Страхи у детей дошкольного возраста

Любовь Буянова
Страхи у детей дошкольного возраста

Дошкольное образовательное учреждение – это то место, где ребенок проводит основную часть своего времени. В детском саду ребенок усваивает новые для него виды деятельности, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, и от того, насколько эмоционально комфортной окажется атмосфера вокруг него, смогут ли педагоги преодолеть возникшие у ребенка страхи, будет зависеть его умение активно действовать, решать различные возникающие перед ним задачи, проявлять свою индивидуальность.

Уровень выражения страха у ребенка можно определить по таким внешним признакам, как мимика, пантомимика, тремор, скованность, покраснение или побледнение лица, частота и ритм дыхания. При этом указанные выше внешние признаки страха соотносятся с самооценкой и уровнем притязаний ребенка, а также с особенностями его поведения и общения со взрослыми и сверстниками.

Для выявления уровня выражения страха по эмоциональному критерию необходимо наблюдение за изменениями в физиологической сфере ребенка, мимикой и пантомимикой ребенка во время занятий и свободной самостоятельной деятельности с целью выявления внешних признаков страха. Для определения уровня выражения чувства страха по познавательному критерию можно использовать методику В. Г. Щур «Лесенка» для изучения особенностей самооценки ребенка. Метод наблюдения за детьми во время занятий и свободной самостоятельной деятельности используется не только для выявления внешних признаков страха, но и особенностей поведения детей.

Как правило, дети не получают преставление о страхе как одном из важнейших феноменов человеческого бытия, внутреннем защитнике, помощнике и учителе человека.

Большое значение в данной работе по определению детских страхов необходимо уделить индивидуальной работе с педагогами (индивидуальным беседам и консультациям педагогов по каждому конкретному случаю). В работе с родителями предпочтение надо отдать индивидуальным и групповым консультациям на такие темы, как «Страхи – это серьезно», «Стиль воспитания и его влияние на возникновение страхов у детей», «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников», «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста», «Снижение страхов и тревожности у дошкольников», «Оценочные высказывания родителей и их роль в преодолении страхов у детей». Родителей дошкольников можно приглашать на открытые занятия, участвовать в разнообразных проектах и, конечно, принимать участие в праздниках с участием детей.

Страх рассматривается нами как сложное психологическое образование, характеризующиеся триадой взаимосвязанных элементов – эмоционального, когнитивного и поведенческого.

Преодоление детских страхов возможно при формировании ценностно-мотивационных компонентов личности, недостающих у ребенка знаний, умений и навыков. Ведущая роль в преодолении детских страхов отводится формированию познавательных интересов дошкольника к внутреннему миру человека и воспитанию таких нравственных и волевых качеств, как смелость, справедливость и милосердие. Таким образом, решая чисто педагогические задачи, педагоги способствуют преодолению детских страхов.

Личность человека справедливого, милосердного и смелого выступает в этом случае в качестве положительного нравственного примера, образца для подражания, к которому может стремиться и которому может подражать в своей жизни и деятельности дошкольник. Внутренний мир человека (взрослого и сверстника) отличается многогранностью, обладает богатым содержанием для формирования достаточно устойчивых интересов у детей старшего дошкольного возраста при соответствующей организации воспитательно-образовательной работы. Страх – часть внутреннего мира человека, неотъемлемый элемент человеческого бытия, защитник, помощник и учитель человека. Только человек справедливый, милосердный и смелый, преодолев свой страх, может создавать гармонию не только внутри себя, но и в окружающем мире.

Педагогический механизм преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста заключается в следующем: – формирование у ребенка интереса к своему внутреннему миру, затем интереса к внутреннему миру другого человека, далее – интереса к внутреннему миру человека смелого, справедливого, милосердного, желания быть похожим на него; – формирование у ребенка таких нравственных ценностных ориентаций, как смелость, милосердие и справедливость, и соответствующих им качеств личности.

Источник: maam.ru