Статья «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к гигиене и самообслуживанию»
Анастасия Кудинова
Статья «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к гигиене и самообслуживанию»
Аннотация Данная статья раскрывает условия успешного обучения младших дошкольников культурно – гигиеническим навыкам и самообслуживанию. Для этого предлагаются различные методы, приемы, педагогические правила, принципы, формы работы с детьми и родителями.
Ключевые слова культурно-гигиенические навыки, здоровье, самообслуживание, привычка, приобщение.
Воспитывая детей, мы берем на себя огромную ответственность за их здоровье.
Младший дошкольный возраст – серьёзный этап в биологическом развитии малыша. Идет бурное становление жизненно важных систем ребенка: центральной нервной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, лимфатической.
В этом возрасте детский организм легко раним и повышенно чувствителен ко всем колебаниям окружающей его среды: физической, социальной, психической.
Одна из главных целей, прописанных в ФГОС ДО — охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.
Очень важно сделать все возможное, чтобы дети не болели. Но не менее важно в этом возрасте заложить прочный фундамент здоровья на будущее – сформировать привычку к здоровому образу жизни.
Выдающийся академик, врач Н. М. Амосов говорил: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». Великий педагог Сухомлинский говорил: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
В нашем детском саду работа по данному направлению проводится в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
Считаем данную тему актуальной, т. к. в младшем дошкольном возрасте складывается такое личностное новообразование, как осознание своего «Я». Ребенок называет себя в первом лице: «Я САМ!». Но что малыш умеет делать сам? Где ему показать себя? Тут то и приходят на помощь культурно-гигиенические навыки. «Я сам умею одеваться, раздеваться, причесываться, умываться. Сам умею есть.» Пусть медленно, немного неуклюже, но «САМ»! Таким образом, у ребенка повышается самооценка и положение в социальном обществе, т. е. детском коллективе.
Целью данной работы является создание условий для успешного обучения детей культурно-гигиеническим навыкам и самообслуживанию.
Разработано несколько задач: формировать у детей осознание условий и правильной последовательности действий для успешного обучения культурно-гигиенических навыков и самообслуживания; развивать у детей умения и навыки пользования столовыми приборами, мылом, полотенцем, самостоятельному одеванию и раздеванию; воспитывать осознание правил и норм поведения за столом, в умывальной комнате, в раздевалке.
Для успешного привития культурно-гигиенических навыков мы применяем целый ряд педагогических приемов: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены, постепенное повышение требований к ним, поощрение самостоятельных действий.
Также используем наглядные методы: метод «пассивных» движений (взрослый кормит ребенка, фиксируя его руку в своей, метод подражания (подводя руку ребенка с ложкой ко рту, взрослый вытягивает губы «трубочкой», имитирует втягивание ее содержимого; малыш подражая взрослому, снимает с ложки пищу, метод неоднократного повторения. Словесные методы: потешки, приговорки, пеструшки, песни, сказки, стихи, рассказы.
Мы стараемся сочетать словесные и наглядные методы, используя сюжетные картинки и символы, дающие представление о последовательности выполнения действий при умывании, одевании на прогулку и т. д., используем русские народные потешки, приговорки, пеструшки при умывании, расчесывании волос, перед сном, при пробуждении и т. д.
Еще для успешного формирования культурно-гигиеническим навыкам и самообслуживанию используем формы работы с детьми: занятия, игра, беседа, художественное слово, иллюстрации, наблюдение, драматизация, чтение художественной литературы.
При формировании навыков соблюдаем педагогические правила: пример окружающих ребенка взрослых; весь уклад жизни семьи, стиль взаимоотношений между её членами; единое требование, предъявленное ребенку всеми взрослыми, воспитывающими его; ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослых, но не менее важно и поощрение; воспитание новых для ребенка навыков целесообразно использовать с уже имеющимися, закрепившимися ранее; для закрепления навыков целесообразно использовать игру; доводить начатое дело до конца; в процессе воспитания у детей навыков взрослым необходимо быть последовательными и настойчивыми в своих требованиях, систематически упражнять детей в тех или иных действиях.
Приведем пример одного дня в нашем детском саду.
Итак, утром с 7 до 8 часов мы встречаем детей. Пока ждем приходящих детей, предлагаем пришедшим поиграть в дидактические игры: «Найди пару»(дети находят по две одинаковые рукавички или перчатки); «Угостим кукол чаем» (воспитатель говорит детям: «К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давайте расставим чашки и блюдца. Теперь разложим ложки к чашкам. Катя, налей чай в чашку. Напои чаем нашим гостей.» В конце игры взрослый подытоживает: «Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай»).
Вот пришло время завтракать, мы идем умываться, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук нужно соблюдать последовательность действий: засучить рукава («Кто рукавчики не сучит, тот водички не получит!»); открыть кран; сложить ладони рук «лодочкой»; подставить руки под струю воды; закрыть кран; вытереть руки полотенцем насухо.
Идем за столы завтракать. Чтобы вызвать у детей аппетит, желание съесть кашу, рассказываем о её пользе. Также напоминаю о правилах поведения за столом. Дети позавтракали, воспитатель напоминает о салфетках, для чего они стоят на столе? (Чтобы вытереть рот и руки после еды.)
После завтрака свободная деятельность — предлагаем детям посмотреть иллюстрации к сказке К. Чуковского «Федорино горе».
В 9.00 – Организационная образовательная деятельность «Кто как купается»
В 9.30 начинаем собираться на прогулку. Предлагаем детям взять с собой на прогулку куклу Элю: «Давайте поможем кукле одеться, достанем из шкафчика одежду – шапку, куртку, ботиночки. Затем поочередно воспитатель берет каждую вещь, показывает ее детям, медленно проговаривая: надеваем шапку на голову, надеваем курточку, проденем руки в рукава, застегнем пуговицы. Вот, курточку надели! Надеваем ботиночки на ножки, вот шнурки, я помогу тебе завязать. Вот, ботиночки надели на ножки. Кукла собралась на прогулку, может идти гулять.» В целях закрепления у детей представлений об одежде, предлагаем им самостоятельно одеться и показать кукле Эли какие они молодцы. Приходим с прогулки, дети самостоятельно раздеваются. Воспитатель предлагает помощь – расстегнуть пуговицу, развязать шапку, показывает, как аккуратно нужно складывать кофту, колготки, штаны, привлекает более самостоятельных детей, чтобы помогли сверстникам.
Разделись, идем умываться. Игра «Мыльные перчатки» (Взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания пока не образуется пена. Обращает внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: «Вот какие у нас перчатки- белые!» Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит потешку: Ладушки, лудушки, с мылом моем лапушки, чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки! В кране булькает вода. Очень даже здорово! Моет рученьки сама Кирочка. Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода)»
Время обедать. Дети проходят за столы, садятся, кушают сначало суп, потом второе блюдо, затем компот. Взрослые напоминают детям о правилах поведения за столом.
После обеда дети готовятся ко сну. Раздеваются, аккуратно складывая одежду. Воспитатель помогает – показывает как выворачивать носки, колготки, футболку, юбку, шорты, платье.
Сончас. Когда все дети улеглись по кроваткам, читаем сказку К. Чуковского «Мойдодыр».
После сна дети делают вместе с воспитателем гимнастику пробуждения. Затем умываются. Одеваются, воспитатель напоминает последовательность одевания (колготки или носки — футболку или платье – шорты или юбка – сандали).
Полдник. Воспитатель предлагает более самостоятельным детям напомнить о правилах поведения за столом.
Свободная деятельность. Воспитатель играет детьми в сюжетно-ролевую игру «Ждем гостей». В игре дети учатся сервировать стол, закрепляют названия посуды, учат вежливые слова, закрепляют правила поведения за столом.
Перед ужином дети умываются. За ужином снова повторяем как нужно вести себя за столом.
Вечером, пока дети ждут родителей, предлагаем поиграть с лепбуком «Культурно-гигиенические навыки» (игры: разрезные картинки, алгоритм одевания, назови предметы одежду, назови посуду) и бизибордом (расстегивают и застегивают пуговицы, замочки и т. д).
Родителям предлагаем ознакомиться с информацией «Пора самим одеваться и раздеваться». А также разработано два сценария родительских собраний: «Чистота – та же красота», «Я сам».
Для воспитателей разработано несколько рекомендаций: «Пора самим одеваться и раздеваться», «Почему малышу трудно удержать ложку, расстегнуть и застегнуть пуговицу, завязать шнурки?» и т. д. Еще разработана картотека потешек, песенок, стишков, припевок по разделам режимных моментов.
Итогом данной работы является достижение поставленной цели – удалось успешно обучить детей культурно-гигиеническим навыкам и самообслуживанию путем создания разнообразных условий. Дети самостоятельно умываются, пользуются мылом, полотенцем, сидя за столом, аккуратно кушают, умеют раздеваться и одеваться в определенной последовательности, складывая аккуратно свою одежду, помогают сверстникам, с желанием и интересом принимают участие в играх, которые направлены на формирование культурно-гигиенических навыков, рассказывая при этом понравившиеся стишки, потешки.
Литература
1. Афонькина Ю. А., Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию [Текст] /. Афонькина Ю. А., Урунтаева Г. А. //, — 1997.
2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. [Текст] / Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. //, — 1991.
3. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ[Текст] / Зебзеева В. А. //, — 2007.
Источник: