региональной конференции «Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000.» как средство реализации современных целей образования». М – 2008г.

5. https://www.sch2000.ru/ .

Источник: maam.ru